Найти в Дзене
CatGeek

Этерна: Сражение на бис или разбор битвы на болотах Ренквахи

Оглавление

Буквально на днях (на момент написания заметки) начал выходить сериал Кинопоиска по мотивам «Отблесков Этерны». Это уже вторая попытка сервиса экранизировать фэнтезийный цикл Веры Камши – первый пилотный эпизод вышел в самом начале 2022 года, после чего был забракован, а проект ушел на полную переработку со сменой сценария и большей части актерского состава. Сравнение этих двух экранизаций – предмет отдельного обстоятельного разговора, в который я сегодня углубляться не буду. Скажу лишь, что пилот делался фанатами Камши и скорее понравится фанатам же, а сериал ориентирован на рядового зрителя: думающему достаточно, чтобы понять плюсы и минусы обеих версий.

Однако батальные сцены из пилота и итогового сериала я обойти вниманием не могу. Причина необычна: они оба экранизируют один и тот же боевой эпизод из мира Кэртианы, битву на болотах Ренквахи. На ее примере очень ярко видно, насколько могут отличаться по качеству два киновоплощения одного и того же сражения: несмотря на общий первоисточник, плюс-минус одинаковый бюджет и один и тот же набор реквизита и матчасти. С вами внепланово #ОбществоЗаАдекватныеБатальныеСцены, и в этот раз я сравниваю две битвы при Ренквахе – из двух «Этерн» 2022 и 2025 годов.

Пилот 2022 г.
Пилот 2022 г.
Сериал 2025 г.
Сериал 2025 г.

Чтобы не выглядеть пристрастным, отсылаю всех к своей первой заметке о батальных сценах в кино от января 2024 года, посвященную экранизациям Толкина. В ней я выделил несколько ключевых характеристик изображения битвы на киноэкране: контекст сражения, четкие ставки, идентификацию сил сторон, возможность зрителя понять, какая сторона побеждает в конкретный момент, раскрытие участвующих персонажей через их действия в бою, осмысленность этих действий и логичность их исхода. Тогда с этими критериями, согласились многие читатели, так что опираться я буду именно на них, а не на свое личное отношение к новой версии сериала.

ПИЛОТ 2022 г.

Битва при Ренквахе из пилотной серии, фактически, открывает повествование: ей предшествует только анимированная заставка с закадровым текстом – грубый и сухую информацию по сеттингу «Этерны».

-4

Несмотря на прискорбную неуклюжесть экспозиции, минимальный контекст для сражения она всё-таки дает: отряд Робера Эпине встал в заслон, прикрывая отход разбитой армии повстанцев. Зритель в общих чертах понимает его задачу: задержать королевскую армию как можно дольше, чтобы дать уйти товарищам. Поражение Робера таким образом означает гибель не только его, но и закадровых соратников: ставки обозначены.

Зрителю показывают расклад: отряд повстанцев занял узкий проход между высотой и непроходимым болотом, явно рассчитывая в обороне на эффект бутылочного горлышка. Внешний вид бойцов неплохо говорит о составе войска: относительно единообразных пикинеров Эпинэ в красном подпирают воины в довольно разномастной одежде и снаряжении – контингенты других восставших домов.

Отряд повстанцев
Отряд повстанцев
Пикинеры дома Эпинэ
Пикинеры дома Эпинэ

Напротив них строится королевская армия Талига в строгих чёрно-белых цветах, создавая заметный контраст: визуальное повествование соблюдено.

Армия Рокэ Алвы
Армия Рокэ Алвы

Различия подчеркивают и реплики персонажей: безымянный мушкетер говорит Роберу: «Вы последний из Эпинэ – командуйте», пока Рокэ Алва вальяжно делегирует право начать бой подчиненному, полковнику Савиньяку. Эти разговоры, увы, довольно вяло сыгранные актерами, дополнительно характеризуют стороны. Войско повстанцев еще феодальное, и опирается на авторитет представителя герцогского рода, а королевская армия – уже модерновая, освоившая единую субординацию, так что генерал Алва, тоже будучи герцогом, спускает приказ вниз, соблюдая цепочку командования.

-8

Кавалерия Алвы готовится к атаке, и Робер уверенно командует своим людям: «Пики на рейтар!». И вот тут приятно видеть, что съемочная группа, пригласившая в массовку подольских реконструкторов, разрешила им показать «как правильно»: пикинеры, как положено, хором дублируют полученную команду, втыкают подтоки в землю и опускают пики «на конь» против атакующей кавалерии, для слаженности сопровождая действия выкриками.

-9

Кто-то из бойцов обращается к товарищам по оружию, еще раз напоминая зрителю контекст и ставки сражения: «Давайте дадим хороший бой, чтобы другие жили!»

Следует довольно схематичное из-за нехватки бюджета, но толковое изображение действий огнестрельной конницы против пикинеров. Рейтары дают залпы из пистолетов, несут потери от ответного огня немногочисленных стрелков повстанцев, и отходят на перезарядку, а в это время отряд Эпинэ обстреливают уже пешие мушкетеры королевской армии.

Рейтары
Рейтары
-11
Мушкетеры
Мушкетеры

Робер, сам стоящий с пикой в первом ряду, продолжает командовать, причем его приказы «сомкнуть ряды» и «держать строй» при всей заезженности формулировок голливудским кино звучат уместно: маленькая пикинерская коробочка несет потери, и бреши в строю должны заполнить бойцы из задних рядов, иначе в них въедут вражеские всадники. Отдельно хочу отметить классную деталь: готовясь к пистолетному залпу рейтар, пикинеры Робера опускают головы, чтобы не подставлять пулям открытые лица!

-13

Хороший стальной шлем выстрел из пистолета вполне может выдержать, так почему бы не улучшить свои шансы?

Под огнем мушкетеров повстанцы неизбежно несут потери, и их строй редеет. Королевские рейтары идут в новую атаку, уже с палашами в руках. Звучит клич «Смерть врагам Талига!» – он не только подчеркивает решимость всадников, но и напоминает зрителям название государства, которое они представляют. Это самое начало истории, экспозиция еще идет!

-14

Робер успевает отдать своим бойцам последний приказ: «Принимай!» (вражеских лошадей на пики). Увы, строй слишком разрежен вражеским огнем, и конница прорывает заслон, а следом за ними добивать врага уже бегут пешие мечники-родельерос (почему-то без фирменных щитов-рондашей).

-15

Бой переходит в тесную рукопашную свалку, а та ведет к неизбежному печальному для повстанцев финалу.

Да, битва в болотах Ренквахи в пилоте «Этерны» 2022 года отнюдь не идеальна: она короткая (4 минуты 15 секунд), снята очень дешево и камерно, придать компьютерной графикой масштабности даже не попытались. Да и к тактике можно придраться: зачем конница атаковала до залпа своих мушкетеров? почему сами повстанцы палили только в упор? где щиты у родельерос?.. Но, несмотря на это, смело можно сказать: перед нами схематичная и условная, но толковая батальная сцена. В ней есть ставки, различимы стороны, есть тактический рисунок, осмысленные действия сторон; зрителю понятно, в какой момент отряд Робера Эпине не дает врагам пройти по дороге, а в какой уже не может отразить натиск. В ней раскрываются персонажи-полководцы: Робер показан храбрым и компетентным лидером, который дерется в первых рядах и раздает адекватные команды, пока невозмутимый Рокэ Алва спокойно наблюдает, как его подчиненные выигрывают бой по отлаженной схеме. Сами воюющие стороны в двух мазках да охарактеризованы! В сражении есть драматургия с завязкой, кульминацией и развязкой... В общем, с точки зрения киноповествования это вполне хорошая батальная сцена, пусть и снятая за три копейки силами реконструкторского клуба.

Довольно крепкая заявка! Смог ли ее перебить полноценный сериал, который, по замыслу, должен быть лучше во всём?

СЕРИАЛ 2025 г.

Битва при Ренквахе из свежего сериала происходит в начале второй серии: подводка к ней сравнительно долгая, почти всю первую серию зрителя вводят в историю восстания Окделла. Вот только контекста от этого не становится больше: судя по тому, что показывает режиссер, здешняя битва совершенно бессмысленна. Не безнадёжна, а именно бессмысленна!

-16

Поясню, благо первая серия едва ли считается спойлером. В сериале армия повстанцев по болотам Ренквахи никуда не отступает: она встала там лагерем и уже собирается брать столицу. Вот только лидер восстания Эгмонт Окделл гибнет на дуэли с Рокэ Алвой (здесь именно в этом вызове состоит победный стратегический гений Ворона), и без него все войско просто расходится по домам, благо Алва обещал помилование всем, кто сложит оружие. Верным идее восстания остается только Робер Эпинэ с небольшим отрядом (на экране человек в тридцать). Так он и вступает в сражение.

И казалось бы, поменяли историю и ладно, это право сценаристов, я правда ничего не имею против. Возникает только один вопрос: а зачем вообще в описанной ситуации Робер идет в бой? Чего он хочет добиться?

-17

Ему не нужно прикрывать отход своих, как это было в пилоте: им гарантирован свободный выход, да и для Робера они уже не свои, а предатели, слившиеся с восстания еще до его начала. Так чего он хочет достичь в ходе битвы? Силы очевидно не равны (проговорено, что у Алвы полк королевской гвардии против небольшого отряда Эпинэ), но даже если каким-то чудом Робер умудрится победить, то что он планирует делать дальше? Идти брать столицу с тремя десятками солдат?

-18

Все выглядит так, как будто сериальный Робер – ушибленный на голову глупец, который просто ведет своих людей на на убой, потому что никаких задач, которые герцог Эпинэ пытается решить через битву, в сериале не обозначено. Разумеется, высокими ставками тут даже и не пахнет: да, поражение приведет к смерти солдат Робера, но и только, потому что они не сражаются буквально ни за что, кроме специфических представлений своего командира о чести. И ведь победа-то в показанной ситуации тоже не приведет ни к чему вообще! За что зрителю переживать, за что болеть?

Если Эпинэ так уж горит идеей продолжать борьбу за реставрацию династии Раканов, то пускай бы уводил солдат оттуда куда подальше (благо Алва явно был готов его отпустить), а дальше искал новых союзников и собирал новую армию, например – все лучше, чем глупо погибнуть за заведомо проигранное дело. Но нет, в пилоте была битва при Ренквахе, значит, и в сериале будет битва при Ренквахе – лучше и круче!

Позиция отряда Робера Эпинэ
Позиция отряда Робера Эпинэ

Означенная битва в сериале происходит не на болотах, как можно предположить по названию локации, а где-то в лесу. Зритель видит, что отряд Робера выстроился посреди хвойного ничего, выставив перед собой рогатки от кавалерии (запомните их). При этом все солдаты герцога Эпинэ – мушкетеры, в кадре нет ни одной пики. Хорошо, допустим, лобовая атака конницы будет остановлена рогатками (хотя какая к чертям конная атака в лесу), а если рейтары объедут их с флангов или зайдут с тыла? Они ведь могут, а лес нивелирует преимущество мушкетов в дальности стрельбы. Что тогда делать? Мушкетеры, конечно, могут сбиться в круг, выставив наружу шпаги, но это, по сути, оттягивание конца: стрелки без поддержки пикинеров в военном деле раннего Нового Времени обречены. Впрочем, я забегаю вперед.

Что в «Этерне» 2025 года неизменно хочется хвалить – это материальную культуру; замечательные костюмы и реквизит были в количестве сделаны еще для пилота и почти полностью переехали в сериал. Вот только и тут не обошлись без ложки дегтя: неплохие комплекты одежды и доспехов пикинеров Эпинэ из пилота здесь почему-то надели на мушкетеров, что при полном отсутствии в отряде Робера пехоты ближнего боя смотрится диковато. Ну да пусть, фэнтези же – Эпинэ провинция богатая, может и мушкетеров в кирасы одеть…

-20

Итак, небольшой отряд построен, и Робер, наконец, берет слово. Как вы думаете, он отдает команды или указания солдатам перед боем? Нет, он задвигает передозированную заезженным пафосом речь про то, что «мы можем умереть, но наша слава будет жить вечно», на фоне которой даже пресловутая голливудская команда «ДЕРЖАТЬ СТРО-О-ОЙ!!!» выглядела бы более оригинально и уместно.

Договорить Роберу не дают: по строю начинают палить из пушек. Такое резкое прерывание высокопарно-напыщенного спича, если честно, мне сильно напомнило сцену с речью Теона из второго сезона «Игры Престолов».

-21

Может быть, задумано отсылкой? Вот только Теон-то в той сцене злобный жалкий глупец. Неужели авторы и Робера таким персонажем видят? Вроде, с остальным повествованием это не вяжется.

Кстати, а откуда пушки взялись? Вокруг же, как заявлено, болота! Как их протащили-то? На битву из пилотного эпизода-то артиллерия не явилась, похоже, именно по этой причине… Но да ладно, Рокэ Алва у нас в каноне военный гений – как-то да сообразил.

-22

Дальше прилет второго же ядра взрывает стоящую прямо рядом с солдатами телегу с порохом (откуда она там?!), и на этом батальная сцена переходит в набор последовательно нарезанных случайных кадров. По лесу мелкими группами по двое-трое скачут всадники, кто-то стреляет, Робер сбивает кого-то с коня знаменем, кто-то прыгает на Робера со шпагами и кинжалами, на фоне всего этого дерется пара статистов (откуда-то вдруг еще и пехота со шпагами нарисовалась).

-23

И все. Никаких осмысленных действий, никакой картины боя, никаких решений или раскрытия персонажей – просто минута бестолкового экшена в духе сериалов типа «Викингов»: всё в дыму, разрозненные безымянные мужчины в форме (черной и красной) и красивых доспехах машут шпагами.

Война в Талиге, все в дыму, ничего не видно
Война в Талиге, все в дыму, ничего не видно

Вдруг откуда ни возьмись появляется всадник прямо перед Робером, и поднятая на дыбы белая кобыла пинает впавшего в ступор герцога Эпинэ копытами, на чем его участие в схватке заканчивается.

-25

Вопросов к данному батальному полотну куда больше, чем сериал дает ответов. Как конница Алвы умудрилась атаковать мушкетеров в лоб с палашами? Против них же специально рогатки выставили. Объехали с флангов? А с какой стороны фронт? Куда делись рогатки-то? Взрывом разметало? А почему телега с порохом вообще на переднем краю возле строя стоит? Почему бойцы обеих сторон разбежались по всей поляне, как будто никакого строя у них и не было? Что, наконец, вообще защищал отряд Эпинэ на этой поляне посреди неведомого хвойного леса? Избушку лесника?

Пройдемся еще раз по нашим пунктам. У битвы при Ренквахе сериального образца 2025 года есть контекст, но он не придает битве смысла, а наоборот, обессмысливает ее. Нет ставок, потому что центральный персонаж батальной сцены не пытается решить никаких задач. С идентификацией сил сторон все в порядке, спасибо костюмному цеху, да и с демонстрацией того, что солдаты Эпинэ проигрывают, постановка худо-бедно справляется, но никакой внутренней драматургии в сцене нет: нет действий и раскрытия персонажей, нет картины происходящего, есть только небольшой монтаж экшена, лишенный даже внутренней связности. Собственно, это просто экшен и есть: до звания полноценной кинобитвы этот отрывок второй серии «Этерны» не дотягивает.

ВЫВОД

У создателей сериала же был отличный пример пилотной серии. Да, в ней была куча проблем, но тамошняя битва при болотах Ренквахи была именно что одним из светлых пятен. Это же ваша интеллектуальная собственность, вы купили на нее права! Что мешает просто постараться сделать так же? Продюсерская гордость, нежелание делать «как у этих умников-реконструкторов»? Уверенность, что вы лучше знаете, «как надо» и «что народу нравится»? Об ответе, увы, пока можно только гадать.

И самое главное: а так ли нужна была повествованию эта конкретная битва? Да, понятно, что жанр масштабного фэнтези еще со времен джексоновских экранизаций «Властелина Колец» обязывает вставлять зрелищные сражения, да и в промо-материалах создатели успели наобещать «эпичные батальные сцены», но очевидно же, что зрелищно сделать не получилось. Так, может, им и не мучать себя и зрителей?

Почему создатели «Этерны-2025» так уцепились за эту несчастную битву при Ренквахе? Для экранизации «Красного на красном», которую сериал и представляет собой, она вовсе не обязательна, потому как в первой книге вообще не описывается, существуя только как фоновое историческое событие. Так зачем? Потому что битва при Ренквахе была в пилоте? Так он на то и пилот – он существует для того, чтобы продать концепт инвесторам и зрителям, логично, что самый эпичный момент, в который вложено много труда и средств, покажут как можно раньше, чтобы зацепить аудиторию. Но полноценный сериальный формат к этому не обязывает! Вспомните «Игру Престолов» – в первом сезоне вообще ни одной батальной сцены не было, а единственная битва, в которой участвовал Тирион, прошла за кадром, потому что герой потерял сознание. Учились бы у лучших! Ведь правда, достаточно было показать, как раненый Робер приходит в себя среди мертвых тел, уже потерпев поражение в бою – это бы решило сюжетную задачу в рамках истории персонажа, избавив при этом продюсеров от лишних затрат, а сериал – от позорного экшна.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Вот так-то, дорогие кото-гики. То, что мы имеем в «Этерне-2025» в качестве батальной сцены – это отличная иллюстрация того, что никакая матчасть, бюджет, консультанты и готовые референсы не спасут от продюсера, коли он убежден, что без всяких там умников из исторической реконструкции сам прекрасно знает, как снимать лучше и эпичнее.

________________________

Автор текста: Александр Тимофеев

🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:

  • Телеграм ↩ – новости, заметки и розыгрыши.
  • ВК ↩ – наша Родина.

Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.

Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.

🎲🎥 Читайте также: