«Сколько будет два плюс два?» — спрашиваю я, выкладывая перед дочерью конфеты.
«Один, два, три, четыре!» — радостно считает она, прекрасно понимая, что правильно сосчитав конфеты, она их получит.
«Хорошо», — я отодвигаю конфеты в сторону и выкладываю счетные палочки.
«А сколько будет три плюс один?» — с надеждой спрашиваю я.
«Один, два, три, четыре», — уже с меньшим энтузиазмом считает дочь, искренне глядя мне в глаза, надеясь, что я переведу счет обратно в конфеты.
Но я, мать-ехидна, вместо счетных палочек показываю ей на планшете пример: 3 + 1 = ? Сколько? Ну сколько? Дочь начинает быстро хлопать глазами, переключая взгляд с конфет на палочки и на меня, и так поочередно. В ее глазах начинают скапливаться слезы...
3 + 1… «Доча, это же элементарно!» — хочется закричать мне, но я сдерживаю гнев. С цифрами у дочери не ладится. Кажется, что ее мозг не приспособлен к образам цифр. Счет на пальцах тоже не освоен, а нам уже восемь!
Причина в диагнозе ЗПРР — задержке психоречевого развития, который у нас с двух лет. Большую часть времени я занимаюсь ее развитием: диспансеризация, нейропсихологи, ноотропы, логопедический сад. Общее недоразвитие речи (ОНР) тянется за диагнозом ЗПРР, но мы его в основном преодолели.
К семи-восьми годам Аня, дочка, стала лучше разговаривать, но до сих пор путает род, склонения и торопится выразить свои мысли. Например, вместо того чтобы назвать предмет, просит: «Дай мне это. Ну вот это!». Я делаю вид, что не понимаю, и жду, пока она сформулирует мысль. Но часто вместо этого она начинает психовать.
За последние пять лет ушло много нервов и денег. А тут еще и школа! В Красноярске нас готовили к коррекционному классу, где учатся дети с разными неврологическими диагнозами. Там есть все нужные специалисты и педагоги, учебный план построен таким образом, что школа сочетается с элементами детского сада, то есть дети там на весь день. Но эта школа находится на другом конце города, и попасть в нее сложно, потому что в миллионном Красноярске всего две такие школы.
В Калининграде нас отправили учиться в обычную школу. Я удивилась: а как же специалисты и логопеды? Мне ответили, что нужно искать школу, где они есть. Оказалось, такие школы в городе есть! Это 24-я школа на улице Пионерской, 9, во дворах за «Миром Тканей». Там есть логопед, психолог и даже дефектолог. Когда мы пришли подавать документы в прошлом году, нашим выпискам там не удивились и спокойно приняли в первый класс.
Но почему, закончив первый класс, мы снова идем в первый класс в 2025 году? Перед школой мы прошли психолого-медико-педагогическую комиссию, где нам выдали программу 7.2. Это значит, что курс начальной школы надо пройти за пять лет вместо четырех. Лишний год дается на освоение первого класса повторно. Если бы мы остались в детском саду до восьми лет, ситуация была бы той же, но технически проще было пойти в школу. В управлении образования сказали, что оставить нас в саду до восьми лет нельзя.
Дочь полюбила школу. Ей нравится сидеть за уроками, но по большей части она рисует в тетради или что-то пишет на свой манер. Кстати, она левша, и это тоже влияет на ее работу мозга, например, она может написать свое имя левой рукой зеркально! Во второй раз в первом классе мы будем отрабатывать навыки письма и счета. Хорошо, что таблицу умножения откладываем еще на год.
Я рада, что в обычной школе Калининграда есть нужные нам педагоги. Приходится конечно, ходить на дополнительные занятия еще к нейропсихологу, но сама атмосфера в школе прекрасная. Педагоги участвуют в помощи ребенку, да и нормотипичные дети не относятся к дочке как-то иначе.
Далее небольшой совет: родители, не волнуйтесь, если у вашего ребенка есть проблемы с усвоением материала. Ищите школу, которая не превратит обучение в испытание, а поможет ребенку. В Калининграде есть множество возможностей для таких детей: образовательные центры и консультационные службы для родителей. Кстати, про 24-ю школу нам тоже там и подсказали, на консультации у детского психолога. Поэтому бояться таких служб не стоит.
Благодарю за чтение и спасибо за лайк! Если вам интересно, расскажу подробнее о том, как прошел наш первый год в первом классе. А что вы думаете об таком подходе к образованию?