«В Союзе получали копейки» — любят повторять современные знатоки истории. А потом удивляются, откуда у советских людей брались деньги на машины, и путевки... в Сочи например.
Давайте разберемся, кто в СССР мог заработать на новенький автомобиль всего за один сезон. Спойлер: таких профессий было больше, чем вы думаете.
Правда не все кто зарабатывал на машину, мог её реально купить. Почему спросите вы? Дочитайте до конца и всё поймёте.
Золотодобытчики, цари одного сезона
Если кто хотел разбогатеть быстро, ехал на прииски. Золотодобытчики получали зарплату раз в год, осенью, когда заканчивался сезон. И какую зарплату! От пяти до десяти тысяч рублей за полгода работы. При том, что новенький «Москвич-412» в то время стоил 5 тысяч рублей и выше.
Но легкими эти деньги точно не назовешь. Рабочий день по 12 часов, через день, без выходных и праздников. Спать в бараках, есть консервы, мыться раз в неделю в бане.
А вокруг приисков всегда крутились «романтики» совсем другого толка — те, кто предпочитал отнимать золото, а не добывать.
Один мой знакомый дядя Володя рассказывал, как в 74-м заработал за сезон 8 тысяч на Колыме. Домой добирался три недели — сначала самолетом до Магадана, потом поездом. Деньги зашил в подкладку телогрейки и почти всю дорогу не спал.
Монтажники Севера, высотники на ветру и морозе
Электромонтажники, работавшие в долгосрочных командировках на Севере, получали не меньше двух тысяч в месяц. Норильск, Мурманск, Архангельск, везде, где нужно было тянуть провода в экстремальных условиях.
Представьте себе: минус 40, ветер сбивает с ног, а ты висишь на столбе в спецкостюме и монтируешь линию. Северный коэффициент, надбавки за вредность, премии, все складывалось в приличную сумму.
Жили в общежитиях или временных поселках. Быт спартанский, но деньги копились быстро — тратить особенно было не на что. За полгода такой командировки вполне можно было накопить на машину.
Правда, потом еще нужно было отогреваться месяца два на материке.
Шахтеры и нефтяники, подземные миллионеры
Шахтеры угольных разрезов и нефтедобытчики получали от 1000 до 1200 рублей в месяц. Но только при условии выполнения плана. А планы ставились не детские.
В Кузбассе, на Урале, в Западной Сибири — везде, где добывали «черное золото», люди неплохо зарабатывали. Работа тяжелая, опасная, но и оплачивалась соответственно. Плюс льготы: раньше на пенсию, путевки в санатории, улучшенное питание.
Помню, сосед по коммуналке работал на шахте в Кемерово. Приезжал домой раз в три месяца. За год смог накопить на «Жигули» — это уже был высший пилотаж.
Моряки дальнего плавания — романтика и валюта
Моряки, ходившие в загранрейсы, получали до 1500 рублей в месяц. Но самое вкусное было не в рублях, а в валютных надбавках и возможности что-то привезти из-за границы.
Балтийское пароходство, Дальневосточное, Черноморское — флот работал по всему миру. Японские магнитофоны, финские сапоги, французские духи — все это можно было продать дома в разы дороже.
Один капитан рассказывал: «За три рейса в Индию зарабатывал столько, сколько инженер за два года». Правда, и дома бывал редко — по полгода в море. Но зато жёны моряков были почти самыми обеспеченными в городе.
Водители БЕЛАЗов — железные кони Севера
Водители карьерных самосвалов и лесовозов получали примерно тысячу рублей в месяц. Управлять многотонным БЕЛАЗом в карьере или тащить лес по зимникам через тайгу — работа не для слабаков.
Эти машины были настоящими монстрами. БЕЛАЗ-540 поднимал 27 тонн груза, а водитель сидел в кабине на высоте второго этажа. По карьерным дорогам, в пыли и грязи, 12 часов подряд. За такую работу и платили соответственно.
Лесовозы — отдельная история. Зимники в тайге, где одна ошибка могла стоить жизни. Зато за сезон можно было спокойно заработать на машину.
Парадокс — заработал, но не купил
А теперь рассказываю, почему не всегда имея деньги в кармане, можно было купить желанный автомобиль.
Вот согласитесь, интересная штука: деньги на машину ты заработал, а вот купить ее почему то не можешь. Производство автомобилей было ограниченным, а распределение шло через предприятия по разнарядкам.
На крупном заводе очередь на «Москвич» составляла по несколько лет. Получалось, что человек заработал деньги за полгода, а ждать машину будет два или три года.
Правда, были и исключения. В столице или других крупных городах, либо через знакомых, с доплатой варианты всегда находились.
Получается друзья, что миф о «копеечных» зарплатах в СССР не совсем правдивый. Да, средняя зарплата была 120-150 рублей. Но были профессии, где за экстремальные условия платили в разы больше. И люди шли туда осознанно за большими деньгами.
Другое дело, что система была не рыночная. Заработать деньги это одно, а потратить их совсем другое. Но это уже отдельная история.
А вы помните истории о том, как ваши знакомые или родственники зарабатывали в СССР?
Подпишитесь на канал, впереди ещё много интересного.
Поделитесь в комментариях — всегда интересно узнать, кто и как зарабатывал в советское время. И не забудьте поставить лайк, если статья была интересной!