Сегодня речь пойдёт, пожалуй, о жемчужине Рязанки, чьи достопримечательности чуть ли не лидировали в самых разных голосованиях. При этом даже в выходные я не видел столько народу. Собственно, речь пойдёт о Коломне!
Коломна — город древний, судя по археологическим данным, основан он если не в начале, то в 1-ой половине XII века, а первое упоминание его датируется 1177 г. Теорий его происхождения очень много, то ли из-за того, что тут изготавливали колёса (слово "колома" означает как раз "колесо"), то ли из-за того, что тут шла торговля, то ли от финно-угорского слова, означающего "кладбище", то ли из нескольких балтийских языков (если все их сложить, получается "река с зарослями аира", аир — это одно из прибрежных, водных либо болотных растений), то ли из-за того, что река была с таким именем…
Помимо того, что в Москву-реку впадает Коломенка, здесь же впадает и сама Москва-река — в Оку.
Коломенский Кремль
Расположение: район Старая Коломна, ближе к западу.
Собственно, это — лидер множества голосований на тему одной из ведущих достопримечательностей России с "Россией 10" во главе! Неудивительно — одна из старейших крепостей на территории России и Московской области в частности. Нынешний вариант, впрочем довольно молод по старорусским меркам.
Дело в том, что кремли — русские крепости — строились почти повсеместно, аналоги в Европе — цитадели. Собственно, знаменитый Московский Кремль и многие другие также начинались с функции оборонительных крепостей. Конкретно этот вариант был построен по приказу Василия III в 1525-1531 гг. для обороны от крымских татар. Другое дело, что со временем, когда вопрос крымских татар был снят, эту крепость начали разбирать местные жители для построек (как Колизей разбирали в своё время), пока Николай I своим указом не запретил подобную практику. Многое разобрать успели подчистую, но не этот кремль — много чего осталось, и в дальнейшем весь кремль был отреставрирован.
Сама крепость немногим меньше Московского Кремля, всего-то на 4 га меньше! Сегодня это что-то вроде музея-заповедника (в любом случае памятник истории и культуры федерального значения), тут есть множество музеев по самой разной тематике. Из интересного — дом подарков, он посвящён теме одежды XIX — 1-ой половины (причём всей и даже чуть сверх того) XX веков. Также тут есть локация под названием "Тайная жизнь ненужных вещей" — сюда можно принести свою какую-то ненужную вещь, а салон её реализует за какие-то символические деньги, идущие на поддержание работы самого этого центра, так как он ещё и, среди прочего, издаёт книги о городе. Ещё построен культурный центр "Лига", прямо в отреставрированном доме, тут проходят разные выставки, а ещё при нём можно найти сувенирную лавку.
Конечно, соборы тоже найдёте с Успенским во главе. Этот Успенский собор — кафедральный для местной епархии. Посвящение Успению Богородицы вас не должно настораживать: у нас в России очень много церквей, посвящённых именно тематикам, связанным и с девой Марией в том числе, Успенский собор Кремля — тоже из этой серии.
Коломенский Кремль — вторая моя подмосковная достопримечательность после МАКСа и первая постоянно действующая. Я туда впервые заскочил летом 2014 г. и впоследствии гостил здесь не раз.
Музей трамваев
Адрес: улица Дмитрия Донского, 15.
Формально числится за Коломенским Кремлём и выходит прямо на Москву-реку, что несколько символично. Этот музей даже на сайте Кремля упомянут.
В городе находится завод, где в прошлом выпускали трамваи, включая самый первый российский трамвайный вагон, а сейчас тут делают в основном вагоны и локомотивы для поездов дальнего следования. Так что здесь и был обустроен большой музей по трамвайной теме — здесь собраны разные трамвайные вагоны как России, так и разных стран мира. Это, конечно, не экспозиция трамвайных вагонов под открытым небом, но всё равно тут найдётся много образцов, пусть и миниатюрных.
Железнодорожный музей, кстати, в теории здесь тоже отлично зайдёт. Дело в том, что в Коломне первыми начали выпускать тепловозы, ныне активно используемые на железных дорогах, где нет электрификации, так как они вытеснили паровозы (они теперь используются как музейные экспонаты по всему миру, насколько я знаю, либо как аттракционы, но если вы знаете случаи, где паровоз используется именно как локомотив для полноценных транспортных целей и сегодня, пишите смело). Так что есть дополнительные поводы для гордости!
Вот сколько хотел заскочить сюда, так и не удалось этого сделать. Возможно, из-за того, что меня тогда смутило посещение по предварительной записи. Вроде бы сейчас это требование убрали.
Музейная фабрика пастилы
Адрес: улица Полянская, 4.
Этот музей есть и на сайте Кремля, но по факту он от него "оторван", так как находится не в его стенах даже в теории и несколько от него отдалена.
Фабрика музейная, работает по образцам XIX века. Сам рецепт коломенской пастилы, некогда поставляемой даже к царскому двору, после 1917 г. был утрачен и восстановлен относительно недавно. Однако сама локация в памяти надолго застряла из осени 2014 года — живое производство, с театрализованной экскурсией, с владельцем заведения! Сверх того, тут есть сад, где выращиваются ингредиенты для пастилы. Естественно, после трудов у вас будет возможность отведать их результат!
При музейной фабрике также есть свой сувенирный магазин, где, разумеется, можно будет взять и саму пастилу, даже открыли театр при фабрике (он, собственно, тоже когда-то существовал)!
Важный момент. Дело в том, что по "пастильной" тематике тут есть ещё одна локация — на Посадской, 13А. В памяти всё то, что я запомнил, у меня приписалось именно к фабрике, но если по у меня по идее должна была всплыть не фабрика, а музей "Коломенская Пастила" (ключевой маркёр тут — именно театрализованная экскурсия с хозяевами заведения), дайте знать.
Логистика
С логистикой сюда связан один очень странный факт, но о нём в соответствующей подборке. Пока лишь предложу ориентироваться на ключевой ж/д вокзал города, Голутвин. Это — конечная многих поездов из Москвы всех мастей. Далее можно сесть на трамваи маршрутов №№1 (на вокзал) или 3 (в исторический центр) и проехать до остановки "Площадь Двух Революций", затем по Ивановской улице на север выйти к Кремлю.
До фабрики пастилы же ходят трамваи маршрутов №№5, 9, 10 (остановка "Улица Левшина"), и ни один из них не следует до Голутвина (не позволяет путевое развитие), правда, по соседству ещё одна ж/д платформа, Коломна, но там останавливаются не все поезда. Можно сделать пересадку на Советской площади — как раз получите все трамваи, следующие до фабрики пастилы и платформы Коломна, а до Советской площади от Голутвина можно приехать на любом трамвае оттуда.
Да, про платформу Коломна. Всё же свои плюсы у её расположения есть — она находится ближе к историческому центру. Пастильная тематика так и вовсе почти по соседству. А вот до Кремля нужно будет проехать на трамвае маршрута №9.
На этом с Коломной пока заканчиваю, а в следующий раз речь пойдёт о городе, потенциально мощном туристическом центре Рязанки, только сделайте там пассажирское движение, и всё! А пока скажите, чем вас смогла удивить Коломна? И ходили ли бы вы в музей про поезда в Коломне (напомню: он был бы здесь в тему)?
Спасибо за то, что дочитали до конца! Буду рад, если подпишетесь на канал! Возможно, я смог вас заинтересовать ещё какими-нибудь публикациями?
Например, рассказом о хорде Мытищи — Фрязево?
Или, может быть, о скоростном транспорте Москвы, ставшем её неотъемлемой частью и даже её символом?
Возможно, хотите почитать о курортах Эгейского побережья Турции? Раннее бронирование, говорят, выгоднее?…
Или же я смогу вас заинтересовать районами Саньи? Там уже и сезон близко…