ТЕКСТ И ФОТО: ЯН. ШИМАНКЕВИЧ
РИСУНКИ: Д.ЦЫБУЛЬСКА
Поединок на холодном оружии, особенно режущем, имеет ключевую особенность, отличающую его от рукопашного боя: здесь практически каждое попадание смертельно или как минимум полностью выводит противника из строя. В рукопашном бою, напротив, можно выдержать несколько ударов и продолжить схватку.
Анализ развития кунг-фу в Китае приводит к выводу, что не существует системы, которая не разработала бы или не адаптировала какие-либо техники владения „холодным оружием. Изначально это обычно была палка. Со временем появилось уже несколько десятков различных видов оружия.
Зачастую- выдающиеся мастера конкретных систем создавали собственные, уникальные только для их школ виды оружия и техники работы с ними.
В руках мастера оружием могло стать что угодно: трубка, скамья, палочки для еды, веер или зонт.
Иногда это был музыкальный инструмент - например, флейта. Так возникла огромная область боевых искусств, которая со временем начала жить собственной жизнью. Однако следует отметить, что из-за чрезвычайной опасности боя с оружием, обучать ему следует только самых продвинутых адептов. Лишь тогда в их руках оно станет по-настоящему эффективным.
Основой рукопашного боя является способ наблюдения за противником. Каждое движение должно быть предварено работой локтя или колена.
Поэтому точки локтей и коленей определяют окружность в пространстве, на которую должен быть направлен наш взгляд перед началом схватки (рис. 1).
Иначе обстоит дело в бою холодным оружием.
Здесь мы должны наблюдать в первую очередь за самим оружием. В этом случае мы имеем дело с двумя видами пространства: При использовании относительно короткого оружия, такого как двуручный меч в кендзюцу, центральными точками пространственной окружности являются плечи, локти и кисти на рукояти меча (рис. 3). В случае парного оружия - кисти на его рукоятях. В случае одноручного меча или сабли - ключевой точкой становится кисть на рукояти. Для длинного оружия (например, копья, алебарды, а также шеста) центром пространственной окружности является конец оружия (рис. 2).
Смысл всех тактик боя с оружием заключается в том, чтобы преодолеть или обойти оружие противника, чтобы добраться до его конечностей или корпуса.
Таким образом, возникает ситуация ближнего боя, где помимо оружия могут дополнительно применяться техники рукопашного боя. В этом случае способы наблюдения за действиями противника смешиваются между собой.
Как говорил выдающийся мастер Вин Чунь кунг-фу Вонг Шун Леунг:
«Тренировка с оружием, как и рукопашный бой, делает основной упор на практическую сторону техники, а не на её красоту. Необходимо достичь уровня, на котором происходит согласование системных концепций и практических навыков, а каждая техника должна быть предельно точной.
Основная ошибка — выполнение в защите слишком большого количества движений».
В случае длинного оружия сокращение дистанции происходит по прямой линии. Однако это не линия, соединяющая противников, а угловая траектория, заданная, например, древком оружия оппонента.
Именно вдоль древка должно скользить наше оружие, чтобы контролировать движение оружия противника.
При использовании короткого оружия, как например меч или сабля, можно сократить дистанцию посредством одновременной техники блокирующей и атакующей. При оружии очень коротком, как например топор, кинжал, тесак или нож-бабочка, из-за подвижности оружия противника, чтобы контролировать ситуацию и одновременно эффективно атаковать, необходимо выполнение атаки предварительной с целью связывания оружия противника, поскольку оно может изменять в ходе движения углы резания.
Таким образом, ситуацию боя можно основно по дразделить на три доминирующие стратегии. При оружии длинном - после атаки противника; при оружии средней длины - во время атаки противника; при оружии очень коротком - до атаки противника.
Существуют десятки типов китайского оружия .
Многие из них характерны лишь для единичных систем, например: гунь гун, то есть кольца для захватывания и ломания конечностей или оружия противника; эмэй ци, то есть вращательно закреплённые на кольце, надеваемом на средний палец, длинные шпильки; цзюцзе жуань бяо, то есть железный хлыст с лезвием; верёвка с грузиком Ху сии чуй или с лезвием шэн бяо и т.д.
Оружие в кунг-фу являлось и по сей день остаётся важным дополняющим элементом в обучении рукопашному бою. Когда-то оно было незаменимо, чтобы противостоять вооружённому солдату или разбойнику, не подвергаясь излишним поражениям.
Сегодня оно стало элементом традиции, который в некоторых случаях ещё не утратил своих практических достоинств.
Мудрая политика создателей отдельных систем кунг-фу была здесь проверена жизнью. В современ ности суть тренировки с оружием заключается в осознании практикующими факта, что традиционное оружие — это лишь средство для понимания и познания принципов, управляющих боем с оружием. Если мы постигнем его суть, то крышка от мусорного бака может стать щитом, палка — мечом, а черенок от швабры или выброшенная новогодняя ёлка - шестом.
Таким образом, в современном кунг-фу тренировка с оружием — это не только стремление освоить определённый вид вооружения, но и способ познания общих принципов применения боевых техник.
В завершение этих фундаментальных рассуждений, касающихся искусства кунг-фу как логической системы, можно определить определённую схему, которая аккумулирует всё знание по данной теме. Данная схема применима для понимания любой, не только китайской, боевой системы Дальнего Востока.