Приветствую на канале, посвященном искусству и творчеству, друзья! Сегодня я подготовила для вас более личную, чем обычно, статью. Надеюсь, она вас развлечет и позабавит ✨
Школа – это не только формулы, правила и теоремы, но и кладезь забавных, порой нелепых, но запоминающихся историй. Особенно если ты – девочка, влюбленная в искусство и литературу и отчаянно пытаешься подружиться с точными науками (спойлер: безрезультатно 😄).
Автор канала как раз такая девочка, и мои школьные годы были полны комичных ситуаций, в которых карандаши, краски и томик стихов оказывались куда полезнее, чем учебник по алгебре и химии.
Предлагаю посмеяться над моими школьными взлетами и падениями на пути к освоению школьной программы. Тем более, Дзен объявил конкурс историй, связанных со школой - почему бы не поучаствовать, правда?
И конечно же, всю статью нас будут сопровождать картины разных авторов, дабы проиллюстрировать сей литературно-исторический опус 😉
Поэтический взрыв на уроке химии
Химия… О, эта загадочная наука, где буквы превращаются в формулы, а формулы – во взрывоопасные смеси!
Однажды, во время самостоятельной работы, я абсолютно забыла, как пишется нужная для решения задачи формула. В голове крутился только "Реквием" Ахматовой, который я заучивала накануне.
Так и не вспомнив формулу, я написала прямо в центре двойного листочка то, в чем была точно уверена:
"И упало каменное слово
На мою ещё живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.!"
Учительница, прочитав это, сначала помрачнела, а потом, увидев мои честные глаза, улыбнулась. Она оценила творческий подход, но, к сожалению, не поэтическую формулу. Пришлось пересдавать.
Иллюстрация: Ковешникова Майя Дмитриевна - В химической лаборатории. 1967 г:
Ботичелли и Сейлор Мун: телевизор против истории искусства
Ах, эти субботние утра… и благословенный час, когда юный эстет, предвкушая гармонию высокого, терзался муками выбора между эпохой Возрождения и криками "Лунная призма, дай мне силу!". В моем случае, выбор практически всегда склонялся в пользу второго.
Да, признаюсь, я систематически опаздывала на уроки Мировой художественной культуры, которые начинались одновременно с последними репликами героев аниме, в которое я была влюблена всеми фибрами души. Потому что "Sailor Moon" в картине мира тринадцатилетней мечтательницы намного важнее лекций об искусстве Месопотамии.
Но вся соль этой истории заключается в том, что на тех самых уроках, куда я отчаянно опаздывала, жертвуя академическими знаниями во имя японской анимации, нам показывали… "Гарри Поттера"!
Вот она, квинтэссенция современной культуры – пропустить рассказ о Караваджо, чтобы узнать, кто сегодня выиграет кубок Хогвартса! Ирония судьбы или просто доказательство того, что искусство XXI века принимает самые неожиданные формы?
В общем, субботние уроки МХК стали для меня дисциплиной, где стирались границы между классикой и поп-культурой, а также долгом ценителя искусства и фанатом аниме. И, кто знает, может быть, наша учительница и сейчас вспоминает ту странную девочку, которая опаздывала на уроки, но всегда привносила в них капельку чего-то волшебного?
В качестве иллюстрации у меня сюжет Григория Минского - Опоздали, 1950:
Геометрия как поэзия, или теорема Пифагора в стихах
Математика давалась мне легко ровно до шестого класса. Далее все эти формулы, уравнения и теоремы стали казаться мне каким-то инопланетным языком. Все, что можно было вызубрить, я зубрила, но способы заучивания у меня были весьма творческими: либо зарисовать, либо зарифмовать.
Однажды, на уроке геометрии, я решила продемонстрировать свой метод во всей красе.
Когда учительница попросила меня рассказать теорему Пифагора, я продекламировала стишок собственного сочинения:
В треугольнике прямоугольном и прелестном,
Где Пифагор гуляет вдоль его сторон,
Квадрат гипотенузы повсеместно
Сумме квадратов катетов будет равён.
Учительница была удивлена, класс замер. А потом раздалось несколько смешков, вогнавших меня в краску.
Мой поэтический порыв оценили, но отметили, что теорему все же нужно знать в академической формулировке. К слову, я помню её до сих пор - простенькая рифмовка сработала как надо.
Иллюстрация: Виктор Цветков - Не решила, 1969:
Прогульщица в маске книголюбки: история побега из математического рабства в объятия Зюскинда и Мураками
Позвольте мне поведать вам ещё одну историю о том, как юная душа, обременённая необходимостью внимать премудростям алгебры и геометрии, находила умиротворение в несколько… альтернативном образовательном пространстве.
Не поймите превратно, я не ставила под сомнение важность теоремы Пифагора или производной функции. Однако, склонность к гуманитарным наукам, а в особенности к литературе, неизменно перевешивала чашу интереса в сторону стихотворных размеров и законов драматургии.
Поэтому периодически (особенно, когда предстояло писать контрольную), подобно искусному диверсанту, я осуществляла манёвр "эвакуации из класса под прикрытием острой потребности в научном справочнике".
Пунктом назначения, разумеется, служила святая святых – школьная библиотека, где в атмосфере тишины и благоухания книжных страниц можно было предаться бегству от цифр и формул. И это в то время, когда мои сверстники прогуливали уроки более привычным для подростков образов: на лавочках или в подъездах в компании семечек или бутылок со взрослыми напитками.
Я же во время прогулов, не выходящих за пределы школы, зачитывалась фентези-циклом "Трое из леса" Никитина, "Кысью" Толстой и пугающим, но завораживающим "Парфюмером" Зюскинда. А если удавалось перехватить книгу модных тогда Мураками или Акунина, то к прогулам уроков прибавлялось отсутствие выполненного домашнего задания все по тем же нелюбимым дисциплинам.
В результате я так и не стала профессором математики, но зато приобрела несравненно большее: любовь к книгам, способность к самообразованию и умение находить очарование в разных литературных жанрах.
Иллюстрация: Агнес Буллош - Библиотекарша
Лучшие среди худших
Несмотря на проблемы с точными науками, я, как начитанный человек, нередко участвовала в интеллектуальных играх. Вот и в десятом классе меня в составе команды от класса отправили участвовать в очередном "Брейн-ринге".
Но игра оказалась весьма нестандартной: вопросы, заготовленные ведущей, были из разряда "задачек со звёздочкой", а предусмотренные за неправильные ответы штрафные очки обнуляли едва набранные баллы команд до отрицательного значения.
Несмотря на это, в тот день мы вышли победителями игры… с минусовым счетом: просто другие классы ушли в больший "минус", чем наш.
Эта неловкая победа с примесью испанского стыда запомнилась мне навсегда. Гордиться тут нечем, но стать лучшими среди худших – это тоже уникальное достижение!
Иллюстрация: идеально подходящая под историю работа Нормана Роквелла - вся наша команда сидела именно с такими лицами 😄
Несмотря на все эти истории, школу я закончила вполне сносно и мое фото несколько лет даже украшало школьный стенд "ими гордится школа". Правда, учительница физики заставила меня поклясться в том, что я никогда не пойду учиться на физтех, чтобы ей не было за меня стыдно 😅
Клятву я сдержала.
____________________________
Дорогие друзья, если мои истории смогли вас развлечь и насмешить – отлично! Значит, я не зря в свое время страдала над синусами и косинусами. Помните: быть гуманитарием – это не приговор, а стиль жизни. И если вас попросят решить квадратное уравнение, просто скажите, что вам необходимо вдохновение и вы пойдете за ним к музам 😉
А пока – до новых забавных встреч в мире шедевров искусства!
Будет здорово, если в комментариях вы поделитесь своими забавными историями из школьных времён - накануне 1 сентября это весьма актуально ⬇️ Или напишите мне "пару ласковых" о том, какой безответственной школьницей я была)