В чем сложности и преимущества работы водителем такси в регионе? Об этом и многом другом нам удалось побеседовать с таксистом из Витебска, который без фильтров поделился своим опытом работы: арендные машины, заработок, а также плюсы и минусы реестра такси. Уверены, его честный взгляд на профессию поможет лучше понять, что стоит за повседневной работой водителя.
– Меня зовут Саша, в интернете я более известен как CrazyTaxist. Вожу автомобиль с 18 лет, и на данный момент стаж вождения – 13–14 лет. И как бы это странно ни было для водителя такси, у меня есть почти все категории прав, сейчас осталось только А получить. В такси работаю четыре года, а до этого долгое время работал электромонтером воздушных линий, часто ездил в командировки по разным городам.
Машины любил с детства, но в какой-то момент, когда вернулся в Витебск и начал строить отношения, думал о дальнобое: открывал категории, готовился уехать. А пока все это делал, решил поработать в такси, которое в итоге и зацепило – командировки перестали привлекать, захотелось оставаться дома и работать локально.
Первые шаги в такси: страхи, аренда и Renault Logan Stepway
Первые шаги в такси были непростыми. Я не знал ничего, боялся общения с людьми – реально было страшно. Товарищи, уже работавшие в такси, посоветовали парк, и я сел на аренду. Мне подсказали, какие документы оформлять, выдали первый автомобиль – Renault Logan Stepway. Три месяца я ездил на Stepway, который был на пропане. Расход оказался весьма внушительным, и я заметил, что на аренде лучше ездить все-таки на метане. Со временем мне дали хороший Stepway в отличии от убитого первого. За ним я следил, ухаживал, и люди иногда путали его с личной машиной из-за внешнего состояния.
Но со временем захотелось иметь собственный автомобиль для работы. Так получилось, что я увидел объявление о продаже машины знакомого – он открывал бизнес, и нужны были деньги, а мне – машина. Я знал эту машину с самого начала: видел, как ее покупали в автосалоне, как за ней следили, поэтому без капли сомнений купил ее. Когда брал, пробег был около 100 000 км, сейчас – 220 000 км. То есть за год с небольшим (примерно год и восемь месяцев) пробег вырос на 120 000 км – такие километражи в такси набираются очень быстро.
Я работаю один на автомобиле в щадящем режиме. У ребят на аренде пробеги еще больше. Для сравнения: у меня был случай, когда у арендного автомобиля набежало 80 000 км за 3 месяца . Поэтому регулярное обслуживание в такси – масло, фильтры, колодки, газовое оборудование – постоянная статья расходов.
Моя машина на пропане (ставил пропан по акции «Беларуснефть»). В первый год по акции у меня была скидка около 10%, а потом, по совету друга, получилось еще больше (у него был промокод на 50 рублей, у меня – скидка 15%). Заправщики удивлялись: я помню, что литр пропана у меня со скидками вышел порядка 1,3 рубля. По трассе на полном баллоне я проезжаю максимум 697 км, в городе при включенном кондиционере – 420–430 км, без кондиционера – порядка 490–500 км. Это помогает планировать смены и расходы.
Но сохранить автомобиль, который каждый день на дороге, в идеальном состоянии и без ДТП не получилось. Недавно у меня была авария: я ехал в левой полосе, а другой водитель решил через четыре полосы перейти к развороту и внезапно выехал под углом. Я его не заметил из-за потока и грузовика – уходить было некуда. В результате мне пробили боковую часть машины. Страховка покрыла 3500 белорусских рублей, а ремонт обошелся примерно в 5000 – даже при использовании самых дешевых запчастей. Мне предлагали подать в суд, но я пожалел человека – все мы люди, у всех бывают ошибки. Как оказалось, зря: мне рассказывали, что этот человек потом повторил свой маневр вновь, и это пугает.
Аренда vs собственный автомобиль: риски и ответственность
Работа на арендной машине дает ощущение безопасности головы: тебя не волнует ремонт, ты просто отработал и отдал деньги. Но самый большой страх, что машина чужая и при ДТП ты становишься материально ответственным. Я видел, как ребята за пару дней разбивали арендные машины и становились крупными должниками: заработали 200–300 рублей, а разбили машину на 6000 рублей. Последствия тяжелые.
А когда ты владелец и предприниматель, тебе приходится заниматься налогами, бухгалтерией, актами на мойку, поверкой таксометра, регистрацией в реестре и всеми организационными вопросами. Это отнимает время и деньги, но дает больше контроля над ситуацией. Я, например, не плачу комиссию парка, но плачу налоги, ФСЗН и занимаюсь всей организационной работой сам.
Сложности регионального такси: люди, небольшие доходы и непонимание
Работа в небольшом городе имеет свои особенности. В регионах людей поменьше и в основном это рабочий класс – не у всех большие доходы. Часто встречаются конфликтные ситуации: пассажир недоволен ценой, но не понимает, что значительная часть суммы идет не водителю, а парку, на налоги и страховки. У нас, например, есть специальная страховка А6, страхование пассажира – это дополнительные расходы парков и компаний. При этом многие пассажиры не понимают, что проехать всего 2 км для них – это еще 2–3 км до подачи, затраты по времени и по топливу для водителя.
Цены бывают очень разными. В Витебске поездка может стоить и 3 рубля. В Минске разброс большой: в низкий спрос можно видеть 8 рублей, в среднем – 30, в пиковый спрос – 38–39. Я считаю, что справедливой была бы усредненная цена в районе 15–20 рублей везде – и водителю, и пассажиру было бы комфортнее. Но система бонусов и комиссии компаний часто съедают значительную часть выручки водителя.
Еще одной проблемой могу смело назвать то, что пассажиры портят машины – к сожалению, это реальность. Часто компании дают промокоды на 3, 6 или 12 часов в качестве компенсации за что-то, но этого недостаточно, чтобы отремонтировать реальный ущерб. У меня были случаи, когда подъезжаешь, а пассажир приносит большой металлический подрамник и хочет запихнуть его в багажник – я отказываюсь, так как это опасно и может повредить машину. Люди пытаются впихнуться впятером, вшестером – нарушают правила перевозки пассажиров. Я снимал такие случаи для блога. Правда, обычно замазываю лица. Но один пассажир даже подал заявление в милицию, считая, что я раскрыл его персональные данные – в итоге ему объяснили, что ничего незаконного не было.
Я показываю такие ролики не ради скандала, а чтобы рассказать, какие ситуации происходят в такси и как пассажиры реагируют. Это часть моей блогерской деятельности, и иногда такие видео набирают много просмотров.
Другой большой источник проблем – неправильные метки в приложении. Люди ставят адрес, не смотря на точку подачи, а выходы из одного здания могут быть с разных сторон: подъезд, парковка, со стороны улицы. Водитель едет в одно место, а пассажир ждет его в другом. Бывает, что человек орет в телефон: «Где вы, я же заказывал сюда!», хотя водитель стоит именно там, где указана метка. Я советую пассажирам быть конкретнее в описании места посадки – это сэкономит всем время.
Плюсы и минусы работы в Витебске
В регионе есть и свои плюсы: в Витебске комиссия «Яндекса» ниже, чем в Минске – 14,5% против 23% в столице, меньше машин на линии, реже пробки, город легче запомнить, средние поездки дольше, чем в большом городе. Минус – меньше клиентов и средний заработок ниже. В среднем по Витебску, по моим наблюдениям, заработок водителя в сутки – от 100 до 200 рублей (до вычетов). Но от этого нужно отнимать топливо, аренду, мойку, ремонт, страхование и прочие траты.
В Минске количество заказов больше, можно собрать бонусы, но это часто ведет к переутомлению: ребята гонятся за бонусами, работают по 12–16 часов, рискуют жизнью и безопасностью. Перегорают, засыпают за рулем, и это приводит к трагическим ошибкам.
Минимальная поездка в Витебске стоит 2,6 рубля. С такой суммы в карман водителю остается мизерная доля – порядка 40 копеек (по моим подсчетам). В регионах спасает количество поездок: делая много коротких, можно суммарно выйти в плюс, но это большая физическая и нервная нагрузка.
Бывали у меня смены, когда за двое суток я принес домой только 40 рублей – такое случается, особенно при неудачной комбинации аренды, пробок, ремонта и штрафов.
Праздники, очереди и мифы о легких деньгах
«Славянский базар» и новогодние ночи – периоды повышенного спроса, но далеко не всегда они более прибыльные. Один раз, еще на аренде, я решил поработать в новогоднюю ночь – больше не повторю. За три часа получил около 70 рублей. Поэтому если у вас дома семья и родные, лучше провести время с ними.
«Славянский базар» дает много заказов, но и много проблем: геопозиция, многолюдность, перекрытия, ожидание. Во время больших мероприятий «Яндекс» ставит очередь – можно оказаться 50-м, 200-м в очереди. Люди порой думают, что 39 рублей – это «богатство» водителя, но из этих денег 50–60% уходит на расходы, остается примерно 40% – и это не так много, учитывая временные затраты.
Пьяные люди могут заказывать несколько такси подряд. И водитель, приехав на точку, не всегда может отменить заказ без потерь активности. Существует номер поддержки таксистов (в приложении), который часто выручает, но проблема остается системной.
Есть режимы труда и отдыха (РТО), предрейсовые осмотры и прочие формальные требования – соблюдать их бывает тяжело, особенно если ты хочешь заработать. Многие водители нарушают его, работают бессистемно, и это ведет к рискам. Я уверен: заработать в такси можно, но соблюдение правил и безопасность усложняют процесс. Многие просто устают, перегорают. Хотя есть и те, кто любит эту работу за коммуникацию, свободу и возможность быть за рулем.
Реестр такси: безопасность плюс дополнительные расходы
Введение реестра, на мой взгляд, поменяло рынок: оно очистило от однодневок, нелегальных фирм – стало безопаснее для пассажиров. Мне рассказывали случай, когда везли женщину с поломанной ногой в машине. Они попали в ДТП, а так как машина и водитель не были надлежащим образом оформлены, ей отказали в выплатах. Теперь таких случаев меньше, и это плюс.
Но реестр не дал очевидного роста заработков водителей: многие потеряли в доходе, потому что на новые требования – регистрация, курсы, покупка регистраторов – нужны деньги. Некоторые водители и предприниматели потратили много средств в надежде, что все окупится, но рынок стал жестче. Сравнительно профессиональным водителям, дальнобойщикам и тем, кто подрабатывал, стало сложнее – многие не хотят проходить курсы и оформление.
Рынок сейчас переживает дефицит активных водителей: машины стоят, у парков недобор персонала. В итоге они экономят на расходниках – и это может приводить к ухудшению состояния машин на линии.
Советы тем, кто хочет попробовать
Если вы думаете идти в такси – попробуйте, но не покупайте машину сразу. Лучше сначала попрактиковаться на аренде, понять, понравится ли работа: общение с людьми, режим жизни, сменность, ответственность. В каждой работе есть свои плюсы и минусы.
Почему я продолжаю работать в такси, если заработать тяжело и бывают неприятные моменты? Потому что люблю автомобили, люблю общаться, мне интересна сама работа и возможность через блог показывать и обсуждать проблемы отрасли. Я верю, что при соблюдении правил и разумном отношении к работе в такси можно жить достойно. Но это требует времени, терпения и ответственности.
И да, как я уже говорил, я веду Instagram-аккаунт, где показываю свою работу как она есть. Не ради хайпа, а чтобы показать людям, как это происходит на самом деле: что бывают неадекватные пассажиры, расходы, проблемы с геопозицией, случаи порчи машины и прочее. Через блог я стараюсь поднять важные темы и донести людям реальные проблемы профессии.
А о том, какие необычные ситуации случались с Александром за время работы и как с помощью такси он намерен собрать деньги на покупку Voyah Free, мы расскажем вам во второй части нашего интервью. Следите за лентой ABW!
]]>