Спасательная операция завершена. Попыток спасти Наталью Наговицыну больше не будет. К сожалению, мы вынуждены сообщить: в этот раз чуда не случилось.
Две недели мы ждали и надеялись… То приходили сообщения о том, что Наталья погибла, то обнадеживающие вести о том, что, возможно, альпинистка еще жива и попытки спасти ее продолжаются.
Только вчера мы узнали, что 25 августа, то есть сегодня, будет предпринята последняя попытка спасти пострадавшую альпинистку.
Ожидалась хорошая погода, готовилась спасательная операция. И на какие-то часы мы поверили, что хороший исход возможен. Что Наталью действительно смогут снять с высоты… Что в этот раз чудо произойдет.
Но нет, друзья… Нет. Не случилось.
Больше нет надежды. Нет веры. Погибла или еще жива — уже неважно. В любом случае альпинистке никто не поможет. Спасательная операция завершена.
Сегодня должны были запустить беспилотник к месту, где вот уже две недели находится россиянка (напоминаем, что Наговицына сломала ногу при спуске с пика Победы еще 12 августа). Благодаря снимкам с дрона спасатели должны были определить, жива ли альпинистка. Однако даже направить БПЛА к месту нахождения Натальи не получилось — вопреки благоприятному прогнозу погода испортилась.
«Ждали несколько дней хорошей погоды. Надеялись запустить дрон. Было сообщение, что сегодня, 25 августа, погодные условия позволят это сделать. Но надежды не оправдались».
Если бы беспилотник смог взлететь и Наговицына подала бы признаки жизни, к ней на помощь направили бы еврокоптер Airbus Helicopters H125. Но и он не смог взлететь — погода не позволила.
«Два дня еврокоптер дежурил. Пилоты ждали "погодного окна". Не дождались. Сегодня еврокоптер вернулся на базу. Всё».
Из Италии в Киргизию прилетели пилоты, умеющие управлять еврокоптером в сложных условиях высокогорья. Именно они должны были спасти россиянку. Но теперь стало ясно: эвакуации не будет. Пилоты отбыли на родину.
«С тяжелым сердцем заканчиваем спасательную операцию. Все надеялись на чудо. Теперь всё. По домам».
Наталья Наговицына была опытной российской альпинисткой. В составе группы она взяла свою последнюю высоту — пик Победы, самую высокую точку Тянь-Шаня, расположенную на высоте примерно 7200 метров над уровнем моря. Во время спуска россиянка сломала ногу. Продолжить путь она не смогла.
Двое альпинистов, входящих в группу Наговицыной, пытались помочь ей. Узнав о происшествии, они, хоть и находились в момент ЧП ниже Натальи, вернулись к ней, чтобы оставить снаряжение и горелку. Этот подвиг стоил жизни одному из мужчин — от долгого нахождения в условиях разреженного воздуха у альпиниста начался отек мозга. Он погиб.
16 августа, через четыре дня после того, как Наговицына оказалась в безвыходном положении, её пытались спасти с помощью вертолета Ми-8 Минобороны Киргизии. Однако из-за турбулентности машина совершила жесткую посадку. Экипаж получил травмы.
На помощь россиянке отправлялся и отряд альпинистов. Однако из-за того, что лидер группы стал чувствовать себя плохо, им пришлось вернуться на базу.
В конце августа пик Победы становится неприступной крепостью. Там начинаются сильные морозы и ветра. До следующего лета добраться до места, где осталась Наталья, будет невозможно.
Нужно также понимать, что на семитысячнике погибло не менее 15 альпинистов. Все они так и остались там… на горе. Никого не удалось спасти — ни разу за всю историю покорения пика Победы.
Так что то, что Наталью можно будет спасти, сразу казалось несбыточной мечтой. Но люди пытались, делали всё возможное… Но не смогли.
Можно долго рассуждать о том, зачем альпинисты рискуют собой и лезут в эти горы, где каждый шаг смерти подобен. Всё равно будут идти вперед. Погибать. Но идти.