Найти в Дзене

Как человек попадает в Капкан тревоги

Сейчас мы с вами разберем механизм возникновения и застревания человека в тревожном состоянии, который я назвал «Капкан тревоги». Одна из особенностей, отличающая нас от животных, заключается в том, что мы можем представлять себе разные варианты или сценарии развития будущего. Тревога — это страх перед будущим. Возникает он тогда, когда человек представляет себе вариант развития событий в будущем, в котором с ним происходит что-то плохое. И тревожный человек всегда представляет его в виде образа, который и вызывает в нем страх. Например, если человек боится летать в самолете, то страх у него вызывает не выраженная в словах мысль о том, что его самолет может разбиться или обязательно разобьется, как об этом говорит теория КПТ, а образ падающего или разбивающегося самолета. А если говорить точнее, человек представляет себя в этом падающем или разбивающемся самолете, в котором все, включая его, погибают. Любая эмоция снижает когнитивные способности человека, но наиболее эффективно с этой

Сейчас мы с вами разберем механизм возникновения и застревания человека в тревожном состоянии, который я назвал «Капкан тревоги».

Одна из особенностей, отличающая нас от животных, заключается в том, что мы можем представлять себе разные варианты или сценарии развития будущего.

Тревога — это страх перед будущим. Возникает он тогда, когда человек представляет себе вариант развития событий в будущем, в котором с ним происходит что-то плохое. И тревожный человек всегда представляет его в виде образа, который и вызывает в нем страх.

Например, если человек боится летать в самолете, то страх у него вызывает не выраженная в словах мысль о том, что его самолет может разбиться или обязательно разобьется, как об этом говорит теория КПТ, а образ падающего или разбивающегося самолета. А если говорить точнее, человек представляет себя в этом падающем или разбивающемся самолете, в котором все, включая его, погибают.

Любая эмоция снижает когнитивные способности человека, но наиболее эффективно с этой задачей справляются гнев и страх (Более подробно об этом я напишу в статье "Почему не бывает хорошей тревоги").

Страх, а именно под воздействием этой эмоции мы находимся во время тревоги, способствует выделению в кровь адреналина, который мобилизует весь организм, переводя его в т.н. защитный режим "Бей или беги". Что в свою очередь снижает способность рационально мыслить и разумно оценивать ситуацию.

Иногда сильный страх вообще выключает способность думать. И это утверждение очень легко подтвердить — просто вспомните моменты в жизни, когда вам было очень страшно, и вспомните, как "хорошо" в этом моменте вам думалось.

Теперь мы можем переходить к тому, как работает «Капкан тревоги». Возьмем тот же пример со страхом летать. Перед тревожным человеком замаячила перспектива перелета на самолете.

Его сознание просчитывает возможный плохой сценарий — авиакатастрофу и представляет его в виде образа. Этот образ вызывает в человеке страх и специфические связанные с этой эмоцией реакции в теле: мышечное напряжение, учащенное поверхностное дыхание, повышенное сердцебиение, потеющие ладони, дрожь в руках или ногах, помутнение сознания и т.д. вплоть до позывов сходить в туалет.

Далее часть внимания (а иногда и все внимание) тревожного человека сосредотачивается на этих неприятных ощущениях в теле, связанных со страхом. И из-за этого человек начинает воспринимать вероятный плохой сценарий развития будущего как неизбежный. Другими словами сознание использует неприятные ощущения в теле, которые вызваны страшным образом будущего, в качестве дополнительного подтверждения реальности возможной угрозы, что далее усиливает воздействие тревоги на человека. Причем все это происходит практически мгновенно.

Плюс параллельно с этим у человека происходит снижение когнитивных способностей, из-за чего ему гораздо сложнее разумно оценить сценарий развития событий, который он себе представил.

В итоге, человек, впадающий в состояние тревоги при мысли о полете на самолете, воспринимает возможную авиакатастрофу с его участием как неизбежность, несмотря на то, что вероятность погибнуть в авиакатастрофе — это приблизительно 1 случай на 10 - 20 млн полетов.

Вот так человек, воспринимая вероятное плохое будущее как неизбежное, попадает в капкан тревоги и застревает в своем тревожном состоянии.

А что со всем этим делать дальше, мы разберем в моей следующей статье про Переучет тревоги.