Найти в Дзене

Луи Ван-Гутт - садовод и издатель из Гента. Ботанический журнал "Flore des serres et des Jardins de l'Europe"

Сегодня расскажем об известном представителе бельгийского садоводства Луи Ван-Гутте, который успешно совмещал предпринимательскую, научную, творческую и административную деятельность, а также сделал бельгийский город Гент самым известным в XIX веке садоводческим центром. Луи Бенуа Ван-Гутт (Louis Van Houtte) родился недалеко от Ипра (Западная Фландрия) 29 июня 1810 года. Он обучался экономике во Франции, и некоторое время работал там, что стало залогом его будущих достижений в предпринимательстве и городском управлении. Во время Бельгийской революции 1830 года он примкнул к революционерам, сражавшимся с войсками, отправленными нидерландским королем для подавления мятежа в Брюсселе. В это время Ван-Гутт познакомился и подружился с Шарлем Рожье, одним из организаторов Августовского восстания, участником временного правительства и будущим государственным секретарём. Эта дружба продлится всю жизнь. Через много лет в честь своего старого друга и министра, который не раз будет помогать и
Оглавление

Сегодня расскажем об известном представителе бельгийского садоводства Луи Ван-Гутте, который успешно совмещал предпринимательскую, научную, творческую и административную деятельность, а также сделал бельгийский город Гент самым известным в XIX веке садоводческим центром.

Луи Бенуа Ван-Гутт (Louis Van Houtte) родился недалеко от Ипра (Западная Фландрия) 29 июня 1810 года. Он обучался экономике во Франции, и некоторое время работал там, что стало залогом его будущих достижений в предпринимательстве и городском управлении.

Луи Ван-Гутт.
Луи Ван-Гутт.

Во время Бельгийской революции 1830 года он примкнул к революционерам, сражавшимся с войсками, отправленными нидерландским королем для подавления мятежа в Брюсселе. В это время Ван-Гутт познакомился и подружился с Шарлем Рожье, одним из организаторов Августовского восстания, участником временного правительства и будущим государственным секретарём. Эта дружба продлится всю жизнь. Через много лет в честь своего старого друга и министра, который не раз будет помогать и покровительствовать на протяжении его долгой карьеры он назовет род цветковых растений Rogiera (Rubiaceae).

Некоторое время под руководством Шарля Рожье Ван-Гутт занимается созданием системы государственного управления новой Бельгийской республики, работает в министерстве финансов, но часто проводит время в Брюссельском ботаническом саду. Через некоторое время становится ясным, что главным увлечением Луи стало растениеводство.

В 1833 году Ван-Гутт основал первый бельгийский журнал по садоводству под названием «L’Horticulteur Belge» (1833–1838). Примерно в то же время Ван-Гутт открыл в Брюсселе магазин по продаже луковиц, семян и садового инвентаря, также считается что в это время Ван-Гутт основал и свой первый питомник. В этот период он продолжает изучать растения, проявляя особый интерес к тропическим и экзотическим растениям, которые начали наводнять Европу со всех уголков света. В 1834 году случилась трагедия: умирает его молодая жена. Раздавленный горем, Ван-Гутт принимает предложение отправиться в Бразилию для коллекционирования растений. Перед отъездом он передает руководство журналом коллеге и закрывает магазин.

Бразильская экспедиция

В январе 1834 года Ван-Гутт отплывает в Рио-де-Жанейро. Следующие два года Ван-Гутт провёл в Бразилии.

В этой поездке у Ван-Гутта было три отдельных заказа: частный заказ от короля Бельгии Леопольда на сбор орхидей и других бразильских растений для его личной коллекции; отправка растений и семян в Брюссельский ботанический сад; а также пополнение естественнонаучной коллекции насекомых и других предметов естественной истории для Брюссельского музея, по заказу бельгийского правительства.

Прибыв в Рио, он посетил горы Тижука, поднялся на Корковадо и исследовал Журуджубу на другом берегу залива. Собрав в окрестностях столицы больше растений, чем мог унести, ван Гутт решил отправился в Органские горы за орхидеями. Для помощи Ван-Гутт нанял местного чернокожего проводника-носильщика по имени Доминго. Судя по тому, что этот Доминго как минимум один раз спас ему жизнь, на бразильских просторах они вместе пережили множество захватывающих приключений, связанных с «охотой за растениями».

Свою деятельность в Бразилии Ван-Гутт описывает в Flore des serre et des Jardins de l'Europe за 1847 год, в статье под названием «Courte expedition dans Les Montagnes des Orgues et dans Les Forets Vierges au Bresil» – «Короткая экскурсия в Органские горы и девственные леса Бразилии».

Возвращение в Бельгию

Ван-Гутт вернулся в Бельгию в конце 1836 года, так как совет директоров Брюссельского ботанического сада, испытывавший финансовые трудности, попросил его вернуться из Латинской Америки и активизировать коммерческую деятельность компании. Ван-Гутт, очевидно, успешно выполнил задания заказчиков, так как по возвращении его назначили директором Брюссельского ботанического сада.

В Брюсселе он основал Бельгийское королевское садоводческое общество по образцу Королевского садоводческого общества в Лондоне. С 1836 по 1838 год он работает в журнале "Jardin Botanique de Brussels".

В 1836 году Ван-Гутт снова женится.

Директором Брюссельского ботанического сада Ван-Гутт проработал недолго. В 1838 году он внезапно уходит с этой должности, так и не запустив каких-либо серьезных научных программ.

Гентский период. Садоводческий питомник.

В 1839 году Ван-Гутт обосновался в городе Генте, вернее в Гендбрюгге, что недалеко от Гента.

Вместе с партнёром Адольфом Папелеу он открывает здесь собственную садоводческую компанию и питомник. Познания Ван-Гутта в ботанике, смелость, деловая хватка и знание языков способствуют коммерческому успеху. Сначала питомник работает на небольшом участке, продавая камелии, герани и азалии. Однако уже через год после основания, в L’Etablissement Louis van Houtte, насчитывалось 400 сортов азалий, а также рододендроны и георгины, привезённые из Англии. К 1843 году в питомнике было три теплицы, по мере значительного расширения бизнеса, была добавлена ​​ещё одна. Семенной бизнес Ван-Гутта также растет, в этом же же году он продает 1400 сортов семян декоративных растений и 400 видов семян овощей.

В питомнике продавались такие популярные растения, как розы, флоксы, лобелии, пионы, гвоздики, вербены и дельфиниумы, различные анютины глазки (из Англии), а также листопадные и вечнозелёные деревья и кустарники. Для неотапливаемых теплиц здесь продавались фуксии, цинерарии, петунии, а также апельсиновые и лимонные деревья, около 225 сортов кактусов и 175 сортов капского вереска из Англии. В оранжереях питомника выращивались пальмы, орхидеи, папоротники и ананасы для теплиц.

Вид теплично-оранжерейного хозяйства Ван Гутта. Иллюстрация из журнала Flore des serre et des Jardins de l'Europe (том 6. 1850-1851-е гг.). Кроме закрытых оранжерей видны многочисленные холодные парники.
Вид теплично-оранжерейного хозяйства Ван Гутта. Иллюстрация из журнала Flore des serre et des Jardins de l'Europe (том 6. 1850-1851-е гг.). Кроме закрытых оранжерей видны многочисленные холодные парники.

После 1845 года, когда в Европе началась "орхидейная лихорадка" он нанял на работу и начал посылать в Южную и Центральную Америку своих собственных "охотников за растениями" для доставки оттуда орхидей и других экзотических растений, которые в дальнейшем размножались в его питомнике, а затем продавались в европейские теплицы по всему континенту.

Так, появившаяся на европейском континенте, Victoria regia (ныне Victoria amazonica), названная так в честь английской королевы Виктории, была успешно выращена для размножения в специально построенной Ван Гуттом для этого теплице в Генте. Успешное выращивание этой знаменитой гигантской кувшинки стало одним из его главных садоводческих достижений. Её огромные листья, достигающие 3 метров в ширину, имеют загнутые края с пурпурно-красной ребристой нижней стороной с острыми шипами. Часто для усиления впечатления, на фотографиях изображались маленькие дети, сидящие в центре листа, однако, считается, что для такого эффекта внизу листа делались специальные подпорки. Участие в успешной культивации этого вида принимал немецкий садовник Карл Эдуард Ортгис (1829–1916), которого Ван-Гутт переманил у Герцога Девонширского, в саду которого в 1849 году в Чатсуорт-хаусе (Англия) из привезенного саженца впервые расцвела кувшинка Виктория регия. Когда лилия Чатсуорта зацвела, это вызвало такое волнение в садовом сообществе, что новость об этом отправили королеве, а также пригласили многих представителей ботанического сообщества посмотреть на это чудо.

У Ван-Гутта Ортигес также создал первый подтверждённый гибрид кувшинки — Nymphaea ortiesiano-rubra, представленный в журнале Flore des Serres, а также добился цветения и размножения австралийской голубой кувшинки Nymphaea gigantea.

Среди клиентов питомника Ван-Гутта была не только королевская семья Бельгии, но и семьи Нидерландов, Швеции и Италии.

Спрос на ученичество в питомнике был огромен, поэтому в 1849 году была основана школа садоводства Ecole d'Horticulture (Королевский институт садоводства в Генде-Брюгге), в настоящее время не существует. Школа получала субсидии от правительства и многие будущие известные представители бельгийской садоводческой школы начинают там свою карьеру.

К 1870-м годам питомник процветает, становится крупнейшим питомником растений в Бельгии с площадью около 34 акров (14 гектаров), 50 теплицами и примерно 200 садовниками, считаясь крупнейшим питомником на всём европейском континенте.

Журнал "Flore des serres et des Jardins de l'Europe"

В 1845 году Ван-Гутт начинает выпуск роскошного журнала "Flore des serres et des Jardins de l'Europe" (Флора теплиц и садов Европы). Для совместной работы Ван-Гутт пригласил в Гент известного французского ботаника, писателя и систематика растений Шарля Антуана Лемера, которому предложил должность главного редактора. Также к сотрудничеству был привлечен известный бельгийский ботаник немецкого происхождения, специалист по семенным растениям и кактусам, Мишель Франсуа Жозеф Шайдвайлер, но при этом, общую редакцию осуществлял сам Ван-Гутт.

Журнал печатался в собственной типографии Ван-Гутта, расположенной в центре сада. Издание выходило в виде текстовой части с цветными одностраничными или двухстраничными иллюстративными пластинами, которых за время издания журнала было выпущено более 2000. Цветные иллюстрации выполнялись в технике литографии. Журнал содержал 23 выпуска (по 12 тетрадей в каждом), опубликованных с 1845 по 1883 год, некоторые из которых вышли уже после его смерти. В журнале давалось подробные описание растений и цветов, в основном продававшихся в питомнике самого Ван-Гутта, в том числе экзотических, интродуцированных в его собственных садах, что делало журнал подобием каталога продукции.

Иллюстрации выполняли известнейшие бельгийские ботанические иллюстраторы и литографы Гийом Северейнс (Guillaume Severeyns), Луи-Константен Струбант и Пьер Джозеф де Паннемакер (Pierre Joseph de Pannemaeker). Некоторые иллюстрации и статьи заимствовались из других изданий. На страницах журнала помещались статьи на тему садоводства и цветоводства и другие новости из мира ботанической науки, например, выращивания растений в открытом грунте, овощеводству и лесоводству. Здесь можно было встретить статьи про ботанические сады, теплицы и оранжереи, про малые архитектурные формы для сада, различные инструменты и приспособления для увеличения урожая, рассматривались вопросы естествознания, метеорологии и общей физики, непосредственно связанные с крупными и мелкими культурами, показывались туристические маршруты и изображения растений в их естественной среде обитания: в Эфиопии, Бразилии и других странах. Среди цветов чаще всего были представлены орхидеи, розы, камелии, азалии и рододендроны, а также хищные и тропические растения и другие экзоты. Описания растений в журнале часто делал сам Ван-Гутт, о чем говорят его инициалы. Цветные иллюстрации были и остаются настоящими шедеврами, а сам журнал является библиографической редкостью.

Ко второму году издания тираж журнала составлял всего 1500 экземпляров и предназначался скорее для состоятельных людей, чем для садовников, так как представлял собой дорогостоящее издание, стоимость которого была сравнима с месячной заработной платой сельскохозяйственного рабочего того времени.

Эдуард Регель о питомниках Ван-Гутта

К шестидесяти годам Ван-Гутт был одним из самых известных и уважаемых питомниководов Европы.

Вот что написал наш известный ботаник Эдуард Регель в своем отчете 1871 года о командировке в Европу (https://dzen.ru/a/aJsjffmlBQr3IbK7) про заведения Ван-Гутта:

"Из Англии я отправился в Гент, бельгийский город, в котором находятся самые обширные торговые сады европейского материка.

Заведение г. Ван-Гутта обнимает все отрасли садоводства. С летами его владельца, сад его не стоит более на современном уровне, как прежде. Училище для садовников перешло в гентский ботанический сад, где им заведывает главный садовник г. Ван-Гулль. Печатавшаяся Ван-Гуттом прежде по 12 тетрадей в год Flore des serres выходит теперь неправильно, через продолжительные промежутки. Подобное предприятие требует слишком обширных средств.

И несмотря на все это,сад Ван-Гутта все еще один из самых больших и замечательных на нашем материке.

В теплицах особенно богато собрание панданусов, между которыми я встретил несколько новых видов и собрание геснериевых, которое ежегодно снабжает новыми прекрасными разновидностями и помесями; так в нынешнем году отсюда вышли превосходные сорты Tydaea и Biglandularia. Во время моего посещения находились в полном цвету утрикулярия из тропической Америки с большими белыми цветами (Utricularia montana). Весьма богаты также собрания тепличных и оранжерейных луковичных для открытого грунта. Амариллисов здесь тысячи прекраснейших экземпляров.

В питомнике я видел североамериканскую кустарниковую березу, Betula pumila (береза болотная - прим авт.), которая вероятно будет переносить петербургскую зиму на открытом воздухе; прекрасные разновидности японского клена (Acer palmatum), полное собрание хвойных, переносящих бельгийские зимы на воздухе и проч.

Столы в оранжереях устроены из кирпичей, на железных основаниях, чем избегаются частые дорогие починки".

Благодарность от жителей Гента и мировая известность

Благодарные горожане выбрали Ван-Гутта мэром Гендбрюгге.

Луи Ван-Гутт был членом Королевского Ботанического общества Бельгии (The Royal Botanic Society of Belgium), членом Королевского сельскохозяйственного и ботанического общества Гента (the Royal Agricultural and Botanical Society of Ghent); командором Ордена Чарльза III (Испания), Рыцарем Королевского ордена Леопольда (Бельгия), Рыцарем Императорского ордена Святой Анны (Россия), Рыцарем Императорского Ордена Розы (Бразилия).

Луи Ван-Гутт умер в Генте 9 мая 1876 года в возрасте 66 лет, после продолжительной болезни. Его вторая жена и дети продолжили садоводческий бизнес, в 1889 году предприятие было переименовано в S.A. Horticole Louis Van Houtte, Pere, а после Первой мировой войны переехало в другой город и просуществовало еще несколько лет.

Жители Гента в 1877 году установили бронзовую статую мэру и знаменитому садовнику, много сделавшему для процветания города, она находится на улице Louis Van Houttestraat, названной его именем.

Памятник Ван-Гутту в бельгийском городе Генте.
Памятник Ван-Гутту в бельгийском городе Генте.
Памятник Ван-Гутту в бельгийском городе Генте. На боковой поверхности памятника видны садовые инструменты.
Памятник Ван-Гутту в бельгийском городе Генте. На боковой поверхности памятника видны садовые инструменты.

Дело знаменитого отца по изданию журнала и содержанию питомника продолжил его сын, однако, сегодня нет уже школы садовников Ван-Гутта, нет семейных питомников, зато есть ботанический сад Гентского университета, основу которого когда то составила коллекция растений Ван-Гутта.

В саду расположены несколько зон дендрариев (арборетумов) с растениями из Азии, Европы, Северной Америки, сад средиземноморских растений, оранжереи и теплицы, участки базальных и однодольных растений и знаменитый "болотный сад" с кувшинками и нимфеями.

А еще, в честь г-на Ван_Гутта назван один из самых известных и распространенных в садоводстве нашей страны кустарников - спирея Вангутта ('Spiraea vanhouttei'), выведенная в питомнике французского города в 1864 году, сирень Ван-Гутта, а также травянистый пион молочноцветковый Луи Ван-Гутт (Paeonia lactiflora Louis Van Houtte).

Поэтому, дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.

Рекомендуем прочитать публикации, в которых упоминается Ван-Гутт и его деятельность.