Найти в Дзене
Культурный код

К.Э. Циолковский: человек, который видел и создавал будущее человечества

Константин Эдуардович Циолковский... Его фамилия в российской культуре звучит как символ научного прозрения, космической мечты и национальной гордости. Однако за фасадом устоявшегося мифа о "дедушке космонавтики" скрывается фигура куда более сложная, противоречивая и интеллектуально дерзкая, чем принято преподносить в школьных учебниках. "В учебниках" Константин Эдуардович - выдающийся учёный, предсказавший ракеты и станции. Но более "продвинутые" в образовании люди знают его прежде всего как мыслителя, который смог выстроить целостную, почти философскую систему миропонимания, где физика, биология, этика и космология сплетаются в единый узор. Его главное наследие — радикальные идеи о будущем человечества, многие из которых остаются спорными и сегодня, а не только формулы и чертежи в широком смысле. И сегодня мы рассмотрим жизненный путь самого Циолковского. И в рамках этого рассмотрения я постараюсь представить учёного как есть - без прикрас. Циолковский никогда не был частью научно
Оглавление

Константин Эдуардович Циолковский... Его фамилия в российской культуре звучит как символ научного прозрения, космической мечты и национальной гордости. Однако за фасадом устоявшегося мифа о "дедушке космонавтики" скрывается фигура куда более сложная, противоречивая и интеллектуально дерзкая, чем принято преподносить в школьных учебниках.

Фото 1924 года К.Э. Циолковского
Фото 1924 года К.Э. Циолковского

"В учебниках" Константин Эдуардович - выдающийся учёный, предсказавший ракеты и станции. Но более "продвинутые" в образовании люди знают его прежде всего как мыслителя, который смог выстроить целостную, почти философскую систему миропонимания, где физика, биология, этика и космология сплетаются в единый узор.

Автограф Константина Циолковского.
Автограф Константина Циолковского.

Его главное наследие — радикальные идеи о будущем человечества, многие из которых остаются спорными и сегодня, а не только формулы и чертежи в широком смысле. И сегодня мы рассмотрим жизненный путь самого Циолковского. И в рамках этого рассмотрения я постараюсь представить учёного как есть - без прикрас.

Научный одиночка

Циолковский никогда не был частью научной академической элиты. Его интеллектуальное формирование происходило в условиях почти полной изоляции от научного сообщества.

Эдуард Игнатьевич Циолковский — отец
Эдуард Игнатьевич Циолковский — отец

Согласно исследованиям А. А. Грицанова, на этапе формирования Константин Эдуардович опирался на доступную ему научно-популярную литературу, школьные учебники и труды таких популяризаторов, как Д. Писарев. При этом он отвергал авторитеты, оставляя в качестве единственного критерия "точную науку". Такая позиция породила особый тип мышления — автономный, упрямый, склонный к радикальному переосмыслению основ.

Константин Циолковский в возрасте 6—7 лет
Константин Циолковский в возрасте 6—7 лет

Его подход ко всему был глубоко редукционистским: он стремился объяснить сложные явления, включая саму жизнь, через механистические законы. Живые существа, по Циолковскому — это лишь формы, приспособленные к условиям различных небесных тел или даже открытого космоса. Земная биосфера в его представлении была "несовершенной" и "не блаженной", в противовес идеальной, упорядоченной вселенской жизни. Эта установка - фундаментальная оценка бытия, лежащая в основе его мировоззрения.

Язык формул: русские буквы как сопротивление научному универсализму

Одной из самых неожиданных особенностей его научного стиля стала система обозначений. Циолковский не использовал принятые латинские символы. Вместо этого он вводил сокращения из двух-трёх русских букв, где, например, "Уя" означало ускорение ядра, "Дп" — длину пушки, "То" — относительную тяжесть.

Свидетельство уездного учителя математики, полученное Циолковским
Свидетельство уездного учителя математики, полученное Циолковским

В предисловии к одному из своих трудов он пояснял: формулы — это сокращённые слова и даже целые фразы. Пока нет общечеловеческого языка, каждый народ имеет право использовать свой алфавит в науке. Такой подход — это сопротивление доминированию западноевропейских научных традиций, попытка создать автономную русскоязычную научную культуру. При публикации его сочинений в 1930–1960-х годах редакторам приходилось буквально "расшифровывать" эти формулы, приводя их к общепринятому виду. Это делало его труды одновременно труднодоступными и символически значимыми.

Аэродинамика и дирижабли: между ошибками и прозрениями

Несмотря на признание как отца теоретической космонавтики, вклад Циолковского в аэронавтику оценивается неоднозначно. Его первая научная работа 1880 года — "Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость" — была отправлена в Академию наук и подверглась жёсткой критике, что усилило научную изоляцию Константина Эдуардовича.

Рождественская церковь в селе Роща, в которой венчался Циолковский
Рождественская церковь в селе Роща, в которой венчался Циолковский

В своих расчётах аэродинамического сопротивления он допускал грубые ошибки, основываясь на упрощённых моделях. Например, в статье 1894 года он использовал неверную формулу для подъёмной силы, что привело к недооценке эффективности крыльев.

Ошибки часто замечали. Например, инженер В. М. Катышев публично указывал, что расчётная нагрузка Циолковского на мощность двигателя была в шесть раз ниже реальных показателей. В свою очередь Г. Салахутдинов отмечал, что проект аэроплана Циолковского оставался умозрительным, а сам он до конца жизни считал самолёты неконкурентоспособными по сравнению с дирижаблями.

Первая печатная работа Циолковского «Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость» (Труды отделения физических наук Императорского общества любителей естествознания, Т. IV)
Первая печатная работа Циолковского «Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость» (Труды отделения физических наук Императорского общества любителей естествознания, Т. IV)

В дирижаблестроении Константин Эдуардович проявил оригинальность. Он предлагал цельнометаллический дирижабль с подогревом газа — идею, которая была отвергнута специалистами как нереализуемая. По его расчётам, нагрев на 26°C обеспечивал подъёмную силу и для столь тяжёлой конструкции. Но независимые эксперты показали, что требуется минимум 80°C, не учитывая потери тепла при движении. Тем не менее, в 1920-е годы он получил финансирование от Главвоздухофлота на разработку модели, а в 1933 году активно выступал за возобновление прерванных работ.

Формула Циолковского: миф и реальность

Формула, связывающая массу ракеты, скорость истечения газов и конечную скорость аппарата — визитная карточка Циолковского. Впервые она была записана в 1897 году, а опубликована в 1903-м в статье "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Она стала основой всей современной ракетной техники.

К. Э. Циолковский с зеркалом 6 июля 1902 года. Фото А. Ассонова
К. Э. Циолковский с зеркалом 6 июля 1902 года. Фото А. Ассонова

Однако миф о том, что он "открыл" её в одиночку, требует уточнения. Уравнение движения ракеты (уравнение Мещерского) уже существовало в теоретической механике. Циолковский же применил его к космическим полётам, впервые показав, что многоступенчатая ракета может достичь второй космической скорости. Его заслуга не в математике как таковой, а в физической интерпретации и технической визии.

Циолковский с дочерью Марией, сентябрь 1899 года. Фото А. Ассонова
Циолковский с дочерью Марией, сентябрь 1899 года. Фото А. Ассонова

Интересно, что немецкий учёный Герман Оберт, опубликовавший свои работы в 1923 году, пришёл к аналогичным выводам. Циолковский, прочитав труд Оберта, отметил поразительное сходство чисто-теоретической части общего будущего человечества и космонавтики: скафандры, сложная ракета, чёрное небо, немерцающие звёзды, базы вокруг Земли. Но при этом он резко критиковал чертежи Оберта, назвав их годными лишь для иллюстрации фантастических рассказов. Это свидетельствует не столько о зависти, сколько о глубокой убеждённости в собственной методологии.

Космическая философия: атомы-духи и бесконечные трансформации

Научные труды Циолковского невозможно отделить от его философской системы. Центральное место в ней занимает концепция "атомов-духов". По его убеждению, каждый атом обладает элементарной формой сознания. После смерти человека его атомы-духи не исчезают, а рассеиваются во Вселенной, чтобы в будущем стать частью новых, более совершенных существ.

К. Э. Циолковский на велосипеде в 1932 году. Фото Ф. Чмиля
К. Э. Циолковский на велосипеде в 1932 году. Фото Ф. Чмиля

Посмертие — это не загробный мир, а бесконечные трансформации. Атомы-духи не ощущают времени, поэтому между воплощениями нет разрыва. Однако личность не сохраняется: внутренний мир умершего не воспроизводится, встреч с родными в ином мире не будет. Зато счастье ожидает всех — добрых и злых. Это радикальный атеизм, замаскированный под космическую метафизику: Бог не нужен, потому что вечность обеспечивается физическим законом сохранения материи и энергии.

Циолковский в 1909 году
Циолковский в 1909 году

Эта идея — основа уникальной космической этики. Освоение космоса становится не технической задачей, а долгом перед атомами-душами, которые могут раскрыть своё счастье только в высокоорганизованных формах жизни. Космос — это не пустота, а гигантская среда для эволюции сознания.

Евгеника и социальная утопия: "ликвидация дурных форм"

Одним из самых спорных аспектов учения Циолковского является его евгеника. Он считал, что счастье человечества напрямую зависит от числа гениев, а потому необходимо не только увеличение населения, но и его качественное улучшение. В трактатах "Горе и гений" (1916) и "Будущее Земли и человечества" (1928) он предлагал радикальные меры.

Металлический дирижабль. Заявочные материалы на изобретение. 1929
Металлический дирижабль. Заявочные материалы на изобретение. 1929

По его мнению, следует "ликвидировать дурные формы неудачных людей". Способ — прекращение их размножения. Мужчин и женщин предлагалось стерилизовать. "Тогда их поколения скоро вымрут", — писал он без тени сожаления.

К. Э. Циолковский беседует с колхозниками после прочитанной им лекции «Когда погаснет Солнце». Деревня Угра, 2 декабря 1934 года. Фото Ф. А. Чмиля
К. Э. Циолковский беседует с колхозниками после прочитанной им лекции «Когда погаснет Солнце». Деревня Угра, 2 декабря 1934 года. Фото Ф. А. Чмиля

Утопия Циолковского — это мир, где человечество, освободившись от "недостатков", займётся исключительно творчеством, наукой и освоением космоса. Он мечтал о фаланстерах в воздухе, на море и в космосе, о гигантских плотах с плантациями, о металлических колпаках, покрывающих джунгли Африки. Техногенная среда должна полностью заменить природную — как более несовершенную.

Литература и фантастика

Циолковский активно использовал научную фантастику как средство пропаганды своих идей. Он считал, что фантастика — это "эффективное средство для подготовки общественности к прорыву в иное пространство". В своих повестях — "На Луне", "На Венере", "За пределами Земли" — он не столько рассказывал истории, сколько демонстрировал технические решения: скафандры, космические станции, орбитальные поселения.

Письмо Циолковского Ари Штернфельду от 4 июля 1934 года с сообщением о наблюдении болида над Боровском
Письмо Циолковского Ари Штернфельду от 4 июля 1934 года с сообщением о наблюдении болида над Боровском

Он всеми силами создавал визуальные образы, которые должны были стать нормой. Например, в рукописи "Альбом космических путешествий" (1933) он подробно описывает космическую оранжерею, где растения растут в условиях искусственной гравитации.

-15

При этом он критически относился к литературе. Роман А. Р. Беляева "Прыжок в ничто" он назвал "наиболее содержательным и научным" из всех межпланетных рассказов, что говорит о его высоких требованиях к научной достоверности. Сам он стремился к модели "вопрос-ответ", где герой объясняет читателю физические принципы полётов — приём, позже ставший стандартом для советской научно-популярной журналистики.

Миф и ревизия: кто такой Циолковский сегодня?

После смерти Циолковского вокруг его фигуры была выстроена мощная мифологическая конструкция. Его объявили основателем космонавтики, гением, опередившим время. В 1930-е годы его стали называть "дедушкой русской космонавтики", а после запуска первого спутника миф стал государственной идеологией.

Завещание Циолковского на его надгробном обелиске
Завещание Циолковского на его надгробном обелиске

Однако уже в 1920–1930-е годы некоторые авторы отмечали его дилетантизм по многим вопросам. А после распада СССР появилась ревизионистская волна. Исследователь Г. Салахутдинов в двух монографиях (2000, 2003) отрицал оригинальность и практическую значимость его работ, называя его труды "научной фантастикой с элементами псевдонауки". Впрочем, эти книги, изданные тиражом по 100 экземпляров, вызвали бурю негодования.

Сегодня миф о Циолковском продолжает жить. В 2013 году президент предложил назвать в его честь город у космодрома "Восточный". В 2020 году его цитата появилась на марке, посвящённой "Тотальному диктанту". Но при этом биографии, написанные в духе апологетики, подвергаются критике за включение псевдонаучных элементов — например, утверждений, что Циолковский верил в гиперборейцев.

К. Э. Циолковский просматривает полученную корреспонденцию. Фото Ф. А. Чмиля, 16 августа 1935
К. Э. Циолковский просматривает полученную корреспонденцию. Фото Ф. А. Чмиля, 16 августа 1935

Этот спор далеко выходит за рамки чисто академического. Он касается того, как общество относится к науке: как к священному канону или как к динамичному, противоречивому процессу. Циолковский — не святой, не гений-одиночка, не пророк. Он — мыслитель, чья работа лежит на пересечении науки, философии и утопии. И именно в этом сочетании — его подлинная ценность.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.