Найти в Дзене
Обаяние истории

Британский праправнук Пушкина: Дэвид Маунтбеттен, маркиз Милфорд-Хейвен

Как писал один знаменитый писатель о сложных вопросах крови: «Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами». Интересно, а что бы сказал наш Александр Сергеевич, если бы узнал, что его потомки смело обосновались «в высоком лондонском кругу» и заняли место среди британской знати…

А все началось в 1910 году, когда супружеская чета великого князя Михаила Михайловича, внука императора Николая I, и Софии Меренберг, внучки великого поэта от его младшей дочери Натальи, перебралась жить в Великобританию. В свое время их союз вызвал настоящий скандал в высшем свете, а взбешенный Александр III категорически запретил чете приезжать в Российскую империю.

Потому что их брак считался, по жестким законам того времени, морганатическим: он был заключен между людьми, неравными друг другу по положению, и не признавался русской царской семьей. Но страстно влюбленную пару все это совершенно не смущало. В итоге, любовь победила, и у супругов родились две дочери и сын.

Великий князь Михаил Михайлович с супругой, Софией Меренберг, графиней де Торби (внучкой А.С.Пушкина), 1891 год
Великий князь Михаил Михайлович с супругой, Софией Меренберг, графиней де Торби (внучкой А.С.Пушкина), 1891 год

Младшая дочь пары, графиня Надежда де Торби (или Нада) считалась в высшем британском обществе настоящей умницей и красавицей. Разумеется, она сделала отличную партию, выйдя замуж по любви за Джорджа Маунтбеттена, 2-го маркиза Милфорд-Хейвена. Сам Джордж являлся сыном принца Людвига фон Баттенберга и принцессы Виктории Гессен-Дармштадтской, сестры последней российской императрицы Александры Федоровны.

Весенним днем 1919 года в Эдинбурге у Надежды родился долгожданный сын, получивший имя Дэвид Майкл Маунтбеттен. Мальчик стал вторым ребенком в семье: у него была старшая сестра Татьяна Элизабет, прожившая долгую жизнь и оставшаяся незамужней. В венах этих детей смешалось такое количество голубой крови, что может голова закружиться от имен их знаменитых предков.

Благодаря переплетению судеб, новорожденный Дэвид был одновременно праправнуком императора Николая I и Александра Пушкина по линии матери, а также праправнуком британской королевы Виктории и правнуком герцога Гессенского Людвига IV по линии отца. Мальчик вырос в уникальной семье, где смешалась британская, русская и немецкая кровь.

Детство будущего маркиза прошло в семейном поместье его отца в графстве Беркшир. Здесь же проводил много времени его двоюродный брат по отцовской линии, принц Филипп Греческий, которого мать Дэвида постоянно приглашала на все каникулы и выходные. В этом доме царила теплая и дружеская атмосфера, поэтому Филипп был привязан к своему дяде и тете, а также очень дружен с кузеном, с которым они были погодками.

Как и положено британскому аристократу, Дэвид получил отличное образование: сначала в частной школе для мальчиков, а потом в военном колледже. Как и многие его родственники, он, не раздумывая, предпочел военную карьеру. Дэвид вместе с принцем Филиппом учился в престижном королевском военно-морском колледже в Дартмуте. После его окончания он получил чин офицера.

«Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет», —
А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

Когда Дэвиду исполнилось 19 лет, его любимый отец скончался от рака костного мозга в 1938 году. После его смерти юноша стал главой дома и унаследовал все титулы отца, став 3-м маркизом Милфорд-Хейвеном, графом Мединой и членом Палаты лордов.

Несмотря на то что мать Дэвида очень гордилась тем, что являлась правнучкой Пушкина и прекрасно говорила и писала по-русски, сам третий маркиз этим языком не владел. Хотя он и его кузены прекрасно знали и даже гордились тем, что они потомки Пушкина и Романовых.

Так, родная тетя Дэвида – баронесса Зия Уэрнер (урожденная Анастасия де Торби) - в свое время организовала в поместье Лутон-Ху небольшой музей А.С. Пушкина. И поныне именно ее потомки активно участвуют в благотворительных и просветительских проектах, посвященных памяти великого русского поэта в Великобритании. У этих семей до сих пор хранятся реликвии, связанные с Пушкиным.

Дэвид Маунтбеттен, 3-й маркиз Милфорд-Хейвен, 1947 год
Дэвид Маунтбеттен, 3-й маркиз Милфорд-Хейвен, 1947 год

Когда началась Вторая мировая война, Дэвид служил на флоте в звании лейтенанта. Во время войны он проявил большое мужество и храбрость, за что получил Орден Британской империи. В 1941 году ему удалось провести эсминец «Кандагар» через заминированные воды, чтобы оказать помощь британскому крейсеру «Нептун», подорвавшемуся на минах. А два года спустя Дэвид был удостоен креста «За выдающиеся заслуги» за участие в сложной операции «Пьедестал» по снабжению Мальты припасами для продолжения обороны острова.

На протяжении многих лет Дэвид продолжал поддерживать теплые дружеские отношения со своим кузеном. Поэтому, когда принц Филипп сделал предложение наследнице британского престола, принцессе Елизавете, он сразу же пригласил Дэвида стать шафером на своей свадьбе в 1947 году.

Свадьба принцессы Елизаветы и принца Филиппа Греческого (слева от будущей королевы - Дэвид Маунтбеттен), 1947 год
Свадьба принцессы Елизаветы и принца Филиппа Греческого (слева от будущей королевы - Дэвид Маунтбеттен), 1947 год

В 1948 году маркиз вышел в отставку и работал в сфере финансов. Но он так и не позабыл службу на флоте и вступил в клуб для отставных морских офицеров «Потерпевшие кораблекрушение», а также занимался яхтингом. Хотя он унаследовал огромное состояние от отца, маркиз никогда не стремился быть публичной фигурой.

Высокий приятный мужчина с военной выправкой нравился девушкам, но жениться Дэвид не торопился. Несмотря на выдающуюся родословную и репутацию героя войны, Дэвида считали достаточно скромным и закрытым человеком с хорошим чувством юмора. Как и многие другие аристократы, молодой маркиз любил светские развлечения.

А потом на одной из вечеринок в Лондоне он познакомился с энергичной американкой Ромейн Дальгрен Пирс. Она уже была разведена, ей было 27 лет, и у нее была маленькая дочь. Эта молодая женщина происходила из хорошей бостонской семьи: она была правнучкой адмирала Джона Дальгрена, а ее бывший муж был сыном миллионера.

Неизвестно, была ли мать Дэвида рада невестке, но маркизу шел уже 31 год, а он все еще не был женат и у него не было наследников. Поэтому в 1950 году пара поженилась. Увы, брак оказался несчастливым и не продлился долго. Совместных детей у супругов не было, и спустя 4 года они развелись, обвинив друг друга в изменах. При этом у Дэвида действительно был роман с эффектной венгерской актрисой Евой Барток.

Только в 1960 году Дэвид решил снова остепениться. Теперь его избранницей стала хорошенькая аристократка Джанет Мерседес, дочь британского майора Брайса. Невесте было всего 23 года, в то время как жениху исполнился 41 год, но разница в возрасте никого не смутила.

Дэвид Маунтбеттен со второй женой Джанет, 1960 год
Дэвид Маунтбеттен со второй женой Джанет, 1960 год

Этот брак и принес маркизу долгожданное счастье. Супруги вели тихий и непубличный образ жизни. Уже через год после свадьбы у пары родился первый сын – Джордж, а еще через два года – Айвар. Мать Дэвида успела увидеть только первого внука, так как Надежда скончалась в январе 1963 года.

Увы, супруги прожили вместе всего 10 лет, потому что в апреле 1970 года Дэвид неожиданно умер. Маркизу был всего лишь 51 год. Он повторил судьбу своего отца, который тоже рано ушел. По одной версии, Дэвид умер от сердечного приступа, а по другой – от рака. Похоронили маркиза в семейной часовне Баттенбергов на острове Уайт.

После смерти Дэвида его старший сын Джордж стал следующим маркизом Милфорд-Хейвеном, хотя мальчику тогда было всего 9 лет. Супруга Дэвида так больше и не вышла замуж, предпочитая хранить верность умершему мужу. Джанет, также как и ее сыновья, жива до сих пор.

Оба сына Дэвида дважды женились: у Джорджа, 4-го маркиза Милфорд-Хейвена, есть сын и дочь, а у младшего Айвара – три дочери. Вот только не так давно лорд Айвар прославился на всю Великобританию своим пикантным вторым браком. Дело в том, что в 2018 году он женился на ... мужчине, став первым представителем британской королевской семьи, вступившим в однополый брак.

Сейчас маркизы Милфорд-Хейвен, наравне с герцогами Вестминстерскими, являются одними из самых знатных потомков Александра Пушкина за пределами России. А как вы считаете, читатели, похож ли был Дэвид Маунтбеттен на своих русских предков или все же он выглядел как типичный британский аристократ ?

«Останься век, каков ты ныне,
Лети во мрачный Альбион!
Да сохранят тебя в чужбине
Христос и верный Купидон!»
А.С.Пушкин «Когда сожмешь ты снова руку...».

С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за лайки 👍