Найти в Дзене
WarGonzo

«Хаджи-Мурат» – кровавая повесть «нетвойниста» и вегетарианца Льва Толстого

Под конец своей жизни Лев Николаич Толстой совсем «испортился», можно так сказать. Автор великой эпопеи «Война и мир», книги, формировавшей и до сих пор формирующей поколения русских людей, оставил только для себя «и мир», стал ярым «нетвойнистом». Дошло даже до еды – граф отказался от мяса, ведь животных убивают. (При этом яйца с нерождёнными животными в пищу употреблял и пил молоко). В отношении людей Толстой стал моралистом. (Что не мешало его сексуальным утехам на стороне – он был страстным человеком, портил крестьянок, потом школу организовал для своих детей-бастардов). Начитавшись прогрессивных западных мыслителей (любимый философ – Руссо), сам стал проповедовать и поучать всех подряд, целое движение возникло – «толстовцы». Поругался с Церковью и женой, в итоге, от православия был отлучён, ушёл из дома и умер вдали от него. 

Но всё это не отменяет гений Толстого, великого русского классика. После смерти, в ящике рабочего стола у него нашли неизданную рукопись повести «Хаджи-Мурат» – пожалуй, самой кровавой его книги, где в конце главному герою отрубают голову. Вот вам и веган Толстой.  

Это великолепная, сочная книга – таланту своему Толстой не изменил. В основу повести легла история реальной исторической личности. Аварец Хаджи-Мурат, доблестный и храбрый горец, чтимый и сейчас на Кавказе, был правой рукой имама Шамиля, с которым Россия воевала в середине 19 века. После того, как Хаджи-Мурат рассорился со своим военачальником, он был вынужден уйти к русским. Однако и их покровительством тяготился, пытался сбежать и был убит.

Книга богата деталями жизни на Кавказе, описаниями кавказского менталитета и уклада горцев. Чтобы показать психологию персонажей и своего главного героя, его импульсивность и свободолюбие, передать его характер художественными приёмами, при этом, не вступая в противоречие с исторической реальностью, Толстой долго работал над книгой. Начиная с 1896 года, он несколько раз её переписывал, дополнял, удалял эпизоды. При том, что Толстой и сам в юности служил на Кавказе, писатель перечитал множество исторических материалов и культурологических трудов. И всё это, чтобы написать небольшую книгу относительно тех кирпичей-романов, которые «выпекал» классик ранее. 

И в «Хаджи-Мурате» виден новый литературный поворот, новый стиль, стиль начавшегося 20 века, это сжатая, лаконичная и динамичная проза – так будут писать потом представители нового «потерянного поколения», как, например, Хемингуэй, который, в свою очередь, считал Толстого своим кумиром. «Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого», – писал он.

Конечно, убеждения последних лет нашли отражение в книге. Есть либеральные моменты в описании Николая I, которого Толстой выводит слишком уж гротескно и карикатурно, а также сцены о российской армии, за которые бы сейчас графа, несмотря на его заслуги, привлекли бы за дискредитацию и распространение фейков. Но, при этом, безусловно, «Хаджи-Мурат» – яркая, плотная жемчужина русской литературы.  

А начинается книга с классного пролога. Автор предстаёт читателю таким дедушкой-одуванчиком – я, пишет Толстой, люблю гулять и цветочки собирать. Вот этот цветочек такой, а этот вот такой, я насобирал букетик. И тут увидел дедушка большой малиновый репей, которого зовут в народе «татарином»(!), и стал рвать его, да тот всё не давался. А когда, в итоге, после приложения множества усилий, всё-таки, автор сорвал цветок, тот уже потерял свою красоту. И напомнил репей писателю историю Хаджи-Мурата – так начинается повесть, а заканчивается тем, что главному герою отрубают голову. 

Вот тебе и дедушка, который мяса не ел и цветочки собирал. Ну офигенно же? Читаем Толстого.

Дмитрий Селезнёв (Старый Шахтёр) специально для рубрики «Искусство о войне»

@wargonzoya