Найти в Дзене
Наталья Баева

Обыватель Жюль Верн

"Жюль Верн?! Обыватель?! Поклёп и клевета!" - воскликнет каждый, кто в детстве "в кино видел", а потом, возможно, и прочёл "Дети капитана Гранта", "Вокруг света в восемьдесят дней", "Из пушки на Луну"... Но если начать знакомство с писателем не с самых известных его романов? Если, например, прочесть "Лотерейный билет 9672"? Едва ли не единственная его вещь, вдохновленная красотами природы. Никаких приключений, никаких открытий, и даже никаких богатырских характеров! Но что же всё-таки в этой книге есть такого, что она отлично читается? В 1885 году немолодой уже писатель, перебирая впечатления своей жизни, вернулся памятью на четверть века назад. В Норвегию. Съездил туда не по издательским делам, а просто как турист. Любопытно было, есть ли ещё в обжитой Европе труднодоступные уголки, не то что без железных дорог, но и вообще почти без дорог? Добрался, и то, что увидел, едва ли можно было описать бедным человеческим языком: сказочны красоты Вестфиорддальской долины и грандиозного водоп

"Жюль Верн?! Обыватель?! Поклёп и клевета!" - воскликнет каждый, кто в детстве "в кино видел", а потом, возможно, и прочёл "Дети капитана Гранта", "Вокруг света в восемьдесят дней", "Из пушки на Луну"...

Но если начать знакомство с писателем не с самых известных его романов? Если, например, прочесть "Лотерейный билет 9672"?

-2

Едва ли не единственная его вещь, вдохновленная красотами природы. Никаких приключений, никаких открытий, и даже никаких богатырских характеров! Но что же всё-таки в этой книге есть такого, что она отлично читается?

В 1885 году немолодой уже писатель, перебирая впечатления своей жизни, вернулся памятью на четверть века назад. В Норвегию. Съездил туда не по издательским делам, а просто как турист. Любопытно было, есть ли ещё в обжитой Европе труднодоступные уголки, не то что без железных дорог, но и вообще почти без дорог? Добрался, и то, что увидел, едва ли можно было описать бедным человеческим языком: сказочны красоты Вестфиорддальской долины и грандиозного водопада Рьюкан. Он превосходит по высоте "раскрученный" Ниагарский в шесть раз!

-3

Но интереснее природной экзотики оказались люди. Такие простые и "однозначные", каких в "цивилизации", наверное, уже и не осталось. Такие закалённые природой, такие дружные (уже потому что в одиночку здесь не выжить), что веришь: подвиги здесь не совершают лишь потому что жизнь не требует. Потребуют - совершат.

А сюжет незамысловат: брат и сестра, Гильда и Жоэль, только что повзрослели. Они очень дружны, и любят матушку, фру Хансен. С виду она сурова, даже деспотична, но как не понять, что иначе нельзя держать семейное предприятие - гостиницу для туристов? Гильда занимается закупками и готовкой, Жоэль - проводник, а матушка - директор. И есть у Гильды жених Оле, который, конечно же, не станет уводить её из дома, а сам войдёт в их дело. Ведь он и вырос приёмышем в их семье, и однажды сказал просто и буднично: "Гильда, а не пожениться ли нам?" А теперь вот Оле - моряк. Из каждого рейса спешит ДОМОЙ. И вот однажды...

Жоэль и Гильда спасают человека, который чуть не рухнул в водопад, чудом удержался на камне. Незадачливый турист оказывается столичным профессором. И матушка Хансен решилась довериться новому знакомому, рассказать ему о том, о чём не рассказала детям: они на грани разорения, в лапах ростовщика. Крепко надеялась она на себя - и вот, запуталась... А тут ещё и дочкин жених не вернулся из рейса, не пришёл корабль.

Сильвиус Хогг ничего не обещает, но действует. Кажется, всё плохо: найдена бутылка, прибившаяся к берегу, а в ней лотерейный билет и записка Оле. Нет надежды на спасение, но вот этот билет... вдруг счастливый? Пусть Гильда съездит с ним на розыгрыш!

-4

Да, на билет выпал крупный выигрыш. И когда распорядители лотереи спросили, кто выиграл, из зала на сцену вышел... Оле! Оказывается, не все погибают в кораблекрушении. Выжил - и вернулся вовремя.

-5

И мерзкий ростовщик остался ни с чем, удалось - таки отсудить у него ферму, благодаря стараниям опытного юриста.

Любим сказки со счастливым концом? Полюбим и эту. Но как это не похоже на неуёмного романтика Жюля Верна! А впрочем... Остаться живыми - здоровыми в приключениях "на суше и на море", а также в космосе, и среди пиратов, и на Полюсе - это столь же маловероятно, как выиграть в лотерею. Но ведь ... бывает!

И если уж нужны "разговоры о главном" и прочих духовных скрепах, так эти разговоры, по крайней мере, не должны быть скучными! И вот тут книга французского романтика очень кстати. Ведь её мораль так проста и очевидна: по-настоящему мы нужны ТОЛЬКО своим родителям и своим детям. Друзьям? Это если ОЧЕНЬ повезёт. Да и не бывает друзей много, один - это уже подарок судьбы.

Так стоит ли искать приложения своим силам, удачи и счастья за тридевять земель? Не лучше ли ценить то, что рядом? Тех, что ЕСТЬ?