Совсем недавно побывала на спектакле в Малом театре и в который раз подумала: «Как я люблю этот театр!»
За что? Знаете, даже не за спектакли. А за традиции, незыблемо сохраняемые в этом театре.
Атмосфера там особая. Традиционный красно-золотой зал, хрустальные люстры, отличный музей в здании. Все «титаны» Малого на фото, плакатах, макетах декораций. Яблочкина, Ильинский, Пашенная, Бабочкин, Гоголева, Быстрицкая, Царев, Турчанинова…
Каждое имя для меня значимо, знакомо и интересно до сих пор.
Пишу о них, сильно надеясь, что и вам это интересно.
Сегодня про тех, кого традиционно в Малом называли «старухами». Это не уничижительно, а, наоборот, с огромным уважением. Не к возрасту, а к значимости личности.
Эти актрисы долго (Александра Яблочкина играла до 90 лет!) держали репертуар в Малом театре. На них шли специально. Имена были «на слуху». Из далёкого детства помню, как дед говорил моей молодой активной маме: «Ну, ты как Яблочкина!»
Александра Яблочкина (1866-1964) очень была заметна в комедийных ролях. Классика! «Ревизор», «Горе от ума», «На всякого мудреца довольно простоты». В Малом театре она проработала всю жизнь, с 1888 года. Кстати, играла ещё с Ермоловой.
Яблочкина всегда была очень ответственной актрисой. Над ней даже смеялись: роли ещё не распределили, а она уже вызубрила все слова, в том числе и мужских партий.
Ее последняя роль была в спектакле «Ярмарка тщеславия». На сцену «негры» выносили кресло с госпожой. В роли негров выступали студенты Щепкинского театрального училища. Так вот она всегда справлялась, кто ее будет «выносить»? И перед спектаклем со своими «неграми» беседовала о значимости даже таких маленьких ролей. Это на всю жизнь запомнил один из «негров», ещё студент, Юрий Соломин.
Яблочкина возглавляла ВТО с 1932 года и была вообще человеком влиятельным. Однажды к ней пришли воры, которые представились сначала драматургами.
Ее, бедную, связали и положили на диван. Она спокойно наблюдала, как воры складывали ценные вещи и драгоценности. А потом сказала: «Ребята, я актриса, а это – бутафория!» Видимо, сказала так, что ей поверили! Бросили драгоценности и взяли что-то незначительное.
Кстати, вечером ее нашли, развязали и предложили в этот день в «Ярмарке тщеславия» не играть. Но она отказалась, узнав, что вызывают на роль Елену Гоголеву. И прибавила: «Леночка ещё наиграется!»
***
А «Леночка» играла тоже долго. Имя Елены Гоголевой (1900-1993) – одно из знаменитейших в Малом театре. Она была человеком смелым и дамой с характером. Когда все тот же Юрий Соломин купил автомобиль и водил его так, что с ним никто не рисковал ездить. И одна Гоголева, как, между прочим, истинная выпускница Института благородных девиц, не боялась и спокойно садилась рядом.
Она и фехтовала неплохо, и в теннис играла очень долго.
И на сцене Гоголева играла роли женщин сильных и непростых: Ларису в «Бесприданнице», герцогиню Мальборо или Любовь Яровую. Даже в старости она сумела преодолеть страшнейший диагноз – перелом шейки бедра и триумфально вернуться на сцену.
***
Много можно о них рассказать и почитать. В том числе, и занимательных историй.
И как Яблочкина, знакомясь с космонавтами и с Юрием Гагариным, спросила: «А в каком царском полку служат эти замечательные поручики?» И как Варвара Рыжова (1871-1963) давала костюмерам рубль за работу, предполагая, что это все тот же царский золотой рубль. И как Евдокия Турчанинова (1870-1963) смолоду почему-то играла старух, и ее называли «бабушкой всея Руси».
Или вот история ещё. В середине 1950-х в Малый театр директором назначили одного из партийных чиновников. И тогда «старухи» – Яблочкина, Турчанинова, Рыжова и Пашенная, надели шляпки, ордена и медали, и пошли к Кремлю.
Они требовали Ворошилова, хотя уже наступило время Хрущева. Но их приняли и спросили о том, кого бы они назначили? «Старухи» ответствовали: «Пусть Мишка Царёв будет! Он хоть и с придурью, но свой!» Между прочим, так Михаил Царёв на долгие годы и возглавил Малый театр.
Это были корифеи нашего театра.
С поставленной эталонной речью, с особыми принципами жизни. С верностью к театральному делу до конца. Их уважали, в частности, и за сохранение театральной традиции.
Сегодня, после ухода Юрия Соломина, много пишут об этом. Что мир классики могут разорить в Малом театре.
Очень надеюсь, что этого не произойдёт и что новое руководство не забудет о великих традициях Малого театра.
Еще о театре:
Популярное:
Ирина Бикулова, г. Москва