Сегодня это произведение Шишкина без обаятельных медвежат с мамой представить очень сложно. Но вполне могло так случиться, что лесной пейзаж так и остался бы просто пейзажем без единой живой души на нём.
Какую роль в создании шедевра сыграл друг Шишкина Константин Савицкий? Почему при виде картины Третьяков приказал принести скипидар? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в материале penza.aif.ru.
Версия первая. «Царь леса»
История с картиной Шишкина — Савицкого обязательно когда-нибудь станет основой сюжета детективного фильма, ведь в ней много нестыковок, невероятный финал и много разных версий произошедшего. Историки и искусствоведы до сих пор не могут договориться о том, какая же из них единственно верная. Бесспорно здесь только одно — два великих человека создали шедевр, который и сегодня известен всем поколениям.
Тем не менее мы попробуем докопаться до истины...
Иван Иванович Шишкин рисовал лесные пейзажи. Наиболее известные из них — «Рожь», «На севере диком», «Дождь в дубовом лесу». Некоторые современники Ивана Ивановича в глаза называли его «царём леса». О «царе зверей» речь никогда не заходила.
Художник был настолько известным и популярным, что очередную работу, над которой трудился Шишкин в 1889 году, по предварительной договорённости должен был приобрести для своей галереи купец Павел Михайлович Третьяков. Ожидалось, что это опять будут лесные деревья. К назначенному времени картина с названием «Утро в сосновом лесу» была завершена. Готовую работу Шишкин показал своему другу Константину Савицкому, с которым они состояли в творческой группе художников-передвижников.
«Константин Аполлонович, недолго думая, предложил "оживить" картину, добавить в неё медведей, — рассказывает директор Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого Ирина Тюкалова. — Идея Шишкину понравилась, и он согласился. Спустя короткое время Савицкий принёс Шишкину эскиз композиции с тремя медвежатами и их мамой, которые по обоюдному согласию перекочевали в то самое "Утро...". Кроме этого, было оговорено, что Савицкий, так же как и Шишкин, поставит свою фамилию на картине — работа-то оказалась общей. Именно этот факт возмутил Третьякова в первую очередь».
Договаривался меценат с одним художником, а тут пришли двое. Историки утверждают, что Третьяков в первую же минуту, как увидел на картине медведей, крикнул: «Что за медведи страшные! Принесите мне скипидару!»
Хорошо, что он стёр только фамилию Савицкого, а не симпатичных медвежат, по которым мы и сегодня знаем эту картину именно как «Мишки в сосновом бору». Как гласит эта версия, гонорар за картину Третьяков выплатил только Шишкину. Правда, впоследствии это не помешало ему договориться с кондитерской фабрикой «Эйнем» о выпуске конфет с названием «Мишка косолапый», на обёртке которых был изображён не шишкинский лес, а именно медвежата Савицкого.
Версия вторая. Суды да пересуды
Но не всё так просто в этой истории. До наших дней дошли факты, перечёркивающие версию, которую принято считать «официальной». К этим фактам в первую очередь относятся свидетельства самих участников тех событий. Изложенные, разумеется, в письмах.
Сохранилось письмо Савицкого от 4 марта 1889 года, написанное им родителям жены после открытия 17-й выставки товарищества передвижников, в котором он рассказывал, что идея создания полотна принадлежит именно ему.
«Затеял я как-то картину с медведями в лесу, приохотился к ней, — писал Константин Аполлонович. — И. И. Ш-н и взял на себя исполнение пейзажа. Картина вытанцевалась, и в лице Третьякова нашёлся покупатель. Таким образом, убили мы медведя и шкуру поделили! Но вот делёжка-то эта приключилась с какими-то курьёзными запинками. Настолько курьёзными и неожиданными, что я отказался даже от всякого участия в этой картине, выставлена она под именем Ш-на и в каталоге значится таковою».
Вот так. По словам самого Савицкого получается, что настоящий автор идеи, её вдохновитель и исполнитель — это он сам! И, вопреки версии «официальной», это не Савицкий подрисовал медведей к лесу, а Шишкин — лес к медведям.
«Действительно, существует предположение, что картину начал писать Савицкий, — размышляет директор Пензенской областной картинной галереи им. К. А. Савицкого заслуженный работник культуры РФ Кирилл Застрожный. — Причём это были не только медведи, но и сам лесной пейзаж. Но однажды к Константину Аполлоновичу в гости заглянул Шишкин и первый, показав другу свои наброски, попросил его оформить пейзаж так, как он это умеет. То есть картину "Утро в сосновом лесу", по одной из версий, придумал именно Савицкий!»
Но этому практически никто из современников-художников не верил. Начались разговоры в обществе, которые привели к серьёзной ссоре между друзьями.
«Оказывается, что вопросы такого деликатного свойства не утаишь, пошли суды да пересуды, и пришлось подписаться под картиной вместе с Ш., а затем и поделить самые трофеи купли и продажи, — пишет дальше Савицкий родителям супруги. — Картина продана за 4 т., и я участник в 4-ю долю! Много скверного ношу в сердце своём по этому вопросу, и из радости и удовольствия случилось нечто обратное».
Впрочем, ссора была недолгой. Спустя время, когда страсти вокруг картины улеглись, Иван Шишкин пригласил Константина Савицкого стать крёстным отцом его сына.
Версия третья. Точки над «i»
Существует ещё одна версия создания этой известной картины, согласно которой медведи на ней не принадлежат авторству Савицкого, а нарисовал их сам Шишкин! Якобы потому, что работой над изображением животных Иван Иванович был недоволен, он и пригласил в соавторы своего друга Константина Савицкого, который в случае чего должен был взять на себя удар критиков.
В пользу этой версии говорит наличие предварительного эскиза картины, выполненного рукой Шишкина. Там есть и лес, и медведи. Впрочем, по мнению искусствоведов, эта версия наименее реалистична.
С годами вопросов меньше не становится. Добавляет их и воспоминание одного из сотрудников Третьяковской галереи во времена деятельности самого Третьякова — Николая Андреевича Мудрогеля, который утверждает, что изначально на картине была подпись только Шишкина, а имя Савицкого там появилось позже, что, собственно, и стало причиной возмущения собственника галереи.
«Я думаю, что над картиной всё-таки работали оба художника, — подводит итог спора член правления Пензенского отделения Союза художников России заслуженный художник РФ Валерий Кузнецов. — Вряд ли время сможет расставить все точки над "i", ведь тайна этой истории так и осталась между двумя гениями — Шишкиным и Савицким. Знаете, и это хорошо. Ведь такие тайны делают искусство выше».