Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

К дому, где родился первый женский глянец Москвы

Оглавление

У каждого свой маршрут памяти. У меня это Большая Дмитровка. Улица, на которой стоит дом, где история превращается в детектив...

Размышление о городе

До Дня города - 2025 ещё пара недель, и я снова думаю о Москве. У каждого свой маршрут памяти, у меня это Пушкинская улица. Впрочем, она снова Большая Дмитровка как и до моего рождения: с 1937 года на протяжении пятидесяти пяти лет Дмитровка официально носила имя Пушкина. Для моего поколения это была именно Пушкинская улица, и в памяти она так и осталась.

Для меня она всегда была улицей книг. Здесь находился магазин «Педагогическая книга», а в переулках неподалёку можно было наткнуться на другие книжные магазинчики - более скромные, где иногда попадались подлинные сокровища.

Доска на доме по адресу: ул. Большая Дмитровка, д. 34/10, стр. 4, фото автора статьи
Доска на доме по адресу: ул. Большая Дмитровка, д. 34/10, стр. 4, фото автора статьи

С тех пор я привык думать: у Москвы каждый дом хранит свой рассказ. И мечтаю однажды написать о каждом здании Дмитровки, как о живом герое. Конечно, правильнее всего было бы начать с первого дома: знаменитого Дома союзов. Но он и без меня окружён славой.

А вот последний дом, тот, что стоит на углу со Страстным бульваром, не столь известен. Университетский типографский корпус: строгий и скромный, но со своей интригующей историей. Именно здесь Москва впервые обрела женский глянец XIX века.

Дом на углу Дмитровки и Страстного сегодня, фото автора статьи
Дом на углу Дмитровки и Страстного сегодня, фото автора статьи

Дормидонт Григорьев

Имя архитектора Дормидонта Григорьева сегодня совершенно забыто. Он жил и творил в тени старшего брата Афанасия, прославленного зодчего своего времени. Но именно Дормидонт в 1820-е годы возвёл этот Университетский типографский корпус.

Его стиль историки называют безордерным классицизмом. Это значит никаких колонн, никаких портиков, никаких украшательств. Дом строгий и скромный, словно человек, который не любит громких слов. Только функциональность и ясность, только то, что действительно нужно.

Григорьев-самородок не искал славы, он строил честно. Его здание стоит и сегодня, как честный работяга в тени брата-генерала. И в этом есть своя особая красота: Москва умеет хранить не только парадные фасады, но и скромное достоинство тех, кто работал «без блеска».

Дом на углу Дмитровки и Страстного сегодня, фото автора статьи
Дом на углу Дмитровки и Страстного сегодня, фото автора статьи

Университетская типография

Дом, который построил Дормидонт Григорьев, изначально задумывался не для пользы. Московскому Университету нужна была своя типография, надо было печатать лекции и книги.

Но университет ещё должен был получить место. До пожара 1812 года на этом углу стояли усадьбы Талызиных и Власовых. Усадьбы жили своей жизнью до тех пор, пока сначала в 1811-м не выкупили владение Власовых, а потом, уже после пожара, и усадьбу Талызиных. Москва сгорела, хозяева ушли, а университет остался с новым участком под застройку.

В построенной здании на первом этаже была устроена канцелярия и книжная лавка: заходи и покупай свежие книги прямо у производителя. Второй этаж настоящий типографский цех. Там гремели станки, в длинном зале сидели наборщики и корректоры, а в шкафах рядами лежали литеры на всех языках, от русского до греческого и арабского.

Современники писали с восхищением: всё в порядке, всё чисто, книги выходят быстро. Почти как в современном айти-стартапе: только вместо кода - страницы, вместо серверов - печатные кассы.

Окно первого этажа дфворого фасада здания, фото автора статьи
Окно первого этажа дфворого фасада здания, фото автора статьи

Какие печатались книги

Книги, напечатанные здесь, создавали культурный фундамент на века. В этом доме рождались страницы, которые сегодня мы называем классикой.

Гоголь. В 1842 году именно в университетской типографии вышло первое издание «Мёртвых душ». Представьте: вчерашние студенты ещё обсуждают новые лекции, а тут в зале на Дмитровке наборщики уже выкладывают буквы великой поэмы, над которой будут смеяться и плакать поколения.

Тургенев. В 1846 году здесь впервые напечатали отдельное издание «Записок охотника». Эти рассказы потом назовут книгой, изменившей Россию, но началась она именно с московской типографской кассы, где аккуратно набирали слова про барина, крестьян и бескрайние поля.

Учебники и наука. Дом работал не только на литературу. В этих стенах выпускали учебники, например, ещё в XVIII веке «Теоретическую и практическую арифметику» Дмитрия Аничкова. Без них не было бы ни студентов, ни профессоров, ни вообще московской учёной жизни.

Драматургия и переводы. На Дмитровке можно было встретить и Мольера, его комедии печатались здесь в русском переводе, а также пьесы Хераскова и стихи Ломоносова. Москва через эту типографию знакомилась и с Европой, и с собственной культурой.

Словари и справочники. Здесь издавались и книги, которые нужны «для ума»: словари Бантыша-Каменского, «Словарь русских писателей» митрополита Евгения.

«Московские ведомости»

В типографии выходили и «Московские ведомости», - единственный новостной канал того времени. Её начали издавать ещё в XVIII веке, а на Дмитровке она обрела новый дом и долгую жизнь в XIX столетии.

Источник: Викимедиа
Источник: Викимедиа

Это была не просто университетская хроника. Газета сообщала обо всём: от расписания лекций и публикации научных трудов до новостей города, объявлений и даже мелких светских историй. По сути, это был главный московский «информационный канал» того времени.

Так «Московские ведомости» стали голосом университета и города одновременно. И, глядя на этот дом, можно представить, как его стены ещё помнят шелест газетных листов, которые десятилетиями несли Москве свежие новости.

Князь П.М. Шаликов, источник http://az.lib.ru/s/shalikow_p_i/about.shtml
Князь П.М. Шаликов, источник http://az.lib.ru/s/shalikow_p_i/about.shtml

«Дамский журнал»

В этих стенах в первой половине XIX века появился один из самых необычных московских проектов: первый «Дамский журнал». Его основал Пётр Иванович Шаликов, литератор и издатель, человек прагматичный и ловкий.

Шаликов понимал то, что многие его образованные современники игнорировали: массовому читателю нужны не философские споры, а лёгкое чтение. Он предложил дамам то, что им было ближе всего - рассказы о моде, советы по домоводству, сентиментальные повести и стихи, нередко собственного сочинения. Это был единственный журнал о моде в то время.

Интеллектуалы презирали этот журнал, считая его поверхностным и пустым. Сам Пушкин отзывался о Шаликове крайне скептически. Но публика голосовала рублём: тиражи росли, журнал читали, обсуждали, выписывали.

Авторство: А.С. Пушкин совместно с Е.А. Боратынским: 15 мая на завтраке у М.П. Погодина, «по случаю рассказанного анекдота», как записал в этот день в своем дневнике один из участников завтрака. Кн. Шаликов, Петр Иванович (1768—1852) - писатель, издатель «Дамского журнала» и редактор официальной газеты «Московские ведомости».
Авторство: А.С. Пушкин совместно с Е.А. Боратынским: 15 мая на завтраке у М.П. Погодина, «по случаю рассказанного анекдота», как записал в этот день в своем дневнике один из участников завтрака. Кн. Шаликов, Петр Иванович (1768—1852) - писатель, издатель «Дамского журнала» и редактор официальной газеты «Московские ведомости».

«Дамский журнал» стал первым настоящим русским глянцем только без фотографий и глянцевой бумаги. Вместо фотосессий гравюры платьев, вместо лайфстайл-колонок письма читательниц. Но главная функция оставалась той же самой, что и у глянца XXI века: формировать образ «идеальной дамы» и предлагать ей готовую модель поведения.

И именно здесь, в Университетском типографском корпусе на Дмитровке, этот женский мир впервые обрёл свои напечатанные страницы.

И, если вдуматься, «Дамский журнал» XIX века не так уж далёк от современной «Москвички». Там сентиментальные повести и модные советы, здесь подборки платьев и интервью с московской элитой. В обоих случаях это зеркало эпохи, которое формирует образ “идеальной дамы”.

Источник:https://berdskasloboda.ru/damskij-zhurnal-1823-1833/
Источник:https://berdskasloboda.ru/damskij-zhurnal-1823-1833/

Размышления к Дню города Москвы

Москва умеет удивлять. Одни бегут на салюты и концерты, другие ищут тихие дома с памятью. Университетский типографский корпус на Дмитровке как раз из таких. Здесь печатали «Мёртвые души» Гоголя и «Записки охотника» Тургенева, здесь выходили «Московские ведомости», здесь впервые появился женский глянец «Дамский журнал».

Центральная часть фасада Дома на углу Дмитровки и Страстного, фото автора статьи
Центральная часть фасада Дома на углу Дмитровки и Страстного, фото автора статьи

И вот вопрос: что для вас важнее парад на Тверской или дом, где рождалась настоящая литература?

Вы бы выбрали строгие «Ведомости» или лёгкий «Дамский журнал»?

А может, у вас на улице в вашем городе тоже есть такой дом, мимо которого ходят сотни людей, но только вы знаете его настоящую историю?

День города повод не только смотреть фейерверки, но и заглянуть в прошлое Москвы. Иногда самые интересные праздники спрятаны в старых стенах.