Есть компании, у которых есть история успеха. Есть те, у кого есть история краха. А есть SAAB. У этой компании есть диагноз. И если бы у автомобильных брендов были психотерапевты, то сеансы с "Саабом" были бы самыми интересными.
Это была компания, которая родилась в небе, подарила миру турбину для народа и была одержима безопасностью так, будто каждый их клиент — это лично шведский король. Как бренд с такой репутацией умудрился обанкротиться? О, тут все просто. Он встретил своего "эффективного менеджера". На связи Юрич, сейчас мы погрузимся в одну из интересных историй о том, как погибают достойные марки.
Акт 1: Аэродинамический пельмень и щепотка турбо-перца
Чтобы понять, почему SAAB умер, надо понять, как он родился. Вторая мировая закончилась, и шведским авиационным инженерам из компании SAAB (Svenska Aeroplan Aktiebolaget) стало откровенно скучно. Группа из 16 человек, большинство из которых даже не имело водительских прав, получила приказ: сделать машину. Не посмотрев ни на кого, они просто взяли и сделали самолетное крыло на колесах. Получился проект Ursaab с коэффициентом лобового сопротивления Cd 0.30. В 1949 году! Для сравнения, у современного Porsche 911 этот показатель — 0.29. А под капотом у него стоял двухтактный двигатель от DKW. Двухтактник в машине! Это как поставить на истребитель педальный привод. Дико, но по-своему гениально.
Их ДНК было простым: "Если все делают так — значит, мы сделаем наоборот". Все ставят задний привод? Мы поставим передний, в Швеции зима, вообще-то. Все экономят на металле? Мы сделаем А-стойки такой толщины, что они выдержат вес двух таких же "Саабов" при перевороте. Замок зажигания на руле? Ерунда. Ставим между сиденьями, чтобы при аварии ключ не раздробил водителю колено. Каждая деталь была пропитана логикой, пусть и очень странной.
А потом они взяли и добавили в этот свой скандинавский суп щепотку кайенского перца. Турбину. На модели Saab 99 Turbo 1978 года они первыми в мире поставили компактную турбину Garrett T3 с вестгейтом, которая сделала технологию массовой. Но настоящая магия появилась на Saab 900 Turbo — система APC (Automatic Performance Control). Это был, по сути, бортовой компьютер с датчиком детонации, который в реальном времени регулировал давление наддува. Ебёныч, это позволяло мотору безболезненно "переваривать" бензин разного качества, от 92-го до 98-го, выжимая из него максимум. В 80-е!
SAAB был на коне. Умный, быстрый, безопасный. Что могло пойти не так? Спойлер: всё.
Акт 2: Когда завхоз пришел к Да Винчи
А потом у гениев, как обычно, начали заканчиваться деньги. И они решили найти партнера. Так на пороге их инженерного рая появился американский гигант General Motors. Это как если бы Леонардо да Винчи пришел за деньгами к вашему завхозу, а тот ему сказал: "Так, Лео, никаких фресок. Вот тебе валик, банка белой краски, и чтобы к вечеру все стены были покрашены. По ГОСТу".
GM посмотрел на уникальные и дорогие разработки "Сааба" и сказал свое веское "Hold my beer". И выкатил им платформу GM2900 от Opel Vectra для создания нового Saab 900. Говорят, когда шведские инженеры это увидели, они молча вышли и выкурили весь годовой запас шведских сигарет. Вместо их фирменной передней подвески на двойных поперечных рычагах им предложили простой МакФерсон. Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) у "Опеля" был слабее. Жесткость кузова на кручение была как у консервной банки по сравнению с их стандартами. В итоге шведы потратили больше миллиарда крон и внесли сотни изменений в платформу, чтобы из этого... ну, вы поняли... сделать что-то, что хотя бы отдаленно напоминало SAAB по безопасности. Душа бренда начала продаваться по частям.
Акт 3 : Автомобильный AliExpress
В 2000-х GM решил, что хватит полумер, и включил режим "автомобильный AliExpress". Они начали заниматься тем, что называется "бейдж-инжиниринг". Это когда ты заказываешь айфон, а тебе приходит телефон с логотипом надкусанной груши.
Вот вам Saab 9-2X. В народе — "Саабару". Это просто Subaru Impreza с ее же 2.5-литровым оппозитным мотором, на которую нацепили шильдик SAAB и продали на 5000 долларов дороже. Гениальный бизнес-план, не так ли?
А вот вишенка на торте. Saab 9-7X, он же "Тролльблейзер". Американский увалень Chevrolet Trailblazer с его же прожорливым V8. Они даже не смогли перенести замок зажигания на пол! Это их главная фишка была! Это как заказать стейк рибай, а тебе приносят хот-дог... но с веточкой розмарина сверху. Типа, премиум. Апогеем абсурда стала версия "Aero" с 6-литровым мотором от Corvette. SAAB с мотором от Corvette, Ебёныч!
Менеджеры GM не понимали, что люди покупали SAAB, чтобы быть НЕ КАК ВСЕ. А им предложили стать "как все", только дороже. Естественно, народ такой "маркетинг" не оценил.
Акт 4: Не доставайся же ты никому
В 2008-м музыка закончилась. GM обанкротился и начал распродавать активы, как барахло на гаражной распродаже. SAAB был первым на выход.
Были попытки спасения. Koenigsegg хотел его купить — это мог быть самый крутой союз со времен изобретения кофе с коньяком. Но не срослось. Потом пришел голландец Виктор Мюллер, у которого энтузиазма было больше, чем денег. С деньгами у него было примерно как у меня с балетом, то есть никак.
Они даже успели выпустить последний шедевр — новый Saab 9-5, построенный на сильно переработанной платформе GM Epsilon II. В нем были все саабовские фишки: проекционный дисплей в стиле истребителя, кнопка "Night Panel", отключающая все приборы, кроме спидометра, чтобы не слепить ночью. Но денег на массовое производство уже не было.
И тут на горизонте появились китайцы с мешками денег. И GM, который формально уже не был владельцем, поступил по принципу "так не доставайся же ты никому". Ссылаясь на лицензионные соглашения по технологиям платформы и двигателей, GM заблокировал сделку. Это как бывший, который сжигает все ваши совместные фотки... вместе с домом.
19 декабря 2011 года SAAB объявил о банкротстве.
Приговор
Так что же убило SAAB? Не кризис. А корпоративная близорукость. GM купил уникальный бренд и попытался сделать из него клон "Опеля". Они взяли гениального хирурга и заставили его копать траншеи. Да, он копал. Но мир потерял хирурга.
Урок этой истории прост. Можно купить компанию. Но нельзя купить ее душу. А если ты пытаешься душу убить ради экономии, то в итоге теряешь и то, и другое. Иногда лучше быть маленьким, странным, но самим собой. Чем большим, унифицированным... и мертвым.