Помните с чего начался хайп по сценам после титров? 2008 год, вы сидите в тёмном зале, по экрану ползут титры "Железного человека" - большинство людей уже уходят, но вы остались дослушать музыку. И вдруг экран снова загорается. Тони Старк возвращается домой и видит в тени фигуру. "Я здесь, чтобы поговорить с вами об инициативе "Мстители"", - произносит Сэмюэл Л. Джексон в роли Ника Фьюри.
И в этот момент индустрия кино изменилась. Это было обещание - что история не закончена, что впереди нас ждёт нечто большее.
С тех пор сцена после титров стала неписаным законом для любого блокбастера. Эдакий десерт зрителю, награда за терпение. Но что происходит, когда нам подсовывают пустышку? За прошедшие годы Голливуд научился не только радовать нас, но и жестоко разочаровывать. Давайте разберёмся, как великая идея превратилась в источник фантомной боли для зрителя.
Просто мило, но зачем?
Начнём с чего полегче. Иногда сцена после титров не ломает вселенную и не врёт вам в лицо, она просто есть без особого смысла. Классический пример - "Пираты Карибского моря: На краю света". После десяти минут титров нам показывают, как Элизабет и её сын ждут возвращения Уилла Тёрнера.
Это трогательно? Да. Это добавляет что-то важное к истории? Абсолютно нет. Это милая открытка, которую можно было вставить и до титров. Вы ничего не потеряли бы, если бы вообще ее не смотрели.
"Схватка" с Лиамом Нисоном - суровая и бескомпромиссная борьба за выживание, которая заканчивается на невероятно мощной ноте. Герой Нисона, израненный и обессиленный, готовится к последней битве с вожаком волчьей стаи. Камера замирает. Конец.
Зритель остаётся с колотящимся сердцем, а потом, после титров, нам показывают три секунды. Три. Секунды. Мы видим умирающего волка и голову Нисона, прислонённую к его боку. Что это значит? Он победил? Они оба погибли? Эта сцена не даёт ответа, но при этом полностью разрушает магию открытого финала. Она пытается дать то, о чём никто не просил, и в итоге лишь раздражает и больше запутывает.
Обещали? Извините, передумали
Хуже бессмысленной сцены может быть только сцена, которая даёт ложную надежду.
Это классика для фильмов, которые не были уверены в своём успехе, как "Повелители вселенной" 1987 года, где в конце, после титров, из-под воды появляется голова Скелетора и он зловеще произносит: "Я вернусь!". Спойлер: он не вернулся.
Но если в 80-х это было простительно, то в современную эпоху кинокомиксов такое уже как насмешка. Ярчайший пример - "Зелёный Фонарь" 2011 года. Весь фильм персонаж Синестро был наставником главного героя.
В сцене после титров он надевает жёлтое кольцо, символизирующее страх, и становится суперзлодеем. Это был прямой анонс второй части, где нас ждало бы эпическое противостояние. Проблема? "Зелёный Фонарь" с треском провалился, критики его уничтожили, а студия поспешила забыть о нём, как о страшном сне. Сиквел отменили. И теперь эта сцена выглядит как памятник амбициям, которые оказались фильму не по зубам.
То же самое произошло и с "Терминатором: Да придёт спаситель". Фильм оставил много вопросов, и создатели явно планировали трилогию.
Но сборы оказались ниже ожидаемых, планы изменились, и вся франшиза ушла на очередную перезагрузку. Анонсы будущих событий, заложенные в финале, превратились в пыль.
Вселенная в огне: Когда логика не важна
Но настоящий хаос начинается, когда студии пытаются строить кинематографические вселенные, не имея чёткого плана. Расширенная вселенная DC (DCEU) - это просто кладбище таких сломанных обещаний. В театральной версии "Лиги справедливости" Лекс Лютор сбегает из тюрьмы и встречается с наёмником Детстроуком, предлагая создать "свою собственную лигу" злодеев.
Это был очевидный тизер "Легиона Смерти", команды суперзлодеев DC. Звучит круто? Да. Увидели мы это? Нет. После провала "Лиги" студия снова сменила вектор развития, и эта сюжетная линия была полностью заброшена.
Не лучше обстояли дела и в "Отряде самоубийц" 2016 года. В сцене после титров Аманда Уоллер встречается с Брюсом Уэйном. Она передаёт ему досье на металюдей, а он в ответ намекает, что если она не распустит свой "Отряд", то он и его новые друзья сделают это за неё.
Завязка для конфликта? Возможно. Но в итоге это ни к чему не привело. Сцена ощущалась натянутой и была нужна лишь для того, чтобы связать фильмы хоть как-то. Она не развивала персонажей и не двигала сюжет, а просто ставила галочку в списке "обязательных сцен после титров".
Но даже на фоне этого хаоса есть абсолютный чемпион по нелогичности. И это "Морбиус". В сцене после титров Эдриан Тумс, он же Стервятник из "Человека-паука: Возвращение домой", внезапно телепортируется из вселенной Marvel во вселенную Sony. Как? Почему? Фильм не даёт ответа. Затем он находит Морбиуса и предлагает ему объединиться против Человека-паука.
Подождите. Почему Тумс винит Человека-паука в своих проблемах, если он оказался в другом мире? Какого Человека-паука? Того, которого он не знает? Эта сцена - квинтэссенция ленивого и бессмысленного фансервиса, который нарушает все возможные правила и вызывает у зрителя лишь один вопрос: "Что я только что посмотрел?".
Корона позора: "Чёрный Адам"
И вот мы подошли к вершине. К сцене, которая стала не просто разочарованием, а настоящим публичным унижением. "Чёрный Адам". Весь маркетинг фильма строился на обещаниях Дуэйна "Скалы" Джонсона, что "иерархия власти во вселенной DC изменится".
Он месяцами намекал на возвращение Супермена Генри Кавилла. И в сцене после титров это случилось. Из дыма появился Кавилл в своём костюме и сказал: "Нам нужно поговорить". Фанаты ликовали. Наконец-то! Студия их услышала!
А потом прошло несколько недель. Руководство DC Films сменилось. Пришли Джеймс Ганн и Питер Сафран с планами полной перезагрузки вселенной. И одним из первых их решений было... увольнение Генри Кавилла. Да. Актёр, чьё триумфальное возвращение нам только что показали на большом экране, оказался больше не нужен. Это был не просто провал планирования - удар по фанатам, которые годами просили вернуть любимого актёра. Студия по факту использовала их надежды для продвижения одного фильма, скорее всего уже зная, что киновселенную ждет ребут. Это худший вид обмана, потому что он был циничным и абсолютно публичным.
Сцена после титров - это контракт. Контракт, по которому мы дарим студии своё время и внимание, а она нам - интригующий взгляд в будущее. Но когда студии начинают использовать этот инструмент как дешёвую маркетинговую уловку или как заплатку для своих провальных планов, они нарушают негласный договор, подрывают доверие. И хотя мы, скорее всего, всё равно будем оставаться в зале до самого конца в надежде снова испытать ту магию 2008 года, теперь мы делаем это с изрядной долей скепсиса.
На этом у меня сегодня все! Если вы дочитали до этого момента - мое вам искреннее уважение! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь подписываться и нажимать на кнопки под постом!
И до встречи в следующем выпуске!