Найти в Дзене

$200 в час: как помощник Громыко стал "рабом" 22-летней американки из эскорт-агенства, а потом влюбился и позвал замуж

Оглавление

22-летняя Джуди специализировалась на "англичанах" — так в местном жаргоне называли фанатов боли, готовых платить 200 долларов в час за унижения. Но ее самый щедрый клиент не подпадал под эту категорию.

За пять тысяч в месяц она обеспечивала ему "эксклюзивность", получала в подарок двухместные спорткары и слушала исповеди человека, который еще недавно составлял речи для Андрея Громыко. В своем особняке в Джорджтауне, где в аквариуме плавали пирании, девушка вела тайный дневник. Она знала, что эта история принесет ей больше денег, чем все клиенты вместе взятые.

Мужчина боялся засыпать без крепкого, емы снились страшные сны. Он боялся оставаться один, ведь мог сойти с ума. И больше всего переживал за то, что единственный близкий человек его предаст.

Тот, кто когда-то сидел в кабинете на 36-м этаже здания ООН и держал в руках секреты двух сверхдержав, теперь умолял любительницу спонсоров выйти за него замуж.

Но кто этот человек, и как дипломат высочайшего ранга докатился до того, что 22-летняя девушка сравнивала его с золотыми рыбками для своих пираний?

Для иллюстрации
Для иллюстрации

"Если я не выпью, мне будут сниться страшные сны": одиночество самого ценного предателя

Аркадий Николаевич Шевченко поднимался по карьерной лестнице с головокружительной скоростью. К сорока годам он уже был заместителем генерального секретаря ООН, личным советником Громыко и имел кабинет на 36-м этаже небоскреба. Подчиненные занимали три этажа под ним. Лимузины с дипломатическими номерами. Переговоры с мировыми лидерами.

Одну из глав своих будущих мемуаров он так и назовет: "Вид с тридцать шестого этажа".

Но в 1975 году что-то в этом безукоризненно выстроенном мире дало трещину. Может быть, дело было в постоянном давлении Москвы, требовавшей ставить советские интересы выше уставных принципов ООН. А возможно, причиной стали детские воспоминания о том, как агенты КГБ пытались выведать у 13-летнего мальчика, кто из односельчан ходит в церковь.

Как бы то ни было, именно в 1975-м высокопоставленный дипломат сделал первый звонок в ЦРУ.

Два с половиной года Шевченко играл роль идеального советского функционера, передавая американцам все, что знал о планах Кремля в Африке и Центральной Америке, о спорах в Политбюро по поводу Китая. Он был настолько ценным источником, что когда в 1978-м захотел бежать, ЦРУ уговаривало его остаться на месте.

— Еще немного, Аркадий Николаевич, — убеждали его кураторы. — Ваша информация бесценна.

Но он больше не мог. 6 апреля 1978 года Шевченко навсегда покинул свой кабинет на 36-м этаже. Коллеги обнаружили только запечатанную дверь и записку: "По личной просьбе господина Шевченко".

В Америке его ждала новая жизнь под охраной ФБР. И абсолютное одиночество.

Жена Лина осталась в Москве. Она ненавидела Америку и не знала о планах мужа. Вскоре после его побега Лина трагически погибла в Москве. Дипломат подозревал вмешательство спецслужб.

Дети больше не хотели его знать. Сын Геннадий прислал письмо, полное ненависти:

"Он писал под диктовку, — сокрушался Аркадий друзьям, — у него совсем другая манера. Наверняка под диктовку".

Оставшись один в охраняемой квартире, бывший дипломат начал пить. Много и регулярно. Когда его пытались остановить, он отвечал с обреченностью:

— Если я не выпью, мне будут сниться страшные сны.

Через восемь месяцев его положили в клинику. Печень увеличилась втрое, но до цирроза не дошло. Врачи предупредили, что еще немного, и будет поздно.

Агенты ФБР, опекавшие ценного перебежчика, понимали: человек может окончательно сойти с ума от одиночества. Нужно было что-то делать. И тогда кто-то из охранников открыл Желтые страницы на разделе "Эскорт-услуги" и сделал звонок.

Аркадий Шевченко
Аркадий Шевченко

$200 в час за унижение

Джуди Тейлор Чейвез жила в особняке в Джорджтауне с аквариумом, полным пираний. Девушка и сама была хищницей, только охотилась она на мужчин с толстыми кошельками и нестандартными потребностями.

В 22 года она уже считалась профессионалом в очень узкой сфере. "Англичане" — так в американском андеграунде называли клиентов-фанатиков боли — готовы были платить ей 200 долларов в час за изощренные унижения. В ее услуги входили ролевые сценарии, связанные с доминированием. Работа требовала стальной нервной системы и незаурядных артистических способностей.

Но больше всего девушка любила не причинять боль, а манипулировать. Общение с гурманами страданий научило ее "ловко играть словами", она открыла для себя силу психологического воздействия. Джуди упивалась ощущением власти над мужчинами и очень скоро получила клиента своей мечты.

Когда ФБР заказало "девушку для французского дипломата", Джуди подумала, что едет к обычному представителю Пятой республики. Только добравшись до охраняемой квартиры, она поняла, что-то здесь не так.

Слишком много агентов. Слишком серьезные лица.

Аркадий Шевченко не подпадал под категорию "англичан" — ему не нужны были игры. Ему нужно было просто человеческое общение. Кто-то, кто выслушает его исповеди, разделит одиночество, не осудит за предательство.

После второй встречи он сделал ей предложение, от которого невозможно было отказаться:

— Я готов платить тебе пять тысяч долларов в месяц. Только больше никаких других мужчин.

Для Джуди это был джекпот. Пять тысяч — больше, чем она зарабатывала за несколько месяцев. Плюс подарки, которые сама себе выбирала. Плюс полная свобода действий.

— Хочешь новую машину? — спрашивал влюбленный дипломат, заметив ее задумчивый взгляд на рекламу спортивных автомобилей.

Намек был понят мгновенно. На следующий день Джуди стала владелицей двухместного "Корвета".

Агенты ЦРУ и ФБР, следившие за парочкой, иногда спорили, кто должен оплачивать счета. Когда влюбленные купили стереосистему за тысячу долларов, две спецслужбы серьезно ругались из-за того, кому выставят чек. Особенно агентам понравилась поездка на Виргинские острова — тропический отдых за государственный счет показался им справедливой компенсацией за трудную работу.

Джуди быстро поняла психологию своего клиента. Этот человек был готов на все, чтобы удержать ее рядом. Достаточно было разыграть равнодушие, и Аркадий становился еще более щедрым. Девушка была прагматична до мозга костей, ведь любая мелочь, которую она делала для русского, имела свою цену.

Между свиданиями Джуди регулярно "исповедовалась" агентам ФБР, рассказывая о настроениях подопечного. А по вечерам в джорджтаунском особняке, под мерное бульканье аквариума с пираньями, она тайно вела дневник.

Один из ее приятелей, узнав о связи с "русским из ЦРУ", посоветовал:

— Джуди, ты сидишь на золотой жиле. Напиши книгу!

Идея сразу же понравилась. Информации, которую выдавал ей влюбленный Шевченко, хватило бы на настоящий бестселлер.

Джуди
Джуди

"Золотые рыбки для пираний": как дипломат умолял о браке, пока Джуди писала разоблачительную книгу

К 1984 году Аркадий Шевченко превратился в настоящую знаменитость. Его мемуары "Breaking with Moscow" издательство Кнопф купило за 600 тысяч долларов, что по тем временам считалось астрономической суммой. Книга стала бестселлером номер один, журнал Time печатал отрывки, а сам автор разъезжал по стране с лекциями за 6-12 тысяч долларов за выступление.

Почувствовав себя увереннее, Шевченко решил окончательно оформить отношения с Джуди. Он умолял ее бросить неблагодарную работу и стать его женой. В качестве компромисса даже предложил разрешить ей "курить" прямо в квартире, что в те годы было серьезной уступкой для человека его круга.

— Мы могли бы быть счастливы, — говорил он, не подозревая, какую игру ведет его "возлюбленная".

Но Джуди воспринимала предложения брака как ущемление свободы. Она соглашалась только приходить к нему каждый день, и за соответствующую плату, разумеется.

Деньги бывший дипломат не считал. Он был уверен в успехе своей книги и не ошибся. Часть гонорара заранее предназначалась для Джуди, как он наивно полагал, на совместное будущее.

Тем временем девушка активно работала над собственным литературным проектом. Тайно от Шевченко и ЦРУ она записывала в дневник все детали их отношений, каждое откровение о советских лидерах. У нее уже был контракт с издательством Dell и литературный агент Люсианна Голдберг, известная своими скандальными проектами.

Шевченко продолжал видеть в Джуди единственную женщину во Вселенной. Он тосковал по былому величию — роскошным лимузинам, светлым кабинетам, переговорам с мировыми лидерами. Когда по телевизору показывали международные саммиты, в глазах бывшего дипломата можно было прочесть не только живой интерес, но и боль.

Джуди смотрела на эти терзания с холодным любопытством профессионалки. Позже она напишет в своих мемуарах:

— Он чем-то напоминал мне золотых рыбок, которыми я кормила своих пираний.

В данном случае пираньей была она сама.

Осенью 1978 года терпение Джуди лопнуло. Она понимала, что пока Аркадий находится под защитой спецслужб, публиковать книгу опасно. Но перспектива заработать на скандале казалась слишком заманчивой.

Через знакомого адвоката Джека Бакли она связалась с репортером NBC Джимом Полком. В октябре съемочная группа подкараулила Шевченко в вашингтонском ресторане.

— Правда ли, что ЦРУ платило мисс Чейвез за ваши отношения? — спросил журналист, сующий микрофон под нос опешившему дипломату.

Шевченко отрицал все обвинения, но было поздно. Скандал получился грандиозный. Даже президент Джимми Картер на пресс-конференции пошутил: если Джуди говорит правду, то американские налогоплательщики имеют право знать, за что именно платят их деньги.

В марте 1979 года издательство Dell выпустило книгу Джуди "Любовница перебежчика: История Джуди Чейвез". Тиражи разлетались мгновенно — публика обожала скандалы с участием шпионов и их дам.

Для Аркадия Шевченко это стало вторым предательством в жизни. Сначала он предал страну, теперь предали его. Мужчина, который когда-то держал в руках секреты сверхдержав, оказался беззащитен перед 22-летней девушкой с аквариумом пираний.

Шевченко
Шевченко

Пирания всегда побеждает золотую рыбку

В конце 1978 года Шевченко женился на Элейн Джексон, судебной стенографистке и риелторе из Вашингтона. Она помогла ему отредактировать мемуары и, в отличие от Джуди, не собиралась писать разоблачительных книг.

Но было ли это счастье настоящим?

28 февраля 1998 года 67-летний Аркадий Шевченко скончался от инфаркта в своем доме в Бетесде. За двадцать лет в Америке он так и не смог избавиться от ночных страхов. Крепкие напитки, депрессия, постоянный страх мести КГБ — цена предательства оказалась слишком высокой.

О судьбе Джуди Чейвез известно немного. После скандала 1978 года она словно растворилась в воздухе. Может быть, переехала в другой город, может быть, сменила имя. А может быть, просто вернулась к своим пираньям в Джорджтауне, ведь они, в отличие от людей, никогда не разочаровывали.

Вот такая история. Человек, который променял верность Родине на американские доллары, сам стал жертвой обмана. Профессиональный дипломат, мастер политических интриг, проиграл примитивной женской хитрости.

В конце концов, пирания всегда побеждает золотую рыбку, даже если эта рыбка когда-то сидела в кабинете на 36-м этаже и решала судьбы мира.

А вы как думаете, можно ли оправдать предательство страны личными мотивами, или Шевченко получил по заслугам?