Найти в Дзене

Почему Брюллов изобразил няню детей, а не их мать

Эту работу я увидела на выставке «Брюллов. Рим-Москва-Петербург», которая проходит в Третьяковской галерее на Крымском Валу (до января 2026). И это большая удача, так как она хранится в частной коллекции. Она была куплена русским коллекционером в 2012 году на европейском аукционе. И изредка выставляется. В том числе сейчас. Картина крайне интересная. На ней изображены дети графа Льва Витгенштейна: трехлетняя Мария и годовалый Петр. И рядом с ними няня-итальянка. Вопрос: почему не их мать, графиня Стефания? Зачем граф заказал увековечить образ няни, а не супруги? Брюллов написал много портретов детей с их матерями. И это было логично и понятно. Таких портретов много, в том числе на выставке. Как вот этот портрет великой княгини с дочерью. А тут няня. С такой ещё нетипичной для России внешностью с монобровью и усиками над верхней губой. Обратите ещё внимание на то, что дети серьезные, сосредоточенные. А вот у няни игривый, лукавый взгляд. На её фоне дети выглядят ещё более серьезными. Д

Эту работу я увидела на выставке «Брюллов. Рим-Москва-Петербург», которая проходит в Третьяковской галерее на Крымском Валу (до января 2026).

Карл Брюллов. Дети графа Витгенштейна с няней-итальянкой. 1832. Частная коллекция.
Карл Брюллов. Дети графа Витгенштейна с няней-итальянкой. 1832. Частная коллекция.

И это большая удача, так как она хранится в частной коллекции. Она была куплена русским коллекционером в 2012 году на европейском аукционе. И изредка выставляется. В том числе сейчас.

Картина крайне интересная.

На ней изображены дети графа Льва Витгенштейна: трехлетняя Мария и годовалый Петр. И рядом с ними няня-итальянка.

Вопрос: почему не их мать, графиня Стефания?

Зачем граф заказал увековечить образ няни, а не супруги?

Брюллов написал много портретов детей с их матерями. И это было логично и понятно. Таких портретов много, в том числе на выставке.

Создать карусельКарл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. Русский музей в Петербурге.
Создать карусельКарл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830. Русский музей в Петербурге.

Как вот этот портрет великой княгини с дочерью.

А тут няня. С такой ещё нетипичной для России внешностью с монобровью и усиками над верхней губой.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Обратите ещё внимание на то, что дети серьезные, сосредоточенные. А вот у няни игривый, лукавый взгляд. На её фоне дети выглядят ещё более серьезными.

Дело в том, что картина была написана в 1832 году. И в этом же году графиня Стефания умерла. Во время написания этой картины она уже была прикована к постели и просто физически не могла позировать.

Возможно, поэтому художник сделал детей такими серьезными, неулыбчивыми.

Карл Брюллов. Графиня Стефания Витгенштейн. 1828. Частная коллекция.
Карл Брюллов. Графиня Стефания Витгенштейн. 1828. Частная коллекция.

Няня же в данном случае со своей необычной внешностью и нарядом служит вот таким интересным сопровождением к портретам детей.

Её необычный головной убор с вуалью, ажурные чулки, туфельки добавляют много занимательных деталей в картину, делают её роскошнее.

Добавьте описание
Добавьте описание

А видите двух коз за спиной детей и няни?

Они тоже решили скрыться от дневного зноя под кроной дерева и насладиться прохладной водой.

Добавьте описание
Добавьте описание

Вот умел Брюллов гармонично вписывать животных в портретные работы!

Едва ли какие-то другие портретисты умели вписывать животных в свои картины. У Брюллова это однозначно получалось.

Карл Брюллов. Портрет сестер Александры и Ольги Шишмарёвых. 1839. Русский музей в Санкт-Петербурге.
Карл Брюллов. Портрет сестер Александры и Ольги Шишмарёвых. 1839. Русский музей в Санкт-Петербурге.

К тому же козы могут символизировать что-то. Ведь их кто-то наверняка пасет. Так же как няня присматривает за детьми.

И еще одна интересная деталь. Видите, часть фигуры мальчика находится в воде?

Добавьте описание
Добавьте описание

Под водой за счет преломления света объекты видятся искаженными. Но ножки ребенка выглядят обычно. Художник не стал жертвовать красотой ради правдивости. Хотя, конечно, он понимал, что это не реалистичное изображение.

А вот ручки он, кажется, попытался изобразить с учетом искажения и замутнения. Но, на мой взгляд, вышло неудачно.

Кстати, он часто писал детей в воде. Причем без попыток исказить фигуру под водой. Как на той же акварельной работе князя Александра Гагарина в детстве.

Карл Брюллов. Портрет князя А. Гагарина в детстве. 1829. Третьяковская галерея.
Карл Брюллов. Портрет князя А. Гагарина в детстве. 1829. Третьяковская галерея.

***

Подписывайтесь на мой канал в Дзен вот здесь.

Если Вы хотите по-настоящему разбираться в живописи, я могу также отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. 15 уроков, а также онлайн-тест: