Найти в Дзене
Ярослав Власов

ИИ заменяет психологов. Но вы рискнёте доверить ему развод?

На волне популярности искусственного интеллекта, с весны этого года, я стал задаваться вопросами — а что он не может заменить в моей профессии? С некоторыми, наиболее продвинутыми клиентами, мы даже обсуждали это напрямую. Мол, чего приходите, если на все вопросы можете найти ответы у ИИ? Понятно, что консультанты работающие на уровне «сейчас я расскажу вам как правильно», исчезнут с рынка в течении ближайшего времени. Например, ИИ уже сейчас частично заменяет мне консультации маркетологов, которые я брал в прошлом за 15,000 и получал, в лучшем случае потрынделки в 1 час за мои же деньги. Это реальная история. Один чел, просто заложив руку за голову и почесывая пузо, по скайпу со мной вот так за 15к и разговаривал. При этом НЕ ВНИКНУВ в мою ситуацию, он не то чтобы давал советы, он тратил время консультации придумывая новые (непроверенные!) концепции, вместо того, чтобы дать рабочие инструменты. А затем рассказывал в сторис, какую интересную идею он сегодня с клиентом придумал. За мой

На волне популярности искусственного интеллекта, с весны этого года, я стал задаваться вопросами — а что он не может заменить в моей профессии?

С некоторыми, наиболее продвинутыми клиентами, мы даже обсуждали это напрямую. Мол, чего приходите, если на все вопросы можете найти ответы у ИИ?

Понятно, что консультанты работающие на уровне «сейчас я расскажу вам как правильно», исчезнут с рынка в течении ближайшего времени.

Например, ИИ уже сейчас частично заменяет мне консультации маркетологов, которые я брал в прошлом за 15,000 и получал, в лучшем случае потрынделки в 1 час за мои же деньги.

Это реальная история.

Один чел, просто заложив руку за голову и почесывая пузо, по скайпу со мной вот так за 15к и разговаривал.

При этом НЕ ВНИКНУВ в мою ситуацию, он не то чтобы давал советы, он тратил время консультации придумывая новые (непроверенные!) концепции, вместо того, чтобы дать рабочие инструменты. А затем рассказывал в сторис, какую интересную идею он сегодня с клиентом придумал. За мой счет с*ка.

Ну да ладно, это дело прошлого — вернёмся к нашей теме. Недавно на сессии я понял, чего ИИ дать не может — и в чём по-прежнему сила человека.

Сидим мы значит с клиентом и обсуждаем его вопрос.

Я бросаю одну фразу, но по его реакции вижу, что не заходит моя попытка помочь. Вкидываю вторую — тоже самое. Так продолжается несколько минут, наполненных едва заметным сопротивлением человека.

И тут, в один момент, я вдруг ловлю неожиданное ощущение — оно разлито буквально в поле вокруг нас... Это злость. Я злюсь на этого клиента.

Если вы не в теме, то это нормальный процесс в психологическом консультировании — называется переносом (клиента своих чувств на меня или моих на него).

И вспоминая наши предыдущие встречи, я понимаю, что уже неоднократно «ловил» это чувство в разговоре с ним.

Чтобы проверить свою гипотезу и не порушить всю сессию, я предлагаю клиенту сесть на моё место, а сам пересаживаюсь на его.

Проходит 15 секунд и... он говорит мне: «Знаешь, я злюсь... ннн... ннаа тебя Ярослав!?», — и сам удивляется произнесённому.

Бинго! Это вытесненные чувства клиента, а значит именно через них он запускает большинство проблем в жизни, с которыми мы как раз и работали в той сессии.

Всё что было дальше — чисто дело техники.

Именно через исследование этих «странных» эмоций, которые необъяснимым образом люди «ловили» в разговоре с ним, мы и решили основной запрос.

После я шёл домой и думал: вот искусственный интеллект, мог бы сделать сегодня такое? Точно нет.

Он НЕ смог бы своим телом — ощутить эмоцию — возникшую в пространстве.

Он МОГ БЫ написать научную диссертацию о психологическом процессе переноса и контр-переноса за 7 секунд... Но он не смог бы ОЩУТИТЬ его в живом контакте на уровне ЧУВСТВ.

Это, пока что, могу сделать только я — человек.

Со временем, конечно, ИИ научится анализировать невербалику, тон и скорость речи, (кстати уже умеет) и тогда да...

Но я думаю, что мы придём к варианту, когда большинство людей решают свои вопросы через ИИ — и это будет что-то вроде бюджетного масс-маркет выхода.

И оставшаяся часть, тех, кто сможет себе это позволить — будут пользоваться премиум услугами, включающих помимо ИИ ещё и живое общение с человеком.

Возможно в будущем, мы станем выбирать не среди тех, кто больше знает, так как знать будут все, а из тех — кто ещё помнит, что такое живой контакт. Ведь там, где заканчивается инструкция — начинается человек.

Здесь будет уместно намекнуть, что пока я не ушёл в «вынужденный премиум» — ещё можно пообщаться живьём. Ссылка на мою Телегу см. в шапке профиля.

А вы бы доверились ИИ, чтобы разобраться, скажем, с вопросами развода или принять сложное бизнес-решение, определяющее ваше будущее на 5-10 лет вперед?