Каждый год наша команда учителей и наставников проживает один день с расписанием онлайн-занятий как у наших ребят, чтобы каждый мог почувствовать себя на месте своих учеников. Мы начали с зум-завтрака, посетили онлайн-уроки и завершили день встречей «классный час» с совместной рефлексией.
В течение дня взрослые попадали в трудные учебные ситуации и внимательно анализировали, какие условия могут побуждать подростка:
- испытывать негативные эмоции
- сдаваться и отказываться от выполнения задания
- снижать качество своей работы
- обращаться за помощью к ИИ
- искать легкие пути выполнения заданий
На одном из уроков учителя получили заведомо невыполнимое задание: написать большое сочинение «Как я провел лето» за 5 минут. Кто-то сразу увидел, что за отведенное время нельзя выдать высокое качество работы, и стал применять лайфхаки, чтобы успеть написать хоть что-то. Другие приняли вызов, но почувствовали себя неуспешными. Третьи вдохновились примером коллег и уже в процессе увидели, что миссия невыполнима…
Потом было интересно анализировать обратную связь от педагогов и проводить параллели с тем, что чувствуют гораздо менее опытные ученики на уроке, когда учитель не учел индивидуальные особенности разных ребят.
По окончанию дня онлайн-занятий каждый взрослый ощутил усталость и удовлетворение от выполненной работы. Мы вновь убедились, как важно поддерживать баланс между умственной нагрузкой и отдыхом во время обучения онлайн, и как непросто подготовить качественный, сбалансированный по времени и содержанию онлайн-урок.
Почему же учиться онлайн вовсе не легче, чем в очной школе?
Для многих семей онлайн-обучение ассоциируется с комфортом, мобильностью и легкой возможностью получить аттестат. Ребята и родители нередко ожидают, что «на удаленке» потребуется значительно меньше усилий, чем в очной школе. Поэтому после «Дня глазами учеников» нам особенно захотелось развеять некоторые иллюзии и дать рекомендации тем, кто рассматривает дистанционный формат обучения.
Главная особенность онлайн-образования — необходимость самостоятельно организовывать свой учебный процесс
Примеры:
- Дома не прозвенит звонок, если ты это не организуешь сам
- Одноклассник не скажет: «Бежим, а то не успеем на урок!»
- Не у кого спросить, где будет урок, если забыл расписание
- Нет соседа, который поделится учебником
- Нет привычной обратной связи, если ученик замечтался (или даже уснул)
- Никто не скажет: «Ты чего сидишь, уже перемена?!»
- Вместо завтрака и обеда в столовой часто надо разогреть, а иногда и приготовить еду самостоятельно
- И многие другие моменты, о которых в обычной школе можно не задумываться.
По этой причине онлайн-формат действительно подходит не всем, а только целеустремленным ученикам, которые готовы перестроить свою жизнь и включить в нее планирование, самодисциплину и множество других полезных навыков. Среди навыков, которые развиваются в среде Онлайн-школы Европейской гимназии, значительное внимание уделяется soft skills, необходимым для онлайн-обучения — самоорганизации и медиаграмотности
Поэтому в нашей школе на одного ученика приходится целых два значимых взрослых помимо учителя — наставник класса и личный тьютор.
Развивать навыки, необходимые для успешного онлайн-обучения, и оказывать поддержку ребятам помогают не только неравнодушные учителя, но и чуткий наставник класса, а также личный тьютор.
Старт обучения в онлайн-школе с «живыми» уроками напоминает первый месяц на новой удалённой работе, когда нужно влиться в новый коллектив, быстро освоить новые программы и в целом понять, как здесь всё устроено. Это получается не у всех взрослых. Те, кто работал в команде онлайн, знают, насколько труднее воспринимать информацию и точно передавать свои мысли людям, которых никогда не видел в реальной жизни.
Обычно по реакции собеседника можно на ходу скорректировать мысль или интонацию, а для онлайн-общения нужно развивать «цифровую эмпатию». В век клипового мышления также важно осваивать разные медиатехнологии, чтобы кратко и ярко презентовать свои идеи и работы.
Всему этому ребята учатся, параллельно осваивая основную школьную программу. По окончанию школы им, несомненно, становится легче влиться в любую проектную деятельность, чем большинству сверстников. Это мы слышим от наших выпускников и старшеклассников.
Наставники максимально вовлечены в каждого ученика в первые месяцы обучения и готовы прийти на помощь, если у новеньких возникает путаница со ссылками, временем либо непонятен формат взаимодействия, новая платформа или формулировка задания от учителя.
Казалось бы, наша слаженная команда благодаря многолетнему опыту уже заранее знает все сложности, которые могут возникать у подростков в онлайн-обучении, но мы предпочитаем не расслабляться. Поэтому в следующем году снова будет «День глазами учеников», а также другие значимые для нас события, которые помогают увидеть важность своей работы и определить точки роста.
С таким настроем мы начинаем новый учебный 2025/2026 год!
#онлайн-обучение #онлайн-школа
#онлайн-уроки #адаптация #цифроваяэмпатия