Найти в Дзене
Generalissimus

Лучшие советские художественные фильмы о начале Великой Отечественной войны

Оглавление

«Бессмертный гарнизон»

Этот фильм стал первой полнометражной художественной кинокартиной, рассказавшей советскому зрителю о подвиге защитников Брестской крепости. Безусловно, сегодня это покажется странным и почти невероятным, но на момент начала съёмок «Бессмертного гарнизона» (спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны) в большинстве своём народ-победитель доподлинно очень мало знал конкретных примеров доблести, отваги, мужества и беззаветного самопожертвования защитников Брестской крепости.

Даже когда картина вышла в широкий прокат, по-прежнему неизвестными оставались имена, хронология событий и подробности подвигов многих бойцов и командиров легендарного гарнизона, поэтому имена, фамилии, а также должности и звания главных героев фильма изменены или вымышлены.

Лишь во второй половине 1957 года советский народ узнал настоящие имена героев, оборонявших Брестскую крепость, а также подробности и детали их подвигов. Это важнейшее событие стало возможно, прежде всего, благодаря многолетней кропотливой и скрупулёзной архивной и поисковой работе писателя-фронтовика Сергея Сергеевича Смирнова, опубликовавшего книгу «Брестская крепость».

В связи с указанными выше причинами, не стоит удивляться во время просмотра данного фильма отсутствию известных нам сегодня имён и фамилий главных организаторов и вдохновителей основных очагов обороны крепости – майора П. М. Гаврилова, полкового комиссара Е. М. Фомина, капитана И. Н. Зубачёва, старшего лейтенанта А. Е. Потапова, лейтенанта А. М. Кижеватова.

Последние три офицера на экране не появляются вообще и не упоминаются, а вместо майора Петра Михайловича Гаврилова и полкового комиссара Ефима Моисеевича Фомина присутствуют их прототипы – Иван Батурин и Пётр Кондратьев. Собственно от их имени и ведётся повествование. По сюжету они встречаются в самом конце войны на территории поверженной Германии и, вспоминая пережитое летом 1941-го, восстанавливают последовательность ключевых и трагических событий обороны Брестской крепости в первые недели войны.

Несмотря на то, что картина «Бессмертный гарнизон» снималась в период «оттепели», ей не удалось избежать всесторонней и тщательной процедуры цензуры, ряда существенных правок, замечаний и редактирования со стороны догматических идеологов худсовета.

Сценарий, созданный выдающимся писателем-фронтовиком Константином Симоновым, также неоднократно подвергся всевозможным правкам, вычиткам и «чисткам». С большим трудом создателям фильма удалось отстоять эпизод, показывающий, как члены семей комсостава и гражданские лица, находившиеся среди защитников крепости, сдаются в плен.

В конечном итоге, несмотря на все решительные протесты, громкие споры и возражения режиссёров и сценариста цензоры заставили удалить из сценария, а также распорядились вырезать из уже отснятого материала все «идеологически неправильные и неудобные» сцены, реплики, отдельные фразы и целые диалоги. Цензоры и кураторы картины непреклонно и упрямо навязывали создателям фильма бытовавшую тогда официальную концепцию о внезапном начале войны, о неготовности Красной армии, о тотальном численном и техническом превосходстве вермахта, об «одной винтовке на троих».

В итоге главный акцент фильма был сделан на исключительное массовое мужество, беспримерную самоотверженность и готовность к самопожертвованию советских бойцов и командиров в любых даже самых безнадёжных ситуациях. В общем-то, так оно и было на самом деле, но героизм и подвиги на экране зачастую преподнесены в чрезмерно гротесковой манере, с излишним пафосом и «переигрыванием» ряда актёров.

Однако, следует отметить, что в то время в такой манере снимались все без исключения военные фильмы, вне зависимости от очки зрения режиссеров, сценаристов и актёров. Вполне закономерно, что с первых же дней проката «Бессмертный гарнизон» стал одним из лидеров кинопроката, найдя широкий отклик, глубокое признание и самые тёплые отзывы у зрителей самых разных поколений.

Учитывая сценарные огрехи и сюжетные провалы современных военных фильмов, посредственную, а порой неудовлетворительную актёрскую игру, искажение реальных исторических фактов и полное пренебрежение ими, (в том числе в кинолентах, показанных к 80-летию Великой Победы), следует признать, что «Бессмертный гарнизон», вышедший на экраны 69 лет назад, одна из лучших советских художественных картин о начальном периоде Великой Отечественной войны.

Кадры из фильма «Бессмертный гарнизон» (1956 год; производство – СССР. Режиссёры – Захар Маркович Аграненко и Эдуард Казимирович Тиссе. Автор сценария – Константин Михайлович Симонов)
Кадры из фильма «Бессмертный гарнизон» (1956 год; производство – СССР. Режиссёры – Захар Маркович Аграненко и Эдуард Казимирович Тиссе. Автор сценария – Константин Михайлович Симонов)
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12

«Живые и мёртвые»

Экранизация первой части одноименной трилогии Константина Михайловича Симонова. Фильм «Живые и мёртвые», снятый под занавес «оттепели», стал первым советским фильмом, максимально откровенно поведавшим зрителям с экрана о неизбежных, роковых и трагических событиях первых недель и месяцев Великой Отечественной войны.

Теперь ни для кого не секрет, что скоротечный разгром главных сил Западного фронта стал одной из самых тяжёлых и труднопреодолимых катастроф, постигших Красную армию летом 1941 года. До издания романа-первоисточника и выхода в широкий прокат фильма «Живые и мёртвые» лишь фронтовики-ветераны, непосредственно принимавшие участие в оборонительных боях 1941-го, не понаслышке знали страшную правду о первых днях и неделях Великой Войны – о шокирующих цифрах потерь РККА, грубых стратегических и тактических просчётах командования самых разных уровней, о «котлах окружения», в которых оказывались десятки и сотни тысяч военнослужащих, тяжелейших и кровопролитных боях в окружении, неорганизованном, а порой хаотичном отступлении.

Благодаря замечательному режиссеру и сценаристу Александру Столперу, а также лучшему роману Константина Симонова советский зритель впервые получил возможность увидеть своими глазами (пусть и незначительную часть) наиболее драматических и во многом определяющих событий, происходивших на направлении главного удара вермахта. Вместе с главными и второстепенными героями фильма зритель становится свидетелем отдельных эпизодов грандиозного сражения, развернувшегося в восточной части Белоруссии.

Замечательная игра актёров, задействованных в главных и второстепенных ролях, а также в небольших эпизодах. Отличная работа операторов и звукорежиссёров, практически безупречная военно-историческая реконструкция (за исключением танков), многогранный и динамично развивающийся сюжет, полноценно раскрытые разноплановые характеры и судьбы персонажей, появляющихся на экране. Этот далеко неполный перечень главных достоинств картины, которую по праву считают одной из лучших советских художественных фильмов о Великой Отечественной войне.

Кадры из фильма «Живые и мёртвые» (1964 год; производство – СССР. Режиссёр и автор сценария – Александр Борисович Столпер)
Кадры из фильма «Живые и мёртвые» (1964 год; производство – СССР. Режиссёр и автор сценария – Александр Борисович Столпер)
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23

«Блокада»

Экранизация одноименного романа Александра Борисовича Чаковского, который при создании киноэпопеи выступил в роли соавтора сценария. Основной сюжет подавляющего большинства советских художественных фильмов, повествующих о первых месяцах войны, был связан с оборонительными боями на Западном направлении. И это вполне логично, ведь судьба блицкрига, прежде всего, решалась в боях за Белоруссию, Смоленск, Вязьму и Брянск, а затем на дальних подступах к Москве.

Однако Гитлер, подписывая печально знаменитую Директиву №21 и утверждая окончательный план «Барбаросса», придавал быстрому захвату Прибалтики и Ленинграда не менее важное значение, чем захвату Киева и Москвы. Оборонительные бои на Северо-Западном направлении в первые недели и месяцы были столь же упорными, ожесточенными, драматичными и кровопролитными, как на других первостепенных участках советско-германского фронта.

Создателям фильма «Блокада» в первой его части удалось в духе и лучших традициях самой знаменитой киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение» достаточно подробно показать (насколько это было возможно и допустимо в эпоху «брежневского застоя») хронологию событий от раннего утра 22 июня до поздней осени 1941 года.

Бои на Северо-Западном направлении, на дальних и ближних подступах к Ленинграду показаны посредством реальных исторических персонажей и вымышленных героев, находящихся по обе стороны фронта. Впервые советский зритель имел возможность увидеть, как Гитлер и высшее военное руководство нацисткой Германии планировали и координировали войсковые операции, направленные на захват Прибалтики, Псковской и Новгородской областей, прорыв советских оборонительных линий, преграждавших путь к городу на Неве.

Создатели «Блокады», несмотря на многочисленные возражения и активное противодействие цензоров, идеологов и отдельных высокопоставленных консультантов-кураторов, впервые на экране показали образ Сталина приближенный к реалиям начала войны.

Пусть лишь отдельными штрихами, но создатели фильма чётко обозначили позицию о том, что и как руководитель государства, и как Верховный Главнокомандующий, и как председатель ГКО советский вождь нёс существенную ответственность и за неготовность Красной армии к нападению нацисткой Германии, и за просчёты высшего командования РККА в первые недели и месяцы войны, и за назначения некомпетентных руководителей и военачальников на ответственные должности и посты.

В фильме впервые было открыто сказано о катастрофе, постигшей Краснознамённый Балтийский флот во время так называемого «Таллиннского перехода». Зрителям предстают совсем иные – непривычные хрестоматийные и отретушированные образы маршала К. Е. Ворошилова, генерала армии Г. К. Жукова и А. А. Жданова – Первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б).

Конечно, главным достоинством киноэпопеи являются масштабные съёмки сражений и оборудования оборонительных рубежей и инженерных сооружений, к участию в которых привлекались тысячи статистов из числа жителей Ленинграда и Ленинградской области, многие из которых пережили блокаду и участвовали в защите города.

Кадры из киноэпопеи «Блокада» (1973-1977 годы; производство – СССР. Режиссёр – Михаил Иванович Ершов. Автора сценария – Арнольд Янович Витольд и Александр Борисович Чаковский)
Кадры из киноэпопеи «Блокада» (1973-1977 годы; производство – СССР. Режиссёр – Михаил Иванович Ершов. Автора сценария – Арнольд Янович Витольд и Александр Борисович Чаковский)
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34

«Отряд»

Сценарий для этого, безусловно, замечательного и очень добротного по своему содержанию, посылу, динамичности повествования и общему эмоциональному впечатлению фильма создал Алексей Кириллович (Константинович) Смирнов – сын известного писателя-фронтовика Константина Симонова.

На первый взгляд сюжет картины простой и ничем особо не примечательный. Судьбоносное утро 22 июня 1941 года стрелковое отделение в составе шести военнослужащих – сержанта и пяти красноармейцев встретило, возвращаясь с лесозаготовительных работ, ничего не зная о начале войны, не имея при себе никакого оружия и средств связи.

Ситуация усугубляется тем, что бойцы Красной армии, хоть и находятся на территории «братской советской Литвы», но подавляющее большинство местных жителей настроена к ним враждебно. Первые выстрелы по красноармейцам делают не немцы, а именно литовские хуторяне.

О судьбе сослуживцев и своей воинской части отряду ничего неизвестно. Лишь позже бойцы узнают о том, что личный состав гарнизона погиб или оказался в плену. Теперь окольными путями через Литву, северную часть Белоруссии и далее через Псковскую область отряду придётся тайком пробираться или с боями прорываться далеко на восток, следуя за стремительно отказывающейся назад линией советско-германского фронта.

По пути отряд будет нести неизбежные безвозвратные потери, изредка пополняясь военнослужащими Красной армии, которые точно также в силу различных причин оказались вне своих подразделений на территории, оккупированной противником.

Бойцы отряда – совершенно разные люди, у каждого своя судьба, свой менталитет, собственная точка зрения на происходящее, своя правда, жизненные ценности, понятия о долге, совести, присяге и верности Родине. Даже неискушенному зрителю по ходу просмотра становится ясно, что до заветной линии фронта дойдут далеко не все, а тех, кому посчастливится добраться до расположения регулярных советских частей, ожидают новые бои труднейшей и роковой осени 1941 года.

Одним из ключевых эпизодов фильма является короткий монолог, произнесенный командиром отряда – сержантом Дорониным. Обращаясь к бывшему учителю, который после первых тяжёлых боёв и поражения своей части предпочёл вернуться в родную деревню, сняв форму и избавившись от оружия, он произнёс очень содержательную фразу: «Есть мёртвые, а есть павшие. И мы выиграем эту войну, которую ты уже проиграл. И судить тебя будем…»

Затем, Доронин обратился к мирным жителям деревни, многие из которых стали свидетелями стремительного наступления немецких войск и утративших веру в итоговую победу Красной армии, выразившись предельно лаконично, но затронув самую судьбоносную суть текущего момента: «Сейчас враг силён, и вы растерялись, и страшнее смерти ничего не видите. Но я – командир Красной Армии говорю вам, есть в России другие люди, для которых выше смерти долг и совесть».

Кадры из фильма «Отряд» (1984 год; производство – СССР. Режиссёр – Алексей Кириллович Симонов. Автор сценария – Евгений Александрович Григорьев)
Кадры из фильма «Отряд» (1984 год; производство – СССР. Режиссёр – Алексей Кириллович Симонов. Автор сценария – Евгений Александрович Григорьев)
-36
-37
-38
-39
-40
-41

«Битва за Москву»

Один из наиболее полных – фундаментальных и хрестоматийных масштабных художественных советских фильмов, охватывающих наиболее важные, переломные, памятные, трагические и героические, решающие и самые судьбоносные события первых месяцев Великой Отечественной войны.

При создании сценария Юрий Озеров опирался главным образом на мемуары двух выдающихся Маршалов Победы – Георгия Константиновича Жукова и Константина Константиновича Рокоссовского, а также на военные воспоминания генерал-лейтенанта танковых войск Николя Кирилловича Попеля и уже упоминавшуюся в сегодняшней публикации документальную книгу Сергея Сергеевича Смирнова «Брестская крепость». Избранные источники информации оказали самое существенное влияние и на главные плюсы картины, и на её недостатки.

Поскольку киноэпопея сминалась на заре эпохи «Перестройки и гласности», то доступа к большинству архивных материалов, касающихся боевых действий в 1941 году Юрий Николаевич не имел. Но даже если бы удалось ему на документальной основе создать самый достоверный сценарий, то вряд ли бы тогда – в 1985 году партийные цензоры и чиновники Госкино позволили бы режиссеру снять и показать всю правду о трагических событиях лета 1941 года.

Тем не менее, «Агрессия» – первая часть киноэпопеи «Битва за Москву» является единственным художественным фильмом, в котором всего за две серии режиссер сумел достаточно правдоподобно (применительно к 1985 году) показать самые важные эпизоды, ключевые аспекты и важнейшие события первых дней и недель Великой Войны.

Деятельность Ставки ВГК и ключевые решения, принимаемые Сталиным, работа Генерального Штаба РККА, действия командования и штабов советских фронтов. Разработка и претворение в жизнь плана «Барбаросса», роль Гитлера в промежуточных успехах и итоговом крахе концепции блицкрига, деятельность лучших германских военачальников и штабных оперативных работников. Эти и многие другие составляющие создают достаточно полную и многогранную картину противостояния вермахта и РККА в первые недели Великой Отечественной войны.

Юрию Озерову удалось подробно или обзорно показать наиболее важные и ранее практически неизвестные сражения трагического лета 1941 года – оборону Брестской крепости, битву за Белоруссию и Украинскую ССР, танковое сражение в районе Дубно – Луцк – Броды, оборону Могилёва, Смоленска и Киева, успешные действия 63-го стрелкового корпуса, который возглавлял комкор (в дальнейшем – генерал-лейтенант) Леонид Григорьевич Петровский и катастрофическое поражение Западного фронта.

Несмотря на отдельные критические замечания – объективные и необоснованные, киноэпопея «Битва за Москву», отмечающая в этом году 40-летний юбилей, на данный момент остаётся единственным художественным фильмом, удачно воплотившим в себе множество событий, персоналий (руководителей государств, политиков, полководцев и военачальников самых разных рангов, реальных героев – солдат и офицеров), эпичные и масштабные сражения, грандиозные панорамные съёмки, кадры исторической кинохроники.

Резюмируя итоги просмотра самых последних российских художественных фильмов о событиях Великой Отечественной войны, снятых в канун и в год празднования 80-летия Великой Победы, можно сделать вполне определенный и, увы, безрадостный вывод. Суть его заключается в том, что отечественные кинематографисты вряд ли в ближайшее время сумеют создать художественный фильм или сериал, хотя бы отдалённо похожий по качеству, содержанию, мастерству актёрской игры и главному идейному посылу на киноэпопею «Битва за Москву».

Кадры из киноэпопеи «Битва за Москву» (1985 год; производство – СССР, ГДР, ЧССР и Социалистическая Республика Вьетнам. Режиссёр и автор сценария – Юрий Николаевич Озеров)
Кадры из киноэпопеи «Битва за Москву» (1985 год; производство – СССР, ГДР, ЧССР и Социалистическая Республика Вьетнам. Режиссёр и автор сценария – Юрий Николаевич Озеров)
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50

«Государственная граница». Фильм пятый «Год сорок первый»

«Государственная граница», безусловно, один из самых известных, наиболее популярных и до сих пор любимых зрителями советских телевизионных многосерийных фильмов. Непосредственно пятая часть представленной пограничной киноэпопеи – «Год сорок первый», бесспорно, один из лучших отечественных фильмов, посвященных подвигу советских пограничников, первых вставших на пути ударных частей вермахта 22 июня 1941 года.

Уверен, что практически все без исключения телезрители возрастной категории 35+ видели данный фильм и не один раз. По этой уважительной и отрадной причине нет смысла лишний раз пересказывать сюжет картины. Хочется надеяться, что и представителей более молодого поколения зрительской аудитории «Год сорок первый» не оставит равнодушным после просмотра.

Несмотря на то, что в последнее время находятся отдельные критики, выискивающие недостатки данного фильма (публикации подобного рода можно без труда найти на просторах интернета), придираясь к мелочам и несущественным деталям, «Год сорок первый» – был, есть и будет образцом настоящего военного художественного кинематографа.

Грамотный и хорошо проработанный сценарий, добротная игра актёров, динамичный сюжет, достоверно и реалистично (применительно к 1986 году) показанная внешнеполитическая обстановка и особенности несения пограничной службы накануне Великой Отечественной войны, качественно снятые боевые сцены, высокая степень достоверности военно-исторической реконструкции, хорошо прописанные характеры героев и диалоги, замечательное музыкальное сопровождение и ярчайший по своему глубокому смыслу и драматизму финал. Это далеко не весь перечень наиболее важных положительных моментов фильма и его главных достоинств.

Конечно же, нельзя не упомянуть замечательный по своему содержанию и лаконичности эпилог – закадровый текст, одновременно пробуждающий гордость за подлинных героев первых часов и дней Великой Войны, а также позволяющий наглядно оценить всю степень мужества, доблести, отваги, патриотизма, военного профессионализма и самопожертвования советских пограничников, вступивших утром 22 июня 1941 года в неравную схватку с сильнейшей, самой боеспособной, максимально отмобилизованной, отлично оснащенной и вооруженной армией мира.

«Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями. Из 485 западных застав ни одна не отошла без приказа.
Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится ещё 1414 дней. Павшие в июне сорок первого не могли слышать этих победных залпов. Родина салютовал тем, кто шёл к Великой Победе, и тем, кто сделал к ней первый шаг!..»
Кадры из телевизионного многосерийного фильма «Государственная граница». Фильм пятый «Год сорок первый» (1986 год; производство – СССР. Режиссёр – Вячеслав Александрович Никифоров. Автор сценария – Олег Павлович Смирнов)
Кадры из телевизионного многосерийного фильма «Государственная граница». Фильм пятый «Год сорок первый» (1986 год; производство – СССР. Режиссёр – Вячеслав Александрович Никифоров. Автор сценария – Олег Павлович Смирнов)
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58

Все присутствующие в статье упоминания и изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.

-59

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)