Найти в Дзене
Дневники психолога

Выйти из комнаты

Луис Бунюэль – вне сомнений, мастер сюра. Но ТАК показать человеческое естество в 1962 году – нужно иметь смелость и глубокие познания в психологии и физиологии человека. На первый взгляд, бред полнейший: скучный, наполненный бесконечными разговорами, практически отсутствием динамики, к которой привыкли мы. И хочется спросить: что вообще происходит?! Позовите взрослых! Под одновременным давлением социальных норм и вдруг возникшей неопределенности – человек становится тем, кто он есть на самом деле. Вот уж кто точно умел препарировать человеческую психику и выставлять напоказ ее самые неприглядные стороны. Браво. Гениальная метафора. Бунюэль «запирает» группу буржуа в роскошном особняке, откуда они не могут выбраться, хотя видимых преград для этого просто не существует. Абсурд? Не скажИте. Показная демонстрация светскости, воспитанности, достоинства в начале фильма и мерзкая и низменная правда в конце. Мы все считаем себя высокосоциальными людьми. Вот только социальный интеллект – это
Оглавление

Луис Бунюэль – вне сомнений, мастер сюра. Но ТАК показать человеческое естество в 1962 году – нужно иметь смелость и глубокие познания в психологии и физиологии человека. На первый взгляд, бред полнейший: скучный, наполненный бесконечными разговорами, практически отсутствием динамики, к которой привыкли мы.

И хочется спросить: что вообще происходит?! Позовите взрослых!

А происходит банальное.

Под одновременным давлением социальных норм и вдруг возникшей неопределенности – человек становится тем, кто он есть на самом деле. Вот уж кто точно умел препарировать человеческую психику и выставлять напоказ ее самые неприглядные стороны. Браво.

Гениальная метафора. Бунюэль «запирает» группу буржуа в роскошном особняке, откуда они не могут выбраться, хотя видимых преград для этого просто не существует. Абсурд? Не скажИте.

Показная демонстрация светскости, воспитанности, достоинства в начале фильма и мерзкая и низменная правда в конце. Мы все считаем себя высокосоциальными людьми. Вот только социальный интеллект – это не выученная вежливость, а способность остаться цивилизованным человеком в трудных обстоятельствах.

Самое страшное, что происходит в этой комнате – не голод и не жажда, а то, как быстро слетают маски приличия. Иллюзию учтивости сменяют взаимные обвинения, драки, оскорбления, нарастающее призрение и жестокость. Истерики становятся самым меньшим, что может произойти. Полное отсутствие сочувствия, такта, неспособность к ответственности и, главное, к действию. Бесконечные размышления. В какой-то момент иррациональность просто раздражает. Апогей всего этого безумия – конспирологические теории и магические ритуалы как бегство от реальности. Светское общество превращается в беспомощную стаю. Конец цивилизации.

И самое забавное, что снаружи идет жизнь. За домом наблюдают. Но ничего не делают. Меня вынесло примерно на этой фразе:

- Вчера после обеда мы послали отряд саперов с необходимым оборудованием. В 9 они вернулись в казарму, причем никому не удалось проникнуть в дом.
- Но они хотя бы попытались войти?
- Нет. В этом-то и проблема.

В этом-то и проблема. Они даже не пытались. А внутри ждали. Ждали, пока кто-то спасет их. Я напомню, господ ничего не удерживало. Кроме их собственных предубеждений и страхов.

Прошло несколько десятков лет, а это, на мой взгляд, один из самых актуальных фильмов современности.

События будто проверяют нас на человечность. Во время того, как рушатся привычные социальные иерархии, истинная ценность человека определяется не его положением в обществе, а его моральными качествами. Это кино, которое заставляет задуматься о цене выживания. Готовы ли мы пойти на все ради того, чтобы остаться в живых? И что значит выжить, если при этом ты потерял свою человечность?

Бунюэль говорит нам: не надо искать монстров снаружи. Самый страшный зверь сидит внутри нас. Это наши трусость, гордыня, эгоизм и нежелание брать на себя ответственность.

«Тюрьма» – это не физическое пространство, а состояние сознания.

Мы сами создаем барьеры, которые мешают нам быть свободными и счастливыми. Наша неспособность к сочувствию, страх перед неизвестным, зависимость от социальных шаблонов – вот что держит нас.

Пока мы будем бояться, перекладывать вину на других, ждать, когда нас спасут - мы так и останемся запертыми в своей «комнате».

P.S.: рабочее название фильма «Ангел-истребитель». И это еще один момент, о котором стоит подумать. Почему Ангел? И что он истребляет? Сам Бунюэль не давал прямого ответа на этот вопрос. Но может быть ответ должен быть найден каждым из нас по-отдельности?