Ровно 75 лет назад, 24 августа 1950 года, в Москве были казнены два советских генерала — Григорий Кулик и Василий Гордов.
Высокопоставленные военачальники попали в опалу после того, как их частная беседа, записанная чекистами, стала поводом для обвинения в подготовке теракта против руководства СССР.
Несмотря на то, что оба отказались от своих показаний в суде и заявили о применении пыток, это не спасло их от смертного приговора.
Карьера Григория Кулика — уникальный пример взлета и падения в сталинской системе.
Уроженец полтавского хутора, младший сын крестьянской семьи, он начал службу фейерверкером в царской армии, где за храбрость в боях Первой мировой был награжден Георгиевским крестом.
Переломным моментом стала Гражданская война. Кулик сблизился с Климентом Ворошиловым и лично Сталиным во время обороны Царицына в 1918 году. Его умелое руководство артиллерией принесло ему благодарность будущего "вождя народов".
К 1940 году Кулик достиг пика карьеры: стал седьмым по счету маршалом Советского Союза и занял пост заместителя наркома обороны. Однако, как отмечают историки, его профессиональные качества не соответствовали высоким должностям.
С началом Великой Отечественной войны выявилась некомпетентность Кулика. Он допустил стратегическую ошибку, потребовав снять с производства эффективные 45- и 76-мм противотанковые пушки, что ослабило противотанковую оборону в критический момент.
Его командование на фронтах оказалось катастрофическим. В ноябре 1941 года Кулик самовольно сдал Керчь и Ростов-на-Дону, за что был разжалован до генерал-майора, лишен звания Героя Советского Союза и всех наград.
"Кулик во время пребывания на фронте систематически пьянствовал, вел развратный образ жизни и занимался расхищением государственной собственности", — гласило постановление Политбюро.
Личная жизнь маршала также оказалась под ударом. В 1940 году по требованию Сталина он развелся с женой Кирой Симонич, которую вскоре тайно арестовали и расстреляли.
Через несколько месяцев Кулик женился на подруге своей дочери, которая была младше его на 30 лет.
Несмотря на все провалы, Кулик избежал расстрела в военные годы благодаря близости к Сталину. Однако его привычка критиковать руководство страны в частных беседах стала роковой.
В 1946 году в куйбышевской гостинице "Москва" Кулик, Гордов и генерал Рыбальченко за бутылкой портвейна критиковали советские порядки и лично Сталина. Их разговор записывали сотрудники МГБ.
Как следствие, произошел арест и... пытки.
Арестованных подвергли пыткам, выбив признания в подготовке теракта. На суде все трое отказались от показаний, заявляя о избиениях, но это не помогло.
24 августа 1950 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила всех троих к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.
Только после смерти Сталина и ареста Берии началось пересмотрение дела. В 1956-1957 годах Кулика, Гордова и Рыбальченко реабилитировали, посмертно вернув звания и награды.
История Кулика остается ярким примером того, как в сталинской системе личная преданность могла вознести человека на вершину власти, но не могла гарантировать защиту от репрессий, когда политическая конъюнктура менялась.