Мой сын учится в 3-м классе, в самой обычной общеобразовательной школе. На недавнем родительском собрании наша классная руководительница объявила о своем «педагогическом ноу-хау».
С этого года, для «повышения эффективности обучения», она решила разделить класс на две подгруппы по успеваемости для занятий по русскому языку и математике. Прямо так и сказала: «сильная» группа и «слабая» группа.
Вы не представляете, как это выглядело. Она зачитала списки. «Сильные» — это те, кто будет решать олимпиадные задачки и идти вперед. «Слабые» (и в этот список попал мой сын) — это те, кто будет «подтягивать хвосты» и «работать над ошибками».
И самое унизительное — это то, как это организовано. Дети не занимаются в разных кабинетах. Они все сидят в одной комнате. Просто «умных» она пересадила на первые парты, а «слабых» — на задние, назвав их «группа "Солнышко"», видимо, чтобы это не так обидно звучало. Но дети-то не дураки! Мой сын, узнав о нововведении, спросил меня: «Мама, а я что, тупой?».
У меня просто сердце разрывается. На детей в 9 лет повесили клеймо! Одним дали зеленый свет и статус «перспективных», а других записали в «отстающие» и посадили на галерку. Это же убьет в них всякое желание учиться! Они теперь будут бояться отвечать, будут чувствовать себя второсортными.
Мы, родители детей из «слабой» группы, в ужасе. Мы пытались поговорить с учительницей, но она стоит на своем: «Это современная методика, дифференцированный подход, я лучше знаю, как их учить».
Ваша история — это пример того, как педагогический эксперимент, возможно, задуманный из лучших побуждений, превращается в настоящую психологическую травму для детей.
Главный вопрос: имеет ли учитель право вот так открыто делить класс на «сильных» и «слабых»?
❌ Нет, не имеет. Открытое деление класса на постоянные группы по успеваемости с присвоением им ярлыков («сильные», «слабые», группа "Солнышко") является грубым нарушением педагогической этики и законодательства.
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании» гарантирует всем обучающимся равные права (статья 34) и защиту их человеческого достоинства (статья 3). Такое деление прямо унижает достоинство детей из «слабой» группы.
Может ли учитель сказать, что это было решение родительского комитета?
Даже если так (что маловероятно), это незаконно. Родительский комитет не имеет права вмешиваться в образовательный процесс и определять его методику.
Это исключительная компетенция педагога и школы, которые, в свою очередь, обязаны действовать в рамках закона.
Аргумент учителя про «дифференцированный подход» — он правомерен?
❌ Нет, в данном случае это манипуляция и подмена понятий.
Правильный дифференцированный подход — это когда учитель на одном уроке дает разноуровневые задания всем ученикам, позволяя каждому работать в своем темпе, но в рамках единого коллектива.
Неправильный подход (как у вас) — это сегрегация, то есть физическое и психологическое разделение детей на касты. Это не имеет ничего общего с современными образовательными технологиями.
Можно ли считать это дискриминацией?
Да, абсолютно. Статья 5 ФЗ «Об образовании» прямо гарантирует право на образование без дискриминации.
Хотя в статье не упомянута успеваемость, создание разных условий для получения образования в зависимости от способностей ученика внутри одного класса — это и есть форма дискриминации, которая создает неравные стартовые возможности и психологический дискомфорт.
А как же профильные классы (математические, гуманитарные)? Это же тоже деление?
Это совершенно другое. Профильные классы формируются в средней и старшей школе на основании добровольного выбора учеников и их родителей, часто по результатам вступительных испытаний.
Это углубленное изучение предметов по запросу. В вашем случае речь идет о принудительном делении в начальной школе в рамках общеобразовательной программы, что недопустимо.
Как доказать, что ребенку нанесен психологический вред?
Лучшим доказательством будет заключение детского психолога. Обратитесь к независимому специалисту, который проведет диагностику и сможет зафиксировать у ребенка повышенную тревожность, падение самооценки, страх перед школой, связанные именно с этой ситуацией. Такое заключение будет очень веским аргументом в жалобе.
Куда и как правильно жаловаться, если директор заодно с учителем?
Действуйте по ступенькам, но обязательно письменно.
➡️ Напишите коллективную жалобу на имя директора. Даже если вы знаете, что он поддержит учителя, этот шаг обязателен. Опишите ситуацию, укажите на нарушение прав детей и потребуйте прекратить эксперимент. Зарегистрируйте жалобу у секретаря.
➡️ Получив письменный отказ (или если ответа нет), пишите жалобу в Управление (Департамент) образования вашего города/района. Приложите к ней копию вашей первой жалобы и ответа директора.
➡️ Можно также обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе. Они очень чутко реагируют на такие случаи.
Ваш главный аргумент — нарушение принципа равенства и унижение человеческого достоинства ребенка. Оперируйте этими понятиями из Конституции РФ (статья 21) и ФЗ «Об образовании» (статьи 3 и 34).
Ваша позиция должна быть такой:
«Мы не против индивидуального подхода, но мы категорически против системы, которая с 9 лет делит наших детей на "первый" и "второй" сорт, нанося им психологическую травму. Это прямое нарушение их базовых прав, гарантированных государством».
Что, если учитель начнет «мстить» моему ребенку за жалобы?
Это называется предвзятое отношение, и это тоже грубое нарушение. Если вы заметите необоснованное занижение оценок или придирки, немедленно пишите новую жалобу директору и в Управление образования, но уже на предвзятое отношение к ученику.
Обычно после первой же серьезной проверки «сверху» желание мстить у педагогов пропадает.
Могу ли я потребовать перевода ребенка в другой класс или школу на этом основании?
✅ Да. Вы можете написать заявление о переводе, указав в качестве причины «создание в классе нездоровой, дискриминационной психологической обстановки, наносящей вред моему ребенку». Школа будет обязана рассмотреть ваше заявление и, при наличии мест в параллельном классе, удовлетворить его.