Автор А. Ю. Морозова — учитель-логопед МКДОУ д/с № 2, г. Новосибирск
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовку ее к самореализации в жизни с опорой на такие ценностные ориентиры, как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией. На современном этапе здоровьесберегающая технология определяется как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Применяя здоровьесберегающие технологии, необходимо знать и соблюдать основные принципы:
• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);
• системности (реализация оздоровительных мероприятий осуществляется постоянно);
• оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
• последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
• комплексного воздействия на все анализаторы;
• совместно-педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, психолога, медицинского персонала, родителей).
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов не только в преодолении речевых трудностей, но и в общем оздоровлении дошкольников. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка в своей работе я использую следующие оздоровительные приемы.
Артикуляционная гимнастика
Регулярное выполнение поможет:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
— уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а то, что их подбирают, исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Поскольку упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.
Дыхательная гимнастика
Неотъемлемая часть оздоровительного режима — дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
На каждое занятие включают несколько упражнений, а по мере овладения упражнений детьми добавляют новые.
Зрительная гимнастика
(комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения)
90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.
Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, важности зрения как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Для того чтобы гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития дошкольников: она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительная гимнастика используется:
— для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости;
— для укрепления мышц глаз;
— для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2—3 раза в день по 3—5 минут. Это может быть игровая коррекционная физкультминутка, гимнастика с мелкими предметами и тренажерами. Гимнастику можно проводить по словесным инструкциям, с использованием стихов, потешек.
При подборе гимнастики для глаз учитываются возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Необходимо следить за напряжением глаз, а после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.
Развитие общей моторики
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.
Оздоровительные паузы — физкультминутки — проводятся в игровой форме, в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.
Развитие мелкой моторики
В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики для повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.
У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Су-джок-терапия
Су-джок-терапия — одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южнокорейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка, су — кисть, джок — стопа. Методика су-джок-диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника, болезненных точек соответствия (су-джок-точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связаны с различными частями человеческого тела. Находя эти точки, су-джок-терапия может помочь организму справиться с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами и прочими воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения.
Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. п. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, при помощи различных приспособлений — шариков, массажных мячиков, грецких орехов, колючих валиков. Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Массаж и самомассаж
Массаж — это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии, необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.
При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
В логопедической практике используются следующие виды развивающего массажа:
— массаж и самомассаж лицевых мышц;
— массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
— плантарный массаж (массаж стоп);
— аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
— массаж язычной мускулатуры.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребенок сам выполняет приемы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
— можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;
— можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения;
— можно использовать без специального медицинского образования.
Релаксация
Релаксация — специальный метод, появившийся за рубежом в 30—40-х гг. ХХ в., он направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Релаксация — произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Расслабленность бывает непроизвольной (при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы.
Все вышеперечисленные компоненты проводятся ежедневно либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста с ТНР. Можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками дает положительные результаты:
— снижение уровня заболеваемости;
— повышение работоспособности, выносливости;
— развитие психических процессов;
— улучшение зрения;
— формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
— развитие общей и мелкой моторики,
— повышение речевой активности;
— увеличение уровня социальной адаптации.