"Бабка, нарезай батон, будем слушать Сабатон..."
Те из котогиков, чьим музыкальным вкусам хоть немного близок метал, разумеется, знают о шведском коллективе Sabaton. Фанаты же Sabaton в возрасте старше двадцати наверняка знают, что группа давно скатилась в унылые самоповторы и примитив. Но сегодня поговорим не об этом: напротив, я хочу рассказать о лучшем, по моему мнению, альбоме Sabaton, с которым группа вышла на высшую точку своего звучания. Старики вспомнят, а свежая кровь, возможно, откроют для себя Sabaton с ранее незнакомой стороны. Этот альбом - Carolus Rex 2012 года.
Carolus Rex остается в рамках военно-исторической тематики Sabaton, но концептуально это наименее попсовый альбом в дискографии группы. Посвящен он не заезженным до дыр мировым войнам, а эпохе шведского могущества, "stormaktstiden" - периоду с начала XVII по начало XVIII века, когда громче всего в истории гремела военная слава Швеции и королей Густава Адольфа и Карла XII. В честь последнего, в общем-то, альбом и назван: Carolus Rex - это латинизированное "Король Карл".
Но первая половина альбома посвящена не ему, а именно Густаву II Адольфу по прозвищу "Лев Севера", крестному отцу линейной тактики и создателю одной из первых национальных (а не наемных) армий. Не считая вступления "Dominium Maris Baltici", первая песня альбома носит его прозвище - "Lion from the North", а следующий трек, разрывная "Gott Mit Uns", посвящен блестящей победе шведов в битве при Брейтенфедьде. Тема Тридцатилетней войны продолжается пронзительной метал-балладой "Lifetime of War", лучшей, по моему мнению, песней альбома, и закрывается "1648" о неудачной для шведов осаде Праги, ставшей последним сражением Тридцатилетки. Меня, если честно, удивляет, что в альбоме не затронута гибель Густава Адольфа в битве при Лютцене, весьма драматичный момент шведской кампании - возможно, Sabaton решили, что альбому достаточно одной песни о смерти короля.
"Каролинскую" половину альбома открывает "Carolean's Prayer", посвященная шведской пехоте на изломе веков. В лирике отражена сильнейшая религиозная накачка каролинеров: песня заканчивается молитвой "Отче наш" на шведском, с которой пехота Карла XII зачастую ходила в атаку. За ней идет заглавная песня альбома, мощная "Carolus Rex" о восхождении "последнего викинга" на престол Швеции.
Две следующие песни повествуют уже о событиях Северной войны: "Killing Ground" осуждает резню русских пленных после битвы при Фрауштадте, а за ней следует особо любимая отечественными фанатами Sabaton бодрая "Poltava".
Закрывают Carolus Rex еще две неспешных баллады: "Long Live the King", величественный реквием Карлу XII, который, как по мне, не стыдно завещать включить на собственных похоронах, и мрачная, спетая на шведском "Ruina Imperii", которая последней строчкой припева подводит итог и альбому, и воспетой им эпохе: "Svea stormaktstid till ända", величию Швеции пришел конец.
Carolus Rex - вершина музыкального творчества Sabaton: выработанное за семь лет уникальное звучание коллектива здесь раскрывается на полную, мелодия практически каждого трека врезается в память, а лирика, которая у Sabaton, конечно, никогда не была сложной, здесь еще не упростилась до полутора шаблонных рифм, которые правят бал в их последних релизах. И, конечно, много значит оригинальная концепция альбома: военная история XVII-XVIII веков вообще не самая частая тема в метале, а уж про Тридцатилетнюю войну я других современных песен вообще не припомню. Если ищете саундтрек для чтения грядущей книги Евгения Норина, берите на заметку.
Слушайте хорошую музыку, котогики, и не забывайте годноту.
________________________
Автор текста: Александр Тимофеев
🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:
Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.
Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.