Честно вспоминаю, как отчаянно обыватели противились некогда у нас переименованию милиции в полицию. Мол, полицаи, напоминание о немецкой оккупации, никогда не приживется это слово... А теперь читаю иной раз статьи наших современников о старом времени, и там нет-нет да проскакивает: «советская полиция преступника арестовала в 1976-м году...».
- В общем, забыли уже словечко «милиция». А те кому сейчас менее тридцати лет от роду и вовсе никаких милиционеров почти не помнят родимых. Искренне считают: всегда у нас полицейские охраняли порядок. Однако зачем вообще у нас милицию в полицию-то переименовали в марте 2011-го?
Сразу скажу, что милиция (от латинского miles - воин и militia - воинское ополчение) у нас появилась еще в 1812-м году. Земская милиция, что должно была селения от войск Наполеона защищать. А затем, уже как добровольная силовая структура - весной 1917-го, при Временном правительстве. Взамен считавшейся полностью антиреволюционной царской старой полиции.
Прийдя к власти в октябре большевики решили именно милицию оставить. Как чисто добровольное ополчение. Правоохранительный орган из числа тех же рабочих, что днем на заводе трудятся, а по ночам города родимые от наплыва бандюганов патрулируют. 10 ноября 1917-го подписан был тот самый декрет «О рабочей милиции». День этот на долгие годы стал известен как День милиции.
- Правда, быстро наступило осознание у совласти: с расплодившимися профессиональными урками непрофессиональная милиция точно не справится. И милиция быстро превратилась из народного добровольного ополчения в полный аналог прежней полиции.
Однако уже в 1990-е начало постепенно приходить осознание: милицию в новой капиталистической России можно переименовать уже в полноценную полицию. Как поступили многие страны постсоветского пространства. К тому же теперь стало считаться:
- Уже милиция себя дискредитировала напрочь, показала свою работу совершенно неэффективной. Слово «милиция» вызывает ассоциации лишь с невиданным размахом коррупции и низким доверием общества.
Правда, тогда отчаянно шутили над переименованием возможным немало. Тот же Петросян, помню, хохотал со сцены:
- Господин будет полицейский... Неважно, что у него в кобуре огурец лежит... Зато полицейский!
Однако окончательное решение об изменении названия пришло лишь на излете нулевых. Спустя почти 20 лет после распада СССР. И, попутно переименовав милицию в полицию, наши власти крупно перетрясли весь сложный аппарат МВД, уволив оттуда немало «лишних» засидевшихся людей. Те же профессионалы, кто прошел переаттестацию, отныне гордо стали именовать себя полицейскими. С ЗП на 10-20% выше прежнего. И соответствующим изменением формы.
- Когда милицию переименовали в полицию, медики занервничали, потому что подумали, что и их тоже на букву П переименуют (С) - шутка из 2011-го.
Изменения названия считалось восстановлением исторической справедливости. Ведь все же до революции Россия целых два века именно полицию знала, еще Петром учрежденную.
- Переименование же заметно улучшило покосившийся в лихие 1990-е имидж отечественных правоохранителей. И попутно приблизило нашу страну к общемировым стандартам. Иначе прежде, иные западные иностранцы у нас вообще не понимали, что за милиция такая, куда обращаться в случае необходимости.
Один мой знакомый американец честно признавался - впервые приехав в Россию в 1997-м году долго не мог распонять, что за militia такая в России повсюду. Ибо в английском языком под словом militia (милиша) понимают народное ополчение, что охраняет в случае боевых действий тыловую прифронтовую полосу. Спрашивал:
- У вас тут что везде война что ли?
- После переименования милиции в полицию устаревшие звания предлагается заменить на: Гауптштурмфюрер, Группенфюрер и так далее - еще одна шутка эпохи (М).
Любопытно, что переименование не коснулось, например, ОМОНа- ОПОНом он, вопреки ожиданиям, не стал. Ибо ОМОН себя точно никак не дискредитировал и хорошо народом узнавался :) Просто букву М стали понимать как «мобильный» теперь - «Отряд мобильный особого назначения».
- Как вы считаете спустя вот уже 14 лет - нужно было переименовывать милицию в полицию? Может без толку и нужно было оставить как прежде все?