Основателем монохромного изображения бамбука считается Вэнь Тун (1019-1079).
Заметьте что самое жесткое дерево легко ломается, в то время как бамбук или ива выживают, сгибаемые ветром.
Брюс Ли
Бамбук в китайской живописи исключительно распространенная тема.
Заметьте, что самое жесткое дерево легко ломается, в то время как бамбук или ива выживают, сгибаемые ветром.
Брюс Ли
Работая в жанре "живопись бамбука" художник будет рисовать стебель бамбука или группу стеблей с листьями. Для него важен контраст между передним и задним планами, а также между различными текстурами, использующимися в изображении стеблей и листьев. Художник часто вписывает стихотворение, которое сопровождает картину и далее разъясняет мотив создания изображения. Стихотворение является неотъемлемой частью работы в целом. Зритель может сравнить каллиграфию стихотворения с каллиграфией живописи, и изображение с содержанием надписи кистью, которое отражает аналогичные настроения и состояния сознания.
Бамбук крепкий, прямой, и надежный. Его может согнуть ветер, буря и дождь, но он никогда не изменится. Он настоящий пример мужества и выносливости.
Первый принцип композиции живописи бамбука- четыре части растения должны быть рассмотрены в следующем порядке: стебель, узел, ветви и листья. Если основное правило не соблюдается, время и усилия будут потрачены впустую, и картина никогда не будет завершена. Изображение бамбука должно передавать истинную сущность бамбука, выражение качеств добродетельного и высокоморального человека, которые оно символизирует. Качества бамбука как растения рассматривались как образец моральной силы, а чествование этих качеств человеком как акт самосовершенствования.
Художник Вэнь Тун писал, что бамбук живет в его сердце. Бамбук не только относится к четырем благородным растениям. Это слива (мэй), орхидея (лань), хризантема (цзюй) и бамбук (чжу).
Он также принадлежит к отдельной группе, где он открыто братается с соснами и сливами. Сосна, Бамбук и Цветок Сливы (сун чжу мэй) - «Три Зимних Друга» Они называются тремя друзьями зимы, потому что бамбук и сосна не вянут в зимние дни, и сливы начинают цветение в холодное время года.
Бамбук также демонстрирует определенную визуальную привлекательность на образованных людей, потому что его силуэт в лучах солнца или луны на бумажных окнах китайского дома производит поэтический эффект. Его прямые стебли были символом мудреца - несчастье всегда может согнуть его, но он никогда изменится. Внутренняя область бамбука - стебель символизирует пустоту, которая должна быть создана в уме, перед созданием новых идей. Необходима ясность ума, чтобы избежать хаоса и добиться желаемых результатов. В технической отношении, нужно отлично владеть кистью для того, чтобы выполнить идеально цилиндрические стебли, ровные и жесткие междоузлия, и тонкое просвечивание, нервных листьев, видимых с различных точек зрения.
Основателем монохромного изображения бамбука считается Вэнь Тун (1019-1079). Второе имя Вэнь Туна было Юйкэ.
Вэнь Тун служил губернатором в Хучжоу. Вэнь Тун в соответствии с легендами проводил много времени в бамбуковых рощах. Там он бывал во все времена года. Даже свой дом он окружил посадками бамбука, чтобы постоянно любоваться любимыми растениями.
Вэнь Тун жил в эпоху Сун. Он сдал экзамены на государственную должность и получил степень цзиньши. Утонченный и образованный человек, Вэнь любил поэзию, сочинял стихи, занимался каллиграфией. Он дружил с выдающимся поэтом своего времени Су Ши. Что касается стиля, который положил в основу изображения бамбука Вэнь Тун, то он писал бамбук тушью, используя приемы каллиграфической скорописи. Вэнь Тун изображал бамбук как живое существо: его трепещущие листья на ветру, сухие ветви рядом с молодыми нежными ростками, новые свежие побеги и старые склоненные стволы. Ему было интересно как выглядел бамбук в непогоду под снегом. И он пропадал в бамбуковых рощах
зимой наблюдая бамбук в это время года. Осенью во время дождей он смотрел на то, как капли воды стекали с листьев и как они вздрагивали под порывами ветра. Летом и весной пропадал он в бамбуковых рощах вновь и вновь наблюдал, как тянутся к небу, меняются, старятся его "любимцы". Изображения бамбука Вэнь Тэна отличает простота и сдержанность. Изображения бамбука Это не просто пейзаж для китайца. Самые утонченные и возвышенные чувства передает такая картина на шелковом свитке, ширме или стене.
На свитке сунского художника Ван Тинъюня бамбук символизирует силу и доблесть. Рядом с замшелым деревом это еще и обновление и рост. Линии свитка изящны и декоративны.
В Китае бамбук считается символом верности, стойкости, гибкости. Интерес к изображению бамбука в юго восточной Азии присутствовал всегда. И эпоха Сун не исключение. Процесс творчества Вэнь Туна был особым состоянием, в котором он забывал об окружающем мире и людях. Об этой особенности творчества Вэнь Туна писал Су Ши. Оба художника отрицали формальную живопись и следование традиционным канонам. С художником Му Фу они стали основателями направления вэньженьхуа (живописи интеллектуалов). В эпоху Юань изображение бамбука стало очень популярным. Художники, вынужденные скрывать свои патриотические настроения, выражали их иносказательно. Символика бамбука была ясна каждому. У власти в Китае в период юань стояли монголы. Бамбук символизировал благородную стойкую личность, духовно не починившуюся превосходящим силой завоевателям-варварам. Среди художников, писавших бамбук в юаньскую пору были такие живописцы как Чжао Мэнфу, Ли Кань, Као Кэгун, Кэ Цзюсы.
Ли Кань (1245-1320 гг.) уроженец провинции Хэбэй, был художником бамбука. Он тщательно наблюдал бамбук. Ли Кань был автором эссе и теоретических трактатов по живописи бамбука. Некоторые критики считают Ли Каня лучшим художником бамбука. Кэ Цзюсы ( 1290—1343) занимался живописью бамбука. Ли Кань превосходил талантом Кэ Цзюсы. Все же работы художника выразительны. Кэ Цзюсы дружил с художником-аристократом Ни Цзянем. Часто бывал в его имении. Там создана одна из его работ: "Бамбук из Цинбигэ написанный тушью." Ее характеризует простота и изящество
У Чжэнь ( род. 1280 — ум. 1354) — китайский художник эпохи Юань так же изображал бамбук. Одна из его работ - "Ростки бамбука возле камня". Это изображение бамбука У Чэня исполнено чувствами жалости, одиночества и заброшенности. Зритель задумывается и ловит себя на том, что невольная печаль охватила его. Для У Чжэня эта эмоциональная окраска его шедевров нередка. У Чжэнь продолжил традицию изображения бамбука Вэнь Туна. И в то же время он внес новое, расширив эмоциональное звучание изображений бамбука. У Чжэнь пытался выразить мгновенное впечатление от увиденного в своих монохромных изображениях растения. Ствол художник изображал архаическим стилем "чжуан", а листья - скорописным письмом. И хотя он скромно пишет, что не достиг высот Вэнь Туна в изображении бамбука, он поднял пейзаж бамбука на новую высоту, придав ему глубокую разнообразную и интенсивную эмоциональную наполненность.
Изображая бамбук, художник эпохи Мин, работавший в жанре "цветы птицы", Сюй Вэй (1521-1593) считается новатором в искусстве, намного определившим свое время. Сюй Вэй был мастером, блестяще владевшим техникой изображения растений и птиц тушью на бумаге. Его работы отличает передача тонких душевных переживаний самого автора, выраженных в изображениях. Сюй Вэй вносил на свои свитки каллиграфические надписи. Часто это были его стихи. "Бамбук подобен бедняку, на которого обрушился дождь и ветер", - считал Сюй Вэй.
Сюй Вэй не различает в своем искусстве "низкое" и "высокое". Он выражает свои душевные переживания, тоску по сочувствию и нежности. Его бамбук, который изображает художник эмоционален, выразителен, наполнен тем, что волновало художника.