Я живу в южном городе, городе цветущих каштанов, глициний, гортензий, в городе, где пахнет то медовой катальпой, то полынной лавандой, то душистой акацией. Это город, который желтеет по весне с первыми форзициями и покрывается румянцем от цветущей айвы, алеет маками, синеет васильками и цикорием, чудит с разнообразными красками, радует глаз бордовыми черешнями, оранжевыми абрикосами, красными персиками, яблоками всех расцветок. Это Краснодар - очень яркий город в душистой декоративно-фруктовой зелени. У нас все всегда с горкой, с щедрецой, с переизбытком.
Я не мог понять сначала гостей нашего города, что "Краснодар какой-то не такой, не город, а рыночная площадь - очень пестрый". Позже понял: просто приезжие выросли в другой колористике. В большинстве городов России - скучноватой: охристой и персиковой. Города на цвет малоразличимы. Что Саратов, что Челябинск, хотя между ними немалое расстояние.
Петербург выгодно отличается от других городов. Во-первых, потому что там есть архитектура, это очень стильный город. Во-вторых, потому что город "умышленный", строился по плану, а не хаотично, отсюда особая его гармония: улицы, даже не прямые, а извивающиеся, струящиеся, как ручьи, интересно рассматривать - они создают единое пространство, но не казарменное, все дома имеют свой характер и отличие. Петербург - северная антитеза Краснодару. Там, где у нас буйство красок, в Петербурге сдержанная лаконичность.
Но дело не только во вкусе создававших города. Соберите сотни людей - вкусы у всех будут разные. Все дело в том, что Петербург развивался и развивается в настоящее время по особым колористическим правилам. Фиолетовый или лимонный дома в этом городе - исключено!
Никто не может покрасить дома в городе иначе, чем указано в "цветовом законе" Санкт-Петербурга - это палитра «Колера для окраски фасадов зданий города Ленинграда». Палитра была утверждена на заседании Градостроительного Совета Главного архитектурно-планировочного управления Исполкома Ленсовета города Ленинграда в 1966 году, но актуальна по сей день.
Цветовые эталоны палитры - это точные цветовые копии характерных цветов фасадов зданий, выполненных в различных стилистических направлениях, характерных для северной петербургской архитектуры: барокко, классицизма, эклектики, модерна, конструктивизма, сталинского ампира, архитектуры 60-70 годов ХХ века.
Это не просто описание тех или иных колеров - это результат научных исследований, проведенных в начале ХХ века группой архитекторов, художников, реставраторов во главе с Еленой Хмелевской, ученицей художника – авангардиста Михаила Матюшина.
Бригада специалистов по архитектурному цвету собирала палитру «Традиционные цвета Санкт‑Петербурга» в тесном контакте с реставраторами, художниками колористами. Скромный справочник по цвету с таблицами цветосочетаний стал раритетом - это тщательный профессиональный труд.
Дело в том, что в уличном освещении, в нанесении на здания разной конфигурации, цвет теряет свой основной признак и обрастает массой оттенков. Задача архитектора, работающего с цветом, добиться обогащения городской колористки, а не обеднение ее серыми тенями и искаженными болотными оттенками. Кстати, болотный в сочетании с желтым и белым смотрится как золотистый. И это тоже художественная хитрость.
В 1933 году вместе с другими специалистами цветовой архитектуры Елена Станиславовна разработали цветовые решения зданий, улиц, площадей и кварталов согласно разным эпохам и стилям.
Елена Хмелевская имела хорошее образование. Дворянка по происхождению, накануне революции в 1917 году она окончила с золотой медалью женскую гимназию. Свободно говорила на нескольких иностранных языках, а потому читала в подлиннике книги по разным отраслям знаний, написанных европейскими авторами.
Перемены в обществе коснулись и молодой девушки - она изучала юриспруденцию на юридическом факультете Петроградского университета, но революционный дух проник под строгие своды ее альма матер, и повинуясь свободе духа, она стала посещать параллельно, казалось бы, несовместимое: Академию художеств в мастерской Матюшина. В 1926 году Елена оканчивает живописный факультет, и ее приглашают в художественную бригаду для исследований, которые будут положены в основу “Справочника по цвету” (1932). Особенно ее интересуют аспекты восприятия цвета и формы на больших расстояниях. Так под ее началом были разработаны стандарты будущей палитры «Колера для окраски фасадов зданий города Ленинграда».
От описательной части - к реализации.
На собственных рисунках Елены Хмелевской много зданий, словно бы это этюды к ее справочнику. Снова и снова она фиксирует цвет: в фасадной, ярко-освещенной части, в тени дома, с освещение окон, с обязательными "поправками" цвета погодой (затемнением дождями и снегом, выбеливанием солнцем).
Пейзажи очень питерские, с характерным серо-голубым воздухом.
В 1933 году, когда в Ленинград приступил к обновлению фасадов зданий, варианты колеровки, над которыми работала бригада единомышленников, становятся не рекомендательными, а обязательными. Цвета фиксируются и описываются группой окраски фасадов при Архитектурно-планировочном отделе Ленсовета (ныне Комитет по градостроительству и архитектуре) во главе с Еленой Хмелевской. Без согласования с главными питерскими колористами нельзя покрасить ни одно здание. Большое значение придается исторической окраске.
С первых дней Великой Отечественной войны художницу привлекают к работам по проектированию защитных маскировочных сеток, которые защищали от бомбёжек золотые купола и шпили. В конце 1941-го Хмелевскую эвакуируют из Ленинграда, в родной город она вернется лишь в 1944 году.
После окончания войны начинаются активные работы по возвращению городу утраченного облика. Хмелевская и её коллеги занимаются послойной расчисткой штукатурок фасада зданий, построенных в различные исторические периоды – для определения их первоначального колера. Затем подбирались краски – на фасад наносили сразу несколько вариантов колеров, чтобы определить самый подходящий.
Группа колористов во главе с Еленой Станиславовновной описала более с 740 оттенков конкретных зданий Петербурга (Ленинграда в то время). После систематизации колеров по стилям и предпочтениям исторических эпох, осталось только 40 цветов - они и стали базой "цветового закона" Петербурга, палитру под названием «Колера для окраски фасадов зданий города Ленинграда» с 1966 года. В 2020 году Комитет по градостроительству и архитектуре дополнил палитру рекомендуемых колеров для окраски фасадов зданий еще 74 цветовыми образцами.
В палитре преобладают пастельные тона. Оттенки подобраны так, что даже тени кажутся теплыми, если дом окрашен в охристые, палевые цвета. Северный город добирает тепло тёплыми оттенками. Цветовые пары всегда гармоничны, и это проверено временем.
В 50-60-х Ленинград преображается – каждый год окрашивается около 4 миллионов квадратных метров исторических фасадов. Группа Хмелевской разрабатывает цветовые проекты отдельных зданий, целых улиц, площадей и кварталов. Под её руководством в 1950 году на Невском проспекте впервые была осуществлена комплексная окраска всей магистрали с упорядочением рекламы, вывесок и малых архитектурных форм.
Главную по цвету города не отличить от штукатура-маляра. Такое было время - некабинетное. Зато и результат - на века! Елена Станиславовна создавала прекрасное лицо Петербурга!
В 1953 году Хмелевская в своей книге «Наружная окраска зданий» впервые формулирует общие принципы цветовой организации города. Она автор многих книг и учебных пособий по окраске интерьеров и наружных фасадов зданий, в том числе, она автор фундаментального труда “Руководство по цвету для архитекторов и строителей” (1967).
Елена Хмелевская была из тех локомотивов прикладной науки, что двигала вперед развитие страны, она простимулировала многих системно и четко заниматься цветовым обликов городов.
Работы, начатые другими архитекторами еще до войны, в послевоенную пору стали главными справочниками по окраске зданий.
Узнаете персиково-розовую колористику домов? Эти очень модные оттенки 50-60 гг, на самом деле, корнями в 19 веке. В пору классицизма нарядный розоватый пигмент был на пике спроса, а в послевоенное время он переместился на здания советского ампира.
Петербург также впитал в себя немало серо-сизо-голубых оттенков, которые гармонируют с цветом Невы, Мойки, Финского залива, с небом Петербурга, готовым пролиться дождями.
Гармонично окрашенные здания продолжают сиять даже в темное время суток, их торжественный окрас подчеркивает световая архитектура - подсветка.
Вот такой он, Петербург - элегантный, аристократически изысканный и по-королевски простой. И очень стильный.