Найти в Дзене
Аркив

Скандальный каст новой версии «Гордости и предубеждения»

В этом году весь литературный мир (кроме России) отмечает 250-летие Джейн Остин. С особым размахом к делу подошла родная писательнице Англия, для которой Остин — фигура не менее культовая, чем Александр «наше всё» Сергеевич — для безграничных русских широт. [К слову, забавно, что в Англии и России почти одновременно появились столь близкие по духу авторы. В контексте ещё больше обращаешь внимание на совпадения их литературных судеб: оба сильно опередили время и оказали ключевое влияние на родные культуры; при этом английская литература не пошла за Остин точно так же, как русская — за Пушкиным... Почему так вышло — отдельная тема. Но вернёмся к нашей.] Одним из главных «мероприятий», приуроченных к всеобщим торжествам, станет новая британская экранизация «Гордости и предубеждения», самого известного и — по мнению целого скопа литературоведов — совершенного романа писательницы. [Кстати! Автор канала буквально пару месяцев назад впервые (!) оценил этот текст. — Гендерная социализация, раз

В этом году весь литературный мир (кроме России) отмечает 250-летие Джейн Остин.

С особым размахом к делу подошла родная писательнице Англия, для которой Остин — фигура не менее культовая, чем Александр «наше всё» Сергеевич — для безграничных русских широт.

[К слову, забавно, что в Англии и России почти одновременно появились столь близкие по духу авторы. В контексте ещё больше обращаешь внимание на совпадения их литературных судеб: оба сильно опередили время и оказали ключевое влияние на родные культуры; при этом английская литература не пошла за Остин точно так же, как русская — за Пушкиным... Почему так вышло — отдельная тема. Но вернёмся к нашей.]

Одним из главных «мероприятий», приуроченных к всеобщим торжествам, станет новая британская экранизация «Гордости и предубеждения», самого известного и — по мнению целого скопа литературоведов — совершенного романа писательницы.

[Кстати! Автор канала буквально пару месяцев назад впервые (!) оценил этот текст. — Гендерная социализация, разделяющая искусство на мужское и женское, — вещь такая. И я всё ещё её жертва, за что каюсь. И прощу прощения за очередное отступление.]

Информации о будущем проекте пока немного, хотя съёмки уже в самом разгаре, поэтому обсудить есть что.

Начнём по традиции с плохого.

Проект курирует печально известный Netflix, ответственный за уничтоженную критикой экранизацию «Доводов рассудка». — Справедливости ради отмечу, что культовые «Карточный домик» и «Охотник за разумом» вышли под патронажем всё того же Netflix. Так что эта компания может выстрелить. Но только как палка.

Из более-менее плюсов — нас ждёт сериал на 6 эпизодов. Режиссирует его Эрос Лин, уже снимавший «Доктора Кто», «Чёрное зеркало», «Тёмные начала» и «Шерлока». То есть на качественную ремесленническую работу в духе сериала 95-го года рассчитывать можно как минимум. Другое дело, что сценаристом в версии с Фёртом выступил великий Эндрю Дэвис. У Netflix же — некая Долли Элдертон, пока не отметившаяся в крупных проектах, что, мягко говоря, вызывает вопросы...

Ну и да, главное. — Уже известен основной каст. На нём я остановлюсь чуть подробнее, а вам — предлагаю высказать мнения и проклятья за то, что британцы снимают свою родную классику не так, как нам хочется в комментариях)

Собственно, первый кадр с новым семейством Беннет (слева направо: Эмма Коррин в роли Элизабет, Фрея Мавор в роли Джейн, оскаросная Оливия Колман в роли миссис Беннет, Хоупи Пэриш в роли Мэри, Ри Норвуд в роли Лидии и Холли Эйвери в роли Китти)
Собственно, первый кадр с новым семейством Беннет (слева направо: Эмма Коррин в роли Элизабет, Фрея Мавор в роли Джейн, оскаросная Оливия Колман в роли миссис Беннет, Хоупи Пэриш в роли Мэри, Ри Норвуд в роли Лидии и Холли Эйвери в роли Китти)

В роли Элизабет Беннет — 29-летняя Эмма Коррин, лауреатка «Золотого Глобуса» за роль в знаменитой «Короне» (всё того же Netflix). Из последнего с Эммой вы могли видеть «Носферату» Роберта Эггерса.

Новым мистером Дарси стал 35-летний Джек Лауден, знакомый нам по роли Николая Ростова в замечательной экранизации «Войны и мира» от BBC.

Роль миссис Беннет исполнит оскароносная британка Оливия Колман. — Имхо, но звучит как одно из самых удачных кастинговых решений в истории экранизаций Остин.

Мистер Беннет — Руфус Сьюэлл.

Руфус Сьюэлл в сериале "Виктория" (2016-2019)
Руфус Сьюэлл в сериале "Виктория" (2016-2019)

Леди Кэтрин де Бёр — Фиона Шоу. Культовая актриса, которая заслужила ещё одну культовую роль. Кстати, в карьере Шоу это уже не первая работа по Джейн Остин: в далёком 95-м она сыграла миссис Крофт в телевизионной экранизации «Persuasion».

Фиона Шоу
Фиона Шоу

Мистер Коллинз — Джеми Деметриу из «Stath Lets Flats». — Если вам повезло наблюдать, как он отыгрывает идиота, от которого даже асфальту неловко лежать, вы сейчас должны быть в восторге.

Джеми Деметриу в сериале "Стас всё сдаст" (2018-...)
Джеми Деметриу в сериале "Стас всё сдаст" (2018-...)

Джейн Беннет — Фрейя Мавор.

Лидия Беннет — Ри Норвуд.

Мистер Уикхэм — Луис Патридж. — Выбор, к которому у меня в рамках собранного каста больше всего вопросов. Как будто бы на эту роль нужен более возрастной актёр: побег с младшей Беннет должен выглядеть как подлый расчёт 26-летнего неудачника, а не сумасшедший поступок юного идиота (нигилиста?). Но допустим... В разы интересней, как 22-летний, выглядящий на 16 Патридж будет отыгрывать серьёзного соперника 35-летнему Лаудену-Дарси. Возможно, фраза мистера Беннета о том, что Элизабет — его самая умная дочь, теперь тоже будет звучать иронично)

И на закуску. Каст, от которого сгорит всё ниже пояса у любого «я не расист, но мне до посинения важен цвет кожи в художественном кино».

Мистер Бингли — Дэрил Маккормак.

Дэрил Маккормак
Дэрил Маккормак

Кэролайн Бингли — Сиена Келли.

Сиенна Келли
Сиенна Келли

К сожалению, работы двух последних актёров я ещё не видел. Так что делать какие-то выводы не буду. Но! в случае удачи Маккормака и Келли отчаянное стремление нуворишей Бингли закрепиться в обществе может заиграть новыми красками)

В завершение я на всякий поясню свою позицию про... слона в комнате.

Лет этак с 15 (именно тогда я отсмотрел серию реконструкторских интернет-разборов и понял, что: а) в историческом и около- кино примерно всегда кладут на достоверность, соблюдая только общий визуальный фон; б) целый ряд ляпов есть даже в легендарном «Барри Лондоне», признанной вершине «костюмного» кино от перфекциониста Кубрика) я утратил всякие иллюзии и отпустил все требования относительно исторической достоверности недокументального контента.

Как минимум потому, что абсолютная достоверность невозможна в принципе. Как максимум потому, что она не может и не должна (!) быть главной задачей художественного произведения.

И знаете, после этого принятия стало легче и радостней жить.

И да, меня дико забавляет, когда мировой зритель с упоением смотрит голливудскую «Клеопатру» или не к ночи упомянутый «Великолепный век» (напомню, что этот культовый в среде наших домохозяек/фанатичных блюстительниц «достоверности по части цвета кожи» сериал в родной Турции получил свыше 70 тыс. жалоб за вопиющее искажение исторических фактов) и ничего этого зрителя не смущает.

Кстати, в советской «Собаке на сене» — вроде бы тоже... Хотя часть ключевых актёров явно не соответствует средиземноморскому типажу, костюмы — максимально условны, декорации Ливадийского дворца в Крыму — имитирует Неаполь эпохи барокко, а неаполитанская знать XVII века — почему-то говорит на современном русском языке (напомню, что Мэл Гибсон для исторической достоверности своих фильмов заставлял актёров говорить и на древнеарамейском, и на латыни, и на языке майя, а Роберт Эггерс — на староанглийском).

Но все эти по-хорошему вопиющие ошибки и условности культовой классики мнимым фанатам истории и соответствий не режут ни глаз, ни слух. А вот «неправильный» цвет кожи в новой экранизации художественного (!) текста им почему-то всегда делает невыносимо больно.

То есть получается какая-то... очень выборочная агрессия на манипуляции с историей. Даже не выборочная, а сконцентрированная вокруг одного-единственного момента.

[Интересно, как скоро праведный гнев обрушится на «Капитанскую дочку» Пушкина или хроники Шекспира, где искажение истории в угоду авторскому замыслу может поразить своим размахом? В последнем все вообще говорят стихами? Как так? Или это другое, потому что там все того цвета?]

Замечу, чаще всего эта агрессия оправдывается опасениями за будущее науки. Хотя на деле там читаются только феноменальное эго и снисходительный тон. В духе «я-то умный, в школах учился, интернетом пользуюсь; а все вокруг — смотрят «Бриджертонов» и верят. Спасать их бедных надо и бороться с этим мороком. А то мулаты, не приведи Ленин, потом решат, что 200 лет назад ходили с леди Кавендиш на балы. И как после такого Земля будет вращаться, а мы — в своём Усть-Пердинске огурцы засаливать?».

Комментарии про белую Мамушку в новых «Унесённых ветром» — вызывают ещё больше смеха.

[Как будто бы должно быть очевидно, что в одних фильмах исторически достоверное расовое разделение принципиально важно для раскрытия конфликта, в других — расовый конфликт не предполагается даже в зачатке. И их не стоит смешивать, потому что это фильмы с разными, даже в чём-то противоположными, задачами и методами их решения. Но нет, очевидно это далеко не всем. Как и то, почему белый актёр в США не может сыграть афроамериканца. — Ох уж эта банальная социокультурная безграмотность.]

Ну и в завершение — главное.

Обращаясь к романам Остин, мы видим, что через все её тексты красной линией проходит мысль о несущественности классовых, социальных и иных формальных различий. Зато содержание героев и их способность к внутренней трансформации — важны принципиально. То есть Остин буквально делит персонажей на положительных и отрицательных в зависимости от того, способны они ломать личные предубеждения и привычные установки, расширять мышление и не потакать собственной гордости или нет. А лишённые этих навыков и ратующие за классовую дистанцию и прочую ересь герои всегда получают её насмешки и презрение.

Чувствуете намёк?

Как бы там ни было, вывод я предлагаю такой: люди часто сами себе находят проблемы. Пока другие — живут в приятном предвкушении еще одной качественной экранизации великого романа.

А может, плохой. Будем смотреть.

Главное, что от 50 оттенков кожи это качество точно никак не зависит.

"Клеопатра" 1963 года с Элизабет Тейлор (и обувь на каблуках в I веке до н.э.)
"Клеопатра" 1963 года с Элизабет Тейлор (и обувь на каблуках в I веке до н.э.)

Если вы хотите, чтобы текстов было больше, оставлю ниже номер карты для проявления душевной щедрости (заранее большое спасибо):

Тинькофф 2200 7004 6266 6024

Друзья, я стараюсь делать полезный и интересный контент. Если он вам понравился, не поленитесь и поддержите публикацию лайком или комментарием. Это очень важно для того, чтобы пост увидели не только вы.