Найти в Дзене

Ч.5. История деревень. Архив отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. Иштиряк Заинский район ТАССР

Экспедиционные материалы. История деревень. Название деревни на момент экспедиции: Иштиряк Заинский район ТАССР Название на татарском: Иштиряк Историческое географическое положение: - Экспедиция Мухаметшина Ю.Г., 1977 г. Подразделение этноса: казанские татары Информатор – Гибадуллин Гильмулла, 74 года, Хуснутдинов Ахматша, 84 года Обработано: Э.А. Сагдиевой В деревню первым пришел дед Иштиряк. Вся местность была покрыта лесом. В деревне жили также кыргызлар их же называли и кара-калпак. Они пришли еще во время жизни деда информатора. До сих пор название кыргыз сохранилось в прозвищах – кыргыз Шаймардан. Все они смешались с татарами. Но раньше их земли и общество были отдельные; отдельно же делили землю, имели собственную мечеть и муллу. Землю взяли захватом – неочищенные участки и выкорчевали. До сих пор есть конец улицы – Кыргыз очы, и кладбище кыргыз зираты, хоронят и сейчас некоторые семьи там отдельно. Есть также около деревни марийское кладбище – «чирмеш зираты». Есть заброшенное
дер. Куяново. Худ. Ю.Г. Мухаметшин
дер. Куяново. Худ. Ю.Г. Мухаметшин

Экспедиционные материалы. История деревень.

Название деревни на момент экспедиции: Иштиряк Заинский район ТАССР

Название на татарском: Иштиряк

Историческое географическое положение: -

Экспедиция Мухаметшина Ю.Г., 1977 г.

Подразделение этноса: казанские татары

Информатор – Гибадуллин Гильмулла, 74 года, Хуснутдинов Ахматша, 84 года

Обработано: Э.А. Сагдиевой

В деревню первым пришел дед Иштиряк. Вся местность была покрыта лесом. В деревне жили также кыргызлар их же называли и кара-калпак. Они пришли еще во время жизни деда информатора. До сих пор название кыргыз сохранилось в прозвищах – кыргыз Шаймардан. Все они смешались с татарами. Но раньше их земли и общество были отдельные; отдельно же делили землю, имели собственную мечеть и муллу. Землю взяли захватом – неочищенные участки и выкорчевали. До сих пор есть конец улицы – Кыргыз очы, и кладбище кыргыз зираты, хоронят и сейчас некоторые семьи там отдельно. Есть также около деревни марийское кладбище – «чирмеш зираты». Есть заброшенное старинное кладбище – татарское – в поле деревни Мортыш (кряшен).

Деревня входила в Афанасьевскую волость Мензелинского уезда. Основана около 200 лет назад. Первыми пришли деды Чурай, Мокат, а также кыргызы – Җомай.

В Сельский совет входят еще две кряшенские деревни Мортыш, Авлаш. Крещения здесь избежали, убежав в леса, кругом были леса – липовые и сосновые.

Ясачных, мурз, казаков – не было.

Киреметь – нет.

В деревнях вдоль реки Зая проводили Сары айгыр җыены, в начале июня. Второй в деревне Кәрәкә, затем в Иштирякове и третий в деревне Биклян – «Казанский» джиен.

В джиен «Сары айгыр җыены» участвовали деревни Түбән Чаллы, Кызыл Чапчак, Тоба, Зирекле, Шепкә, Аксар. Начиналось после 1 месяца и 3х недель после кряшенской Пасхи.

Ашыт җыены – в деревне Ашыт, Кәрәкә, Бигеш, Карман, Верх. и Ниж.Пинячи, после 1 недели первого джиена. Третий джиен – в Бикляне. Участвовали всего три деревни – Ташлык, Шангәлче, Иштиряк. Это самый последний Казанский джиен, проходил после двух недель от второго. Праздновали 4-5 дней.

В Черемисском кладбище водили вокруг заболевших лошадей.

По информации, собранной в деревни Верхние Пиняги, татары самих себя в прошлом называли кара-калпаками, а другие татары их называли киргизами. Их было около 40-50 дворов. Во время Петра Великого переселились сюда. Делали кумыз. У них было свое собственное сельское общество, мечеть, земли. Землю делили тоже отдельно.