Найти в Дзене
С Богом по жизни

Уверенность в вечной жизни

«Это написал я вам, верующим во имя Сына Божьего, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1 Ин. 5:13). Вы когда-нибудь расстраивались оттого, что чего-то не знали? Если человек болеет, то для него самое плохое — это не знать о своей проблеме до тех пор, пока доктор не поставит диагноз. Оказывались вы когда-нибудь на дороге, зная, куда нужно ехать, но не имея ни малейшего представления о том, как туда добраться? А знакомо вам то досадное чувство, когда на экзамене вы не знали ответов? Вот такое чувство досады, разочарования испытывает человек, когда он не уверен, что истинно в религии. В 1 Иоанна апостол пишет сомневающимся христианам, которые не знали наверняка, было ли истинно то, чему их научили. Он, по сути, говорил им: «Вы можете знать! Вы можете знать, что Иисус Христос — Сын Божий! Вы можете знать, что победили грех!» В кульминационной части этой «симфонии несомненных фактов», в последней главе книги, мы читаем: «Это написал я вам, верующим во имя Сына Бо
Оглавление
«Это написал я вам, верующим во имя Сына Божьего, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1 Ин. 5:13).

Вы когда-нибудь расстраивались оттого, что чего-то не знали? Если человек болеет, то для него самое плохое — это не знать о своей проблеме до тех пор, пока доктор не поставит диагноз. Оказывались вы когда-нибудь на дороге, зная, куда нужно ехать, но не имея ни малейшего представления о том, как туда добраться? А знакомо вам то досадное чувство, когда на экзамене вы не знали ответов?

Вот такое чувство досады, разочарования испытывает человек, когда он не уверен, что истинно в религии. В 1 Иоанна апостол пишет сомневающимся христианам, которые не знали наверняка, было ли истинно то, чему их научили. Он, по сути, говорил им: «Вы можете знать! Вы можете знать, что Иисус Христос — Сын Божий! Вы можете знать, что победили грех!»

В кульминационной части этой «симфонии несомненных фактов», в последней главе книги, мы читаем: «Это написал я вам, верующим во имя Сына Божьего, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную» (1 Ин. 5:13). Уверенность в вечной жизни — несомненный факт! Читатели Иоанна нуждались в этой вести, как нуждаемся в ней и мы.

ПРОБЛЕМА

Проблема тогда

Адресаты Иоанна нуждались в заверении, что на небесах их ждет награда, потому что их беспокоили лжеучителя, которые, очевидно, верили в то, во что позже верили гностики. Эти еретики называли себя «знающими», христианами с особым знанием. Сегодня мы бы назвали их «всезнайками». Их особое знание, по их же утверждению, состояло, в частности, в том, что настоящего воплощения Иисуса Христа на земле не было, и, вероятно, в том, что продолжающийся греховный образ жизни человека никак не влияет на его отношения с Богом.

Дух превосходства и претензия на особое знание, видимо, вызывало у христиан, которым Иоанн писал это письмо, чувство собственной неполноценности. Они начали сомневаться: «Истинно ли то, чему нас учили?»; «Как можно знать, что правильно?»; «Возможно ли вообще в чем-либо быть уверенным?» Им необходимо было знать, как определять, от Бога ли те или иные учителя и истинно ли то, чему они учат об Иисусе. Они очень хотели быть уверенными в том, что отправятся на небеса. Вот на все эти сомнения и отвечает Иоанн в своем послании.

Проблема сейчас

Как тогда у христиан возникали проблемы из-за того, что лжеучителя заставляли их сомневаться в своей вере, так и сейчас христиане могут иметь такие же проблемы. Мы живем в неверующем мире, который поклоняется науке и разуму. Временами кажется, что абсолютно все умные и образованные люди говорят нам, что если мы веруем в Бога и Иисуса, то не можем считаться умными и современными. Поэтому мы можем задаваться вопросом: «Как не сомневаться в том, во что мы уверовали?»

Но все же более важный вопрос для большинства из нас, думается, такой: «Как можно быть уверенным в вечной жизни». Мы справедливо проповедуем, что христианин может отпасть от благодати и погибнуть в вечности. Мы, возможно, проповедуем эту весть настолько эффективно, что многие наши члены постоянно сомневаются в своем вечном спасении. Иоанн говорит своим читателям, что они могут наверняка знать, что имеют жизнь вечную. На что мы склонны ответить: «Правда? Ты уверен?»

РЕШЕНИЕ

Как решалась проблема неуверенности тогда? Это же решение подойдет и к нашей проблеме сегодня.

Вы можете знать

Решение тогда. Решая проблему неуверенности, сомнения, Иоанн подчеркивает, что его читатели могут знать некоторые вещи — не просто догадываться о них или желать, чтобы это было так, а действительно знать, что это так. Среди этих непреложных религиозных истин мы наверняка можем знать следующее:

2:3 — Мы можем знать, что мы знаем Бога. (См. 2:13, 14; 4:7, 8).

2:5 — Мы можем знать, что мы в Боге.

2:21; 4:2, 6 — Мы можем знать истину и отличать истину от заблуждения.

3:1 — Мы можем знать, что мы дети Божьи.

3:2 — Мы можем знать, что, когда Он явится, мы будем «подобны Ему».

3:5 — Мы можем знать, что «Он явился… чтобы взять грехи».

3:14 — Мы можем знать, что «мы перешли из смерти в жизнь».

3:16 — Мы можем знать, что «Он положил за нас душу Свою».

3:24 — Мы можем знать, что нам был дан Дух. (См. также 4:13).

4:13 — Мы можем знать, что мы пребываем в Боге и имеем общение с Отцом. (См. также 5:19).

4:16 — Мы можем знать «любовь, которую имеет Бог к нам», то есть что Бог любит нас!

5:13 — Мы можем знать, что имеем жизнь вечную.

5:14, 15 — Мы можем знать, что Бог слышит наши молитвы.

5:20 — Мы можем знать, «что Сын Божий пришел и дал нам разумение, чтобы мы познали Бога истинного».

Иоанн подчеркивает, что лжеучителя — «обольстители и антихристы» — ничего не могут прибавить к тому, что его читатели уже знают. Эти братья уже познали истину и «не имеют нужды, чтобы кто учил их» (1 Ин. 2:20, 27). Так что не ранние гностики были «знающими», а христиане, которым пишет Иоанн. Они знали больше, чем те, кто претендовал на высшее знание! Они знали истину и поэтому могли и должны были сказать лжеучителям: «Мы знаем, во что мы верим, и мы знаем, что это истинно, а потому не имеем нужды слушать вас. Уходите!»

Наша проблема может быть не в точности такой же, с какой столкнулись читатели Иоанна. Вряд ли сомневающийся в том, что Иисус Христос на самом деле приходил во плоти, вообще осмелится выступать в наших собраниях. И все же нам может понадобиться то же назидание, в каком нуждались читатели Иоанна. Иногда проповедники провозглашают нам с кафедры то, что звучит почти как новое откровение, заявляя, что познали некие глубокие истины, которых до них никто не открывал. Когда и если такое происходит, нам нужно напоминать себе то, что мы знаем. Те истины, которые ясно открыты в Божьем Слове, остаются истинами! Давайте испытывать каждого учителя, проверяя, соответствует то, что он проповедует, истине, открытой почти две тысячи лет назад, — и давайте не будем позволять уводить нас от этой истины учителями, которые заявляют, что имеют какое-то особое знание.

Решение сейчас. Наверное, все же больше проблем перед сегодняшними христианами ставит то знание, о котором Иоанн говорит в 1 Ин. 5:13: «Это написал я вам, верующим во имя Сына Божьего, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную». Как же в самом деле знать, что мы имеем вечную жизнь?

Этим отрывком злоупотребляют те, кто верит в невозможность отступничества. Они утверждают, что Иоанн говорит о том, что мы имеем вечную жизнь — сейчас, в настоящем. Если мы имеем эту жизнь, и она вечная, то как, спрашивают они, мы можем лишиться ее?

Некоторые отвечают на такое заявление, по существу, отрицая учение этого отрывка. Они утверждают, что нельзя в точности знать, имеем ли мы вечную жизнь сейчас. Они мыслят так: раз мы можем утратить свое спасение, то наш небесный дом всегда в опасности и мы можем успокоиться, что наша обитель на небесах никуда не делась, только когда услышим радостные слова: «Хорошо, добрый и верный раб». Для этих людей неуверенность в своей судьбе в вечности — жизненный факт. По их мнению, эта неуверенность побуждает христиан оставаться верными, ибо мы знаем, что, единожды согрешив, мы оказываемся на дороге в ад, пока не покаемся и не исповедуем свой грех.

Ни то, ни другое толкование не верно.

С одной стороны, Новый Завет учит, что мы можем утратить свое спасение; следовательно, мы можем утратить вечную жизнь. «Жизнь вечная», о которой говорится в этом отрывке, — это качество жизни, связанной с Христом, которую мы разделяем с Ним при этой жизни и которая, когда мы покинем эту жизнь, станет бесконечной. Если мы отходим от Христа, то упускаем из рук эту вечную жизнь и не имеем надежды получить ее в вечности.

С другой стороны, мы, христиане, должны быть уверены, что мы даже при жизни ведем такую жизнь с Христом, которая отличается от жизни других. Кроме того, мы можем быть уверены, что эта вечная жизнь у нас продолжится и после того, как мы покинем эту землю. Нам не надо, ложась спать, переживать, спасены мы еще благодатью Божьей или нет. И утром нам не надо просыпаться с вопросом, отправимся ли мы на небеса, если умрем сегодня. Мы можем знать, что мы обрели спасение, имеем это спасение в настоящий момент, и оно продолжится в будущем! Запечатлейте в памяти истину 1 Ин. 5:13: «Это написал я вам, верующим во имя Сына Божьего, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную». Мы можем знать, что мы имеем вечную жизнь!

Кто может знать?

Однако нужно сказать кое-что еще. Мы прочитали: «…дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную». Кто такие «вы» в этом высказывании? Кто может знать, что имеет вечную жизнь? По большому счету, этот вопрос составляет всю суть 1 Иоанна. Апостол хотел, чтобы его читатели знали обо всех благословениях, которые они имеют во Христе, но он также хотел, чтобы они и жили соответственно. В пятой главе послания Иоанн называет тех, кого заверяет в вечной жизни. Прочтем 1 Ин. 5:

«Всякий верующий, что Иисус — Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, если любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и эта победа, победившая мир, — вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус — Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою, и кровью, и Духом, не водою только, но водою и кровью; и Дух свидетельствует о Нём, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три едины. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём. Верующий в Сына Божьего имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём. Свидетельство это состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и эта жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божьего) имеет жизнь; не имеющий Сына Божьего не имеет жизни. Это написал я вам, верующим во имя Сына Божьего, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слышит нас, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получаем просимое от Него. Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но грех не к смерти. Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам разумение, чтобы мы познали Бога истинного; и мы — в Истинном, Сыне Его, Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! Храните себя от идолов. Аминь».

Часть этого отрывка (ст. 6–11) была написана, чтобы напомнить читателям Иоанна о свидетелях божественности Иисуса. Часть (ст. 14–17) содержит обещание, что Бог отвечает на молитвы. А последние несколько стихов (ст. 18–21) служат чем-то вроде заключения к книге. Однако вся глава целиком говорит о том, кто же всё-таки имеет уверенность в вечной жизни.

(1) Уверенность в вечной жизни имеет «рождённый от Бога» (ст. 5:1, 4). Первое Иоанна было написано христианам — людям, которые стали христианами, которые родились свыше. Нехристиане, не родившиеся свыше не имеют заверения в вечной жизни.

(2) Уверенность в вечной жизни имеют те, кто верит, что Иисус — Христос (1 Ин. 5:1), Сын Божий (1 Ин. 5:5, 9, 10, 11, 12, 13, 20). Для живших в дни Иоанна такое учение означало, что воспринявшие позицию лжеучителей не будут иметь вечной жизни. Сегодня отвергающие Иисуса и не верящие в Него не имеют заверения в вечной жизни.

(3) Уверенность в вечной жизни имеют те, кто любит Бога (5:2, 3). Христиане должны любить Бога, любить Божьих детей и исполнять Божьи заповеди. А кто не любит Бога, не будут ни повиноваться Ему, ни любить Божий народ; поэтому они не получают заверения в вечной жизни.

(4) Уверенность в вечной жизни имеют те, кто любит Божьих детей (5:1). Мы не можем говорить, что любим Бога, которого не видим, если не любим Его детей, которых видим (1 Ин. 4:20). По сути, Иоанн говорит, что если мы будем любить братьев «делом и истиной», то будем знать, что мы «от истины», и наши сердца будут исполнены уверенности (1 Ин. 3:18, 19). Однако «если сердце наше и осуждает нас» — даже если мы пали духом и начали сомневаться в своем спасении, — «Бог больше сердца нашего и знает всё» (3:20). Чувства подавленности и отвержения не доказывают, что мы утратили заверение в вечной жизни. Если мы прилагаем все усилия, чтобы исполнять Божью волю, Он знает, что мы спасены, даже когда мы сами в этом сомневаемся!

(5) Уверенность в вечной жизни имеют те, кто соблюдает Божьи заповеди (1 Ин. 5:2, 3). Мы не можем с полным правом заявлять, что любим Бога, и в то же время не соблюдать Его заповеди (см. Ин. 14:15). Иоанн добавляет такую утешительную мысль: «заповеди Его не тяжки» (5:3). Бог не просит нас делать то, что для нас плохо или слишком трудно. Если мы полностью отдадим себя Ему, то обнаружим, что «заповеди Его не тяжки». Наоборот, Его воля будет доставлять нам удовольствие.

Какие заповеди должны мы соблюдать? Мы спасены не «верой только», но тогда, когда вера побуждает нас исполнять Божью волю. Поэтому мы будем прилагать все силы, чтобы исполнять все повеления, касающиеся нас.

(6) Уверенность в вечной жизни имеют те, кто не имеет привычки грешить (5:18). Иоанн не утверждает, что христиане вообще не грешат (1 Ин. 1:7-10), — он говорит, что христиане не грешат привычно; любящие Бога перестают грешить. Жизнь верного христианина отличается праведностью. Он может изредка оступиться, но грех не будет для него обычным делом. Это значит, что христианин, который открыто и демонстративно живет в грехе, не найдет утешения в 1 Ин. 5:13; он не среди тех, кто уверен в вечной жизни.

(7) Уверенность в вечной жизни имеют те, чьи молитвы слышит Бог. Это утверждение отличается от того, что было сказано ранее, и все же Иоанн счел необходимым включить его в 1 Ин. 5. Его заявление дает надежду:

«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слышит нас, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:14, 15).

Нам нужно верить, что Бог услышит наши молитвы и ответит на них. В то же время необходимо помнить, что Бог слышит нас, «когда просим чего по воле Его». Нам всегда следует молиться так, как сказал Иисус: «Да будет воля Твоя» (Мф. 26:42; см. 6:10).

В связи с обещанием, что Бог непременно ответит на молитву, Иоанн говорит о молитвах за тех, кто грешит. Мы имеем заверение, что наши молитвы о согрешающих братьях действенны (1 Ин. 5:16). В другой новозаветной книге христианам адресовано наставление: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга» (Иак. 5:16).

Тем не менее, Иоанн говорит, что не нужно молиться за тех, кто совершает «грех к смерти», — то есть грех, в котором брат или сестра не кается по причине ожесточения сердца. Он не требует, чтобы мы ни в коем случае не молились за такого человека, а просто указывает, что такая молитва бесполезна.

(8) Уверенность в вечной жизни имеют те, кто хранит себя от идолов. Последний стих 1 Иоанна (на первый взгляд, без какого-либо контекста, так как до этого в своем послании Иоанн об идолах ничего не говорил) предупреждает читателей об идолопоклонстве: «Дети! Храните себя от идолов» (1 Ин. 5:21). Возможно, тему идолопоклонства Иоанн затрагивает потому, что говорит об «истинном Боге». Он пишет:

«Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам разумение, чтобы мы познали Бога истинного; и мы — в Истинном, Сыне Его, Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20).

Иоанн уже предостерегал от принятия лжеучения об Иисусе. Возможно, теперь он приравнивает тот еретический взгляд на Иисуса к поклонению другому богу. Поскольку идолопоклонство — отвержение одного истинного Бога — есть самый страшный грех, Иоанн завершает свое послание предостережением от него.

Предостережение от идолопоклонства относится и к нам. Мы тоже можем быть в нем повинны. Если у нас заниженный взгляд на Иисуса, если мы не воздаем Ему хвалу как Богу, тогда мы виновны в идолопоклонстве. Если мы ставим что-то впереди Бога, то превращаем это в идола и тоже виновны в идолопоклонстве. Человек может, даже не осознавая этого, ставить впереди Бога свою семью, увлечение или отдых. Кто-то может поклоняться успеху, удовольствиям, деньгам или образованию. Он даже может оставить Бога, чтобы жить в грехе, поклоняясь, в сущности, сатане и греху. Нам нужно понимать, что виновные в идолопоклонстве не имеют заверения в вечной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ранее мы отмечали, как расстраивает отсутствие знания. Слава Богу за то, что у христиан, согласно 1 Иоанна, нет этой проблемы. Мы многое можем знать, включая то, что мы имеем и всегда будем иметь вечную жизнь!

Однако мы должны быть среди тех, кто имеет заверение в вечной жизни. Заголовок статьи, посвященной одному из скандалов в Вашингтоне, представлял собой вопрос: «Кто знал, что и когда?» Главная мысль статьи состояла в том, что законодателям, которые первыми узнали о правонарушениях своего коллеги, следовало открыто заявить об этом; своим молчанием, подразумевала статья, они стали соучастниками в проступке своего коллеги.

«Кто знал, что и когда?» — хорошо задать этот вопрос относительно надежды на вечную жизнь. Кто и когда в дни Иоанна знал, что имеет жизнь вечную?

Поймите следующее: только верное чадо Божье знает, что имеет жизнь вечную! Иметь такую уверенность человек может только после того, как станет христианином, уверовав во Христа, покаявшись в своих грехах, исповедав свою веру и крестившись во Христа. Если вы еще не сделали эти шаги, то вы не знаете, имеете ли вечную жизнь! Фактически, знать вы можете только то, что не имеете ее!

Дела | С Богом по жизни | Дзен