Захожу в кабинет и вижу десять пар глаз, устремлённых не на меня, а в экраны смартфонов. Сначала кажется, что они где-то далеко, но потом ловлю себя на мысли: я сама такая же. Мы ищем ответы на вопросы с помощью ИИ. И с нашими детьми всё в порядке. Просто мы в других обстоятельствах.
Мы все изменились. Изменилась и наша роль.
Раньше учитель был главным и часто единственным проводником в мир знаний. Сегодня информация доступна всегда и везде: она буквально у каждого в кармане. И это меняет правила игры.
Современный учитель становится не лектором, читающим чужие тексты, а наставником, помогающим детям пережить на опыте те знания, которые у них уже есть.
У нас в медиашколе ИИ используется, как помощник в создании сценариев для коротких видео или для поиска необычных фактов при публичном спиче. Но полностью написанные ИИ сценарии или статьи - я НЕ принимаю от учеников. Мы можем это использовать, но полностью заменять идеи и слова человека, значить отобрать у него возможность проявляться этому миру таким, какой он есть.
В некоторых странах уже экспериментируют с виртуальными «двойниками» педагогов. В Китае, например, создали ИИ-аватары учителей, доступные студентам онлайн 24/7. Они проверяют тесты, отвечают на вопросы, повторяют материал. Это отлично работает в понятной системе школьного материала, но у нас в творческом образовании - это невозможно. Мы используем исключительно индивидуальный подход и за это нас ценят родители.
Именно поэтому я воспринимаю технологии как помощников, а не замену. Когда искусственный интеллект работает на бизнес-задачи и составляет отчёты, у меня высвобождаются часы - бесценные часы - для живой работы с каждым ребёнком.
Дети уже давно ходят в школу не за знаниями, а за человеческим общением со сверстниками. Во многих общеобразовательных школах окончательно потерян авторитет учителя, потому что программа, по которой он работает - безнадёжно устарела и не соответствует новому мышлению детей. Они родились с интернетом и узнают любые факты моментально. И учитель здесь должен выполнять роль друга, наставника и практика. Он должен показать, как эти знания теперь применить на практике, в жизни. Особенно сейчас, когда ИИ может сделать за учителя отчёт. Это и есть настоящее образование - там, где технологии освобождают пространство для человеческого участия.
Сегодня происходит удивительный парадокс: чем больше технологий вокруг, тем ценнее становится живое присутствие учителя.
Цифровые тьюторы могут объяснить материал. Нейросети могут проверять домашние работы. Но они не способны увидеть, что ребёнку сегодня нужна не новая формула, а простая беседа.
У моей дочери три репетитора по разным предметам и я их выбирала исключительно по человеческим качествам. Я попросила учителя литературы преподавать не по шаблону, а через психологию каждого персонажа в книге. И обязательно проводить параллель с современностью. Классические произведения дети не понимают, там используется язык, которого больше нет в обиходе у русских людей. Это как если бы нам дали почитать книгу на старославянском языке. Поэтому у детей сейчас отторжение от того, что даёт им школа.
Я понимаю, что становлюсь наставником не только для детей, но и для родителей, которые теряются в этом новом мире. Они не понимают, что им делать с детьми, которые не хотят учиться в обычной школе. Авторитет школы потерян. И родителям кажется, что с их детьми что-то не так.
Мы разговариваем о том, что оценки в электронном дневнике - это не главное. Оценочная система устарела. Каждый человек уникален и не может быть сравним с другим. Важнее - не разучить ребёнка удивляться. Чтобы он продолжал задавать вопросы, даже если ответ можно найти в Википедии за три секунды. Чтобы он приходил к тебе со своими открытиями и знал, что ты услышишь.
Даже со всеми новыми технологиями дети от нас не бегут домой. Они горят своим делом. Создают фильмы и научно-популярные видео, тренируют навык публичных выступлений и дружат. Но это пока только в таких маленьких школах дополнительного образования. А вот роль учителя в больших школах пока далека от того, что нужно современным детям.
Образование должно стать не системой тестов и отчётов. Вот тут его легко заменит ИИ. Учитель в современной системе образования должен быть про то, как один человек помогает другому найти себя. Это всегда будет живой историей, в которой важнее всего - человеческое сердце. Учителям сейчас надо научиться видеть и слышать каждого.
Учитель будущего - это не тот, кто знает больше всех. Это тот, кто помогает ученику найти собственный путь, вдохновляет пробовать и открывать.
В мире, где технологии становятся всё умнее, наша главная задача остаётся прежней - оставаться людьми.
И я со своими коллегами уже разработала такую систему обучения, за которой родители везут детей из разных концов Москвы и в будни и в выходные. В августе 2025 года Медиашкола ПРОГОВОРИ заняла Первое место в кубке креативных индустрий среди 500 проектов со всей страны. Образование в радость возможно!
Продолжайте любить детей и любовь подскажет как действовать…