Найти в Дзене

Боевые искусства как логическая система.Введение в конструкцию боевых систем рукопашных и фехтования китайских воинских искусств ч.IV

ТЕКСТ И ФОТО: ЯН. ШИМАНКЕВИЧ

РИСУНКИ: Д.ЦЫБУЛЬСКА

Поединок на холодном оружии, особенно режущем, имеет ключевую особенность, отличающую его от рукопашного боя: здесь практически каждое попадание смертельно или как минимум полностью выводит противника из строя. В рукопашном бою, напротив, можно выдержать несколько ударов и продолжить схватку.

Анализ развития кунг-фу в Китае приводит к выводу, что не существует системы, которая не разработала бы или не адаптировала какие-либо техники владения „холодным оружием. Изначально это обычно была палка. Со временем появилось уже несколько десятков различных видов оружия.

Зачастую- выдающиеся мастера конкретных систем создавали собственные, уникальные только для их школ виды оружия и техники работы с ними.

В руках мастера оружием могло стать что угодно: трубка, скамья, палочки для еды, веер или зонт.

Иногда это был музыкальный инструмент - например, флейта. Так возникла огромная область боевых искусств, которая со временем начала жить собственной жизнью. Однако следует отметить, что из-за чрезвычайной опасности боя с оружием, обучать ему следует только самых продвинутых адептов. Лишь тогда в их руках оно станет по-настоящему эффективным.

Основой рукопашного боя является способ наблюдения за противником. Каждое движение должно быть предварено работой локтя или колена.

Поэтому точки локтей и коленей определяют окружность в пространстве, на которую должен быть направлен наш взгляд перед началом схватки (рис. 1).

Иначе обстоит дело в бою холодным оружием.

Здесь мы должны наблюдать в первую очередь за самим оружием. В этом случае мы имеем дело с двумя видами пространства: При использовании относительно короткого оружия, такого как двуручный меч в кендзюцу, центральными точками пространственной окружности являются плечи, локти и кисти на рукояти меча (рис. 3). В случае парного оружия - кисти на его рукоятях. В случае одноручного меча или сабли - ключевой точкой становится кисть на рукояти. Для длинного оружия (например, копья, алебарды, а также шеста) центром пространственной окружности является конец оружия (рис. 2).

Смысл всех тактик боя с оружием заключается в том, чтобы преодолеть или обойти оружие противника, чтобы добраться до его конечностей или корпуса.

Таким образом, возникает ситуация ближнего боя, где помимо оружия могут дополнительно применяться техники рукопашного боя. В этом случае способы наблюдения за действиями противника смешиваются между собой.

Как говорил выдающийся мастер Вин Чунь кунг-фу Вонг Шун Леунг:

«Тренировка с оружием, как и рукопашный бой, делает основной упор на практическую сторону техники, а не на её красоту. Необходимо достичь уровня, на котором происходит согласование системных концепций и практических навыков, а каждая техника должна быть предельно точной.

Основная ошибка — выполнение в защите слишком большого количества движений».

В случае длинного оружия сокращение дистанции происходит по прямой линии. Однако это не линия, соединяющая противников, а угловая траектория, заданная, например, древком оружия оппонента.

Именно вдоль древка должно скользить наше оружие, чтобы контролировать движение оружия противника.

пространство в рукопашном бою
пространство в рукопашном бою
пространство при одноручном хвате сабли
пространство при одноручном хвате сабли

При использовании короткого оружия, как например меч или сабля, можно сократить дистанцию посредством одновременной техники блокирующей и атакующей. При оружии очень коротком, как например топор, кинжал, тесак или нож-бабочка, из-за подвижности оружия противника, чтобы контролировать ситуацию и одновременно эффективно атаковать, необходимо выполнение атаки предварительной с целью связывания оружия противника, поскольку оно может изменять в ходе движения углы резания.

Таким образом, ситуацию боя можно основно по­ дразделить на три доминирующие стратегии. При оружии длинном - после атаки противника; при оружии средней длины - во время атаки противника; при оружии очень коротком - до атаки противника.

Существуют десятки типов китайского оружия .

Многие из них характерны лишь для единичных систем, например: гунь гун, то есть кольца для захватывания и ломания конечностей или оружия противника; эмэй ци, то есть вращательно закреплённые на кольце, надеваемом на средний палец, длинные шпильки; цзюцзе жуань бяо, то есть железный хлыст с лезвием; верёвка с грузиком Ху сии чуй или с лезвием шэн бяо и т.д.

пространство при двручном хвате меча
пространство при двручном хвате меча
Пример вступительной атаки с целью связывания оружия противника и исполнения эффективного и безопасного завершающей в боюс с парой барт чаа дао против другой пары такого же оружия
Пример вступительной атаки с целью связывания оружия противника и исполнения эффективного и безопасного завершающей в боюс с парой барт чаа дао против другой пары такого же оружия
Вступитаельная атака
Вступитаельная атака
Закрытие пространства и контратака (вариант А)
Закрытие пространства и контратака (вариант А)
Закрытие пространства и контратака (вариант Б)
Закрытие пространства и контратака (вариант Б)

Оружие в кунг-фу являлось и по сей день остаётся важным дополняющим элементом в обучении рукопашному бою. Когда-то оно было незаменимо, чтобы противостоять вооружённому солдату или разбойнику, не подвергаясь излишним поражениям.

Сегодня оно стало элементом традиции, который в некоторых случаях ещё не утратил своих практических достоинств.

Мудрая политика создателей отдельных систем кунг-фу была здесь проверена жизнью. В современ­ ности суть тренировки с оружием заключается в осознании практикующими факта, что традиционное оружие — это лишь средство для понимания и познания принципов, управляющих боем с оружием. Если мы постигнем его суть, то крышка от мусорного бака может стать щитом, палка — мечом, а черенок от швабры или выброшенная новогодняя ёлка - шестом.

Таким образом, в современном кунг-фу тренировка с оружием — это не только стремление освоить определённый вид вооружения, но и способ познания общих принципов применения бое­вых техник.

В завершение этих фун­даментальных рассу­ждений, касающихся искусства кунг-фу как логической системы, можно определить определённую схему, которая аккумулирует всё знание по данной теме. Данная схема применима для понимания любой, не только китайской, боевой системы Дальнего Востока.

-9