К 1860-м годам Иван Тургенев был уже известным писателем. В 1840-е прогремели его «Записки охотника» — заметки из усадебной жизни глазами господ и бедняков. Тогда же он много писал для театра — «Месяц в деревне» и камерные пьесы вроде «Завтрака у предводителя» и «Где тонко, там и рвется». В 1850-е Тургенев дебютировал как романист и вскоре создал три крупных произведения: «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети».
Также в 1852 году вышла «Муму», и после нее автор почти не работал с малыми литературными формами. С повестью «Первая любовь» 1860 года Иван Тургенев вернулся к небольшим текстам.
«Сюжет «Первой любви» автобиографичен, о чем Тургенев говорил неоднократно».
Евгения Кийко, специалист по русской литературе и литературной критике XIX века
Французский славист Андре Мазон полагал, что первые наброски к повести Тургенев сделал примерно в 1858 году. К этому времени относится лист из его парижского архива с заметками к новым произведениям. Иван Тургенев указал в них:
Действующие лица повести Первая любовь.
Я, мальчик 15 лет. —
Мой [отец] — 38 лет.
Моя мать — 40 л.
А в рукописи «Первой любви» автор зафиксировал:
«Начата в Петербурге в первых числах 1860-го года. Кончена в Петербурге в четверг, 10-го/22 марта 1860-го года».
В повести автор обратился к своему юношескому опыту — это известно в том числе из свидетельств современников. Переводчица и мемуаристка Наталья Островская вспоминала замечание Тургенева:
«В «Первой любви»… я изобразил своего отца».
А историк Анатолий Половцев зафиксировал такое высказывание писателя:
«Одну только повесть я перечитываю с удовольствием. Это «Первая любовь». Она, пожалуй, мое любимое произведение. В остальном — хотя немного, да выдумано, в «Первой любви» же описано действительное происшествие без малейшей прикраски».
Иван Тургенев часто опирался на личный опыт, выбирая темы для своих произведений. Смысл и тема повести во многом заложены в ее заголовке. Как отмечали исследователи, для трех главных героев понятие «первая любовь» раскрывается с разных сторон, из чего рождается конфликт их мировоззрений. Для юного Владимира важна новизна чувства, опыт, которого у него раньше не было. Для его отца — страсть, сила эмоций. А для Зинаиды — то, что при обилии мужского внимания она впервые увлеклась сама и чувство к отцу Владимира оказалось для нее единственной роковой любовью, исключительным событием в ее недолгой жизни.
Читайте в нашем материале, как писатель горячо и безответно влюбился, что помешало этим отношениям и как исследователи выяснили настоящую личность возлюбленной, хотя автор оставил в тексте лишь туманные намеки.