История причесок Древнего Рима — тема странная. Сначала кажется: ну что тут рассказывать? Волосы — они и в Африке волосы. Отрастил, расчесал, завил — и живи спокойно. Но нет. Для римлян причёска была чем-то вроде визитной карточки.
Мужчина без бороды мог показаться несерьёзным. Женщина без высокой конструкции на голове — простой. А император без парика — вовсе уязвимым. Каждый волосок имел значение, будто речь шла не о причёске, а о политике.
И всё это ужасно похоже на нас. Только вместо нодуса — укладка феном, вместо фламмеума — свадебная фата, вместо париков с галльскими волосами — современные накладные локоны «made in China». Меняются века, меняются империи, а суета вокруг головы остаётся.
Мужские причёски
До конца IV века до нашей эры мужчины в Риме ходили с бородами и длинными волосами. Такой был стандарт. Но потом наступил III век до н. э. — и это был, как выражались бы газетчики, «триумф бритвы». С тех пор стало считаться приличным быть гладко выбритым.
Особенно после того, как Рим присмотрелся к Греции. Греки бриться любили, и римляне быстро подхватили моду. Бриться начинали строго с 21 года. Первое бритьё превращалось в праздник: подарки, веселье, и даже волосы — те самые, с болью и проклятиями сбитые с лица, — не выбрасывали. Часть отдавали богам, а часть клали в шкатулку. На память.
Бритьё, надо сказать, было процедурой неприятной. Без мыла, без горячей воды. Марциал шутил, что самое мудрое существо — это козёл. Он всю жизнь носит бороду и не парится.
Невыбритый мужчина в Риме мог быть кем угодно: бедняком, у которого нет денег на цирюльника; несчастным, находящимся в трауре (Август, например, после поражения Вара демонстративно отращивал бороду и волосы несколько месяцев); или философом. Философы ценили бороду как знак независимости, мудрости и презрения к мирской суете.
Впрочем, мода всё равно брала своё. Император Адриан снова вернул бороды в обиход — у него под ней были шрамы и родимые пятна. С тех пор завитая короткая бородка стала чем-то вроде интеллигентного аксессуара.
С волосами на голове история похожая. В ранние времена причёской называлась простая нечесаная шевелюра. Потом, ближе к III веку до н. э., вошли в моду короткие стрижки. При Антонинах — наоборот, волосы подлиннее, волнистые. А в III веке мужчины снова резко подстриглись: почти под ноль, чтобы выглядеть мужественными и суровыми.
Женские причёски
В Римской республике женщины не утруждали себя парикмахерскими изысками. Волосы зачёсывали назад, иногда делали пробор, иногда нет, и туго завязывали на затылке узел. Для пущей красоты — над лбом небольшой валик, нодус. Такой минимализм, который и сегодня бы считался «прической на каждый день».
Свадьба требовала другой архитектуры. Невесту причёсывали особенно тщательно: шесть кос, перевитых лентами, уложенных вокруг головы. Сверху — оранжевое покрывало, фламмеум. Выглядело торжественно. Весталки носили похожую конструкцию, только с белым покрывалом. В обоих случаях смысл был прозрачный: целомудрие, добродетель и всё такое.
Во времена империи всё пошло вразнос. Женщины взялись за высотное строительство. Косы, завивки, локоны, накладки, ленты — целые ансамбли, иногда на проволочном каркасе. Щипцы для завивки назывались по-скромному calamistrum, но с их помощью создавали чудеса. Была даже мода на тутулус — что-то вроде кокошника из локонов, сзади же волосы заплетали в тонкие косички и собирали в корзинку. При Флавиях прически становились похожи на башни — чем выше, тем престижнее. При Адриане, устав от всего этого великолепия, женщины опять вернулись к простоте.
Любопытно, что причёску могли менять несколько раз в день. Эта страсть доходила до того, что мраморные бюсты снабжались съёмными деталями. Хочешь — с башней, хочешь — с нодусом.
А вот красить волосы женщинам долгое время не разрешалось. Но кто когда слушал запреты? Со временем мода накрашенные волосы победила. Использовали хну, пепел, травы. Любимыми были красные оттенки, иногда такие яркие, что современный парикмахер бы испугался. Про императрицу Мессалину, например, говорили: её волосы были такого цвета, что блестели аж на берегах Рейна. Популярными были и голубые, и блондинистые оттенки. Римлянки вообще были в этом смысле смелыми.
Парики
Парики в Риме — дело привычное. Назывались они по-латински capillamentum или galerus. В основном их носили женщины. Причины прозаические: неудачная покраска, пересушенные щипцами волосы или просто природа подвела.
Помогали и искусственные накладки — они держали форму причёски. Но и мужчины, как водится, не удержались. Императоры, например. Калигула и Нерон использовали парики, чтобы не быть узнанными. Император Отон — чтобы скрыть лысину. В общем, мотивы ясные и вечные.
В Риме даже был целый квартал возле цирка Фламиния, где жили мастера по парикам и искусственным бровям. Настоящие специалисты. Работали с натуральными волосами, причём особенно ценились белокурые — от галльских женщин. На рынке за такие волосы давали хорошие деньги.
Если вдуматься, вся эта париковая история звучит до боли современно. С тех пор прошло две тысячи лет, а аргументы те же: «я просто хочу выглядеть немного лучше».
Послесловие
Римляне заботились о волосах так, будто от этого зависела судьба империи. Мужчины брились до крови, женщины строили на голове башни, философы отращивали бороды наперекор моде, а императоры прятались под париками. Всё это было очень серьёзно — тогда.
Сегодня мы смотрим на бюсты и надписи, улыбаемся. Кажется, какая разница: нодус или тутулус, фламмеум или calamistrum? Но если приглядеться — всё то же самое. Человеку всегда надо скрыть лишний шрам, подчеркнуть добродетель или притвориться моложе.
И всё равно есть в этом что-то трогательное. Вечное. Как будто волосы — последняя иллюзия, за которую держится человек.