Роман будет ещё долго рождать споры, потому как написан эзоповым языком в самые страшные годы истории России. Эти годы для нашей страны (о! парадокс!) бесспорно, и самые «прекрасные и яростные» одновременно. Отсюда и такое разное прочтение, такие разные трактовки романа: кто-то увидит в нём сатиру, кто-то - гимн любви, кто-то философские размышления о предназначении человека.
Особенно заметны противоречия в прочтении, если сравнить экранизации романа. Но я этого делать не стану. Моя задача - изложить академическую точку зрения на это произведение
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – безусловно яркое и глубокое произведение русской литературы, в котором удивительно сочетаются реальность и фантазия, прошлое и настоящее...
Эти линии сливаются в финале воедино, несмотря даже на стилевые различия, ибо главное в романе не рассказ о событиях, освещаемых в каждой сюжетной линии, а его проблематика. Поиск истины, нахождение ответа на вопросы о добре и зле, прославление человека как высшей ценности, взаимоотношения власти и человека – вот основные проблемы романа.
В нём Михаил Афанасьевич использует нестандартный авторский прием – переплетение трёх сюжетных линий: исторической (ершалаимские главы), сатирической (московские главы) и любовной (история Мастера и Маргариты
Таким образом, роман Мастера (Булгакова) об ответственности человека за добро. И тем больше человек ответственен, чем больше он это понимает, чем отчётливее он осознаёт свою причастность к победе над злом в себе и мире. «Мастер и Маргарита» – это произведение, которое не оставляет читателей равнодушными и заставляет задуматься о глубине человеческой души, сущности добра и зла. Главы Ершалаима не только рассказывают нам о прошлом, но и дают уроки для настоящего и будущего. Они учат нас ценить историю и наследие культуры, быть сильными и решительными, искать мудрости и доброты. Роман напоминает нам, что каждое наше действие и каждое решение имеет последствия, поэтому мы несем ответственность за свои действия.
Поэтому так важно разобраться с назначением почти Евангельских образов Иешуа и Воланда. И вообще с "Ершалаимскими" главами, которые играют в романе "Мастер и Маргарита" особую роль. Между московскими и ершалаимскими главами у Булгакова заметна параллель.
Интересно, что действие и исторических, и современных событий приходится именно на Страстную неделю (Воланд со свитой появляется в среду, а в ночь на Святое Воскресенье, на Пасху, отбывает из Москвы. События же “ершалаимских глав” укладываются в пятницу на Страстной неделе).
Трудно также не заметить сходство описания двух городов, разделённых двумя тысячами лет и тысячами километров.
Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами базары, караван-сараи, переулки, пруды… Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете.
А теперь другое описание, описание Москвы тридцатых годов ХХ века:
Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Всё пропало, как будто этого никогда не было на свете.
Детали, ритм, интонация фраз совпадают.
"Вечные символы": силы природы: солнце, луна, гроза, туча, молния – присутствуют при описании как Ершалаима в день казни Иешуа, так и Москвы в последний день пребывания в ней Воланда и Мастера. Это не может быть случайностью.
События в древнем Ершалаиме и сталинской Москве разделяют сотни лет, но в 30-х годах ХХ века всё так же силён страх перед властью, свободомыслие преследуется, инакомыслящие уничтожаются, беззаконие и расправа могут вершиться по воле и от имени толпы. Люди склонны к трусости и предательству, их помыслы корыстолюбивы и тщеславны. Честность, искренность, любовь и верность редки.
Многоликая жизнь Москвы и её обитателей, поражает пестротой и и обилием персонажей. Повествование ведётся иронически, порой откровенно игривым тоном. Главы, содержащие, роман о Понтии Пилате, написанный Мастером, напротив выдержаны в торжественном, неторопливом стиле, события излагаются, как в античных текстах. Нет авторской оценки, создаётся впечатление хроники событий. Такие разные стили помогают сделать акцент на вневременной связи между эпохами и вечной актуальности хранимых в Библии истин. Всё это помогают подвести читателя к мысли о ВЕЛИКОЙ ЭВОЛЮЦИИ, протесту против насильственного прерывания хода истории - любимой идеи великого МАСТЕРА - М.А. Булгакова.
PS это была первая (вступительная) статья о самом спорном романе современности.
(Использованы материалы из книги Владимира Михайловича Акимова «На ветрах времени»)