Найти в Дзене
Путь мыслителя

3 принципа успешного руководителя: проверено на практике

Опираясь на многолетний опыт работы в качестве руководителя и корпоративного психолога, я пришел к убеждению, что умение выстраивать отношения с людьми – фундаментальный навык для руководителя, не уступающий по значимости профессиональным компетенциям. В основе эффективного управления командой, я выделил три ключевых принципа работы с сотрудниками: Зачастую, поводом для разговора между руководителем и подчиненным становятся ошибки последнего. Однако, крайне важно, чтобы такой разговор не превращался в допрос или выговор. Задача руководителя – создать атмосферу доверия и открытости, в которой сотрудник не будет испытывать давления и сможет свободно выражать свое мнение. Рассмотрим ситуацию: сотрудник, назовем его Алексей, систематически нарушает сроки выполнения задач. Если руководитель начнет разговор с упреков и обвинений, например: "Объясни, что происходит, почему ты не справляешься со своими обязанностями?", – то вряд ли Алексей почувствует себя комфортно и захочет что-то менять. Со
Оглавление

Опираясь на многолетний опыт работы в качестве руководителя и корпоративного психолога, я пришел к убеждению, что умение выстраивать отношения с людьми – фундаментальный навык для руководителя, не уступающий по значимости профессиональным компетенциям. В основе эффективного управления командой, я выделил три ключевых принципа работы с сотрудниками:

1. Открытый диалог: искусство конструктивной коммуникации

Зачастую, поводом для разговора между руководителем и подчиненным становятся ошибки последнего. Однако, крайне важно, чтобы такой разговор не превращался в допрос или выговор. Задача руководителя – создать атмосферу доверия и открытости, в которой сотрудник не будет испытывать давления и сможет свободно выражать свое мнение.

Рассмотрим ситуацию: сотрудник, назовем его Алексей, систематически нарушает сроки выполнения задач. Если руководитель начнет разговор с упреков и обвинений, например: "Объясни, что происходит, почему ты не справляешься со своими обязанностями?", – то вряд ли Алексей почувствует себя комфортно и захочет что-то менять.

Совершенно иной эффект произведет подход, основанный на эмпатии и понимании:

"Алексей, я хотел бы с тобой поговорить о текущих задачах. Я заметил, что в последнее время ты выглядишь уставшим, и у нас возникли сложности с соблюдением сроков по проекту «Ромашка». Обычно ты очень ответственный сотрудник, поэтому я предположил, что, возможно, у тебя возникли какие-то трудности. Хочешь поделиться?"

В каком из этих сценариев Алексей будет чувствовать себя более комфортно и проявит большее желание исправить ситуацию? Ответ очевиден.

Важно помнить, что в первую очередь мы имеем дело с людьми, и только потом – с сотрудниками. Проявляя человечность и заботу, руководитель создает атмосферу, в которой сотрудники не только работают эффективнее, но и более усердно. Они чувствуют, что их понимают, уважают, и, как следствие, проявляют большую самоотдачу в интересах команды. Поэтому умение вести открытый диалог, готовность выслушать и понять – важнейшие качества для руководителя, стремящегося заслужить доверие и уважение своих подчиненных. Подчиненный не будет бояться ошибок и скрыто пытаться их решить. Он будет знать, что руководитель поймет и поможет провести работу над ошибками, что позволит подопечному быть максимально честным с руководством.

2. Наставничество без гиперопеки и работа с собой.

Руководитель, который боится делегировать задачи из-за опасений, что подчиненные не справятся, рискует погрязнуть в микроменеджменте, контролируя каждый шаг своих сотрудников и лишая их возможности развиваться. Такая гиперопека, подобна чрезмерной заботе родителей, лишает человека уверенности в собственных силах.

Необходимо придерживаться принципа "Помоги, но не делай за" – направлять, поддерживать, обучать, но не брать на себя выполнение работы, которую вполне могут выполнить подчиненные. Важно помнить, что делегирование – это не просто перекладывание ответственности, а возможность для роста и развития сотрудников.

Роль наставника в том, чтобы руководитель мог определять свои страхи в работе с подопечными, и вовремя начинал работать с ними. Страх делегировать - это то качество, которое будет мешать эффективности команды, потому что руководитель будет перегружен из-за неумения отдавать в работу задачу подчиненным. Подобных страхов может быть много, и важно чтобы руководитель мог у себя замечать и исправлять. Чем выше эффективность руководителя, тем выше эффективность команды.

3. Мотивация и поддержка: создание внутреннего стимула

Поддержание мотивации сотрудников – это динамичный процесс, требующий индивидуального подхода, своевременной поддержки и четкого видения прогресса. Распространенные ошибки, которые допускают руководители в этой сфере – чрезмерная нагрузка ("Ты справишься, я в тебя верю!"), отсутствие обратной связи и пренебрежение нематериальным поощрением.

Роль мотиватора заключается не только в том, чтобы подстегивать команду, но и в том, чтобы быть надежной опорой в сложных ситуациях. Чрезмерная нагрузка без должной поддержки может привести к выгоранию и снижению эффективности. Важно уметь фокусировать внимание подчиненного на возможностях, которые открываются в связи с выполнением той или иной задачи, помогать ему увидеть перспективу и личную выгоду.

Вернемся к примеру с Алексеем. Неэффективная мотивация со стороны руководителя может выглядеть так:

"Алексей, сейчас всем тяжело, все работают на пределе. Просто соберись и постарайся успеть".

Гораздо более действенным будет следующий подход:

"Алексей, я понимаю, что сейчас очень напряженный период, и нагрузка на тебя возросла. Мы понимаем, что это временно. Тем не менее, в таких ситуациях всегда можно найти возможности для роста и развития. Ты приобретешь ценный опыт, прокачаешь навыки управления временем и станешь более заметным для руководства благодаря взаимодействию с топ-менеджерами. Рассматривай этот период как возможность для профессионального скачка. И, конечно, после завершения этого проекта я предоставлю тебе отгул".

В этом случае Алексей видит "свет в конце тоннеля", понимает, ради чего он работает, и у него появляется личная заинтересованность в успехе. Работать просто ради работы – одно, а видеть цель и стремиться к ней – совершенно другое. Умение правильно мотивировать – важнейший навык для руководителя. Смещение фокуса с негативных аспектов (переработки) на потенциальную выгоду (приобретение опыта, повышение квалификации) дает сотрудникам гораздо больше мотивации, чем материальное вознаграждение. А если еще и нематериально награждать подопечных, например хваля их работу на общих собраниях компании, то это еще больше укрепит уверенность сотрудников. Не пренебрегайте коммуникацией с командой в роли мотиватора и давайте им больше обратной связи об их достижениях, лучше всего - делать это публично.

В заключение

Описанные три принципа отражают личность руководителя. Чем сильнее и авторитетнее личность лидера, тем больше людей будут стремиться работать под его началом и перенимать его опыт.

Если ты от всего устал, не знаешь в какую сторону двигаешься в жизни и ничего не хочешь делать? Приглашаю на свой канал, где я делюсь техниками самопомощи, которые помогут тебе взять управление жизнь в свои руки.