Найти в Дзене
ПИН

Обыски у застройщика "Самолет" и внезапная отмена дел: что происходит с дольщиками на самом деле

Двадцать четыре часа. Именно столько просуществовали два громких уголовных дела против крупнейшего застройщика страны. Утром - обыски, следователи, возбужденные дела о мошенничестве в особо крупном размере. Вечером - тишина. А вы знали, что уголовное дело можно отменить быстрее, чем доставить пиццу? Прокуратура это доказала. Постановления о возбуждении дел против ГК "Самолёт" аннулировали с такой скоростью, что поневоле задаешься вопросом: а что, собственно, произошло? История началась в четверг с традиционных обысков в петербургском офисе застройщика. Дольщики двух жилых комплексов - в Колпино и Песочном - месяцами ждали ключи от своих квартир. Ждали, нервничали, жаловались. Даже губернатору писали. "Мы купили квартиру два года назад, взяли ипотеку, а теперь сидим на съемной квартире и платим двойные деньги. Дети хотят в свою комнату, а мы им объясняем про 'процедуры' и 'техническую готовность'. Надоело!" - рассказывает Марина, дольщица из Колпино. Но что увидели покупатели, когда нак
Оглавление

Двадцать четыре часа. Именно столько просуществовали два громких уголовных дела против крупнейшего застройщика страны. Утром - обыски, следователи, возбужденные дела о мошенничестве в особо крупном размере. Вечером - тишина.

Почему правосудие работает на скорости света

А вы знали, что уголовное дело можно отменить быстрее, чем доставить пиццу? Прокуратура это доказала. Постановления о возбуждении дел против ГК "Самолёт" аннулировали с такой скоростью, что поневоле задаешься вопросом: а что, собственно, произошло?

История началась в четверг с традиционных обысков в петербургском офисе застройщика. Дольщики двух жилых комплексов - в Колпино и Песочном - месяцами ждали ключи от своих квартир. Ждали, нервничали, жаловались. Даже губернатору писали.

"Мы купили квартиру два года назад, взяли ипотеку, а теперь сидим на съемной квартире и платим двойные деньги. Дети хотят в свою комнату, а мы им объясняем про 'процедуры' и 'техническую готовность'. Надоело!" - рассказывает Марина, дольщица из Колпино.

Стройка как произведение искусства

Но что увидели покупатели, когда наконец попали на свои объекты? Затопленные подвалы, плесень на стенах, отклеивающиеся обои. Штукатурка отваливалась кусками, словно не выдерживала собственного веса.

Внешне комплексы больше напоминали стройплощадку, чем готовые к заселению дома. А ведь официально их уже сдали в эксплуатацию!

Компания, надо отдать должное, с проблемами не спорила. Обещали переделать. Быстро переделать. Даже предлагали компромисс: хотите въехать прямо сейчас? Подписывайте отказ от претензий по недоделкам, и ключи ваши.

Здесь стоит задуматься: нормально ли это вообще? Покупаешь готовую квартиру, а получаешь недострой с предложением забыть о качестве.

-2

Танцы следователей и прокуроров

Следственный комитет отреагировал по-боевому. Мошенничество в особо крупном размере! Обыски! Уголовные дела! Права граждан под защитой!

Но тут в танец вступили прокуроры. И оказалось, что следователи слишком торопились. Меньше дня прошло от регистрации сообщения до возбуждения дела.

"Как можно за день разобраться в таком сложном деле?" - недоумевали прокуроры. И правда, как? Особенно если учесть, что 90% квартир в Колпино уже переданы владельцам, а в Песочном дома построены и сданы в эксплуатацию.

Мошенничество или просто бардак?

Прокуроры задались правильными вопросами. Мошенничество предполагает злой умысел - заведомое намерение обмануть. Но деньги дольщиков явно потратили на строительство. Дома стоят. Квартиры есть. Пусть кривые, но есть.

"Я понимаю, что дом построили, но жить в нем нельзя! У нас в ванной плитка отваливается, а на кухне пол просел. Это что, нормально?" - возмущается Андрей из Песочного.

Получается классический спор между гражданским правом и уголовным. Когда невыполнение договора превращается в преступление? Где грань между бракованной работой и мошенничеством?

Защита по-московски

Особую пикантность ситуации придает география. "Самолёт" - московская компания. Крупнейший застройщик страны. И вдруг оказывается, что у них есть надежная защита даже в Северной столице.

Генеральный директор Анна Акиньшина объясняет задержки рабочим процессом. Мол, проводят приемку внутренними службами контроля качества, устраняют мелкие замечания. Решают проблему нехватки рабочих.

Звучит разумно. Но почему тогда дольщики получают квартиры с серьезными дефектами? Где эти самые внутренние службы контроля были раньше?

-3

Закон есть закон, но не для всех?

По закону у застройщиков есть шесть месяцев с момента ввода в эксплуатацию для передачи ключей. Сроки истекают только в ноябре 2025 года. Формально "Самолёт" ничего не нарушает.

Но разве дело только в формальных сроках? Люди покупают готовое жилье, а получают головную боль. Берут ипотеку, а вынуждены снимать квартиру и платить двойные расходы.

История повторяется

Показательно, что похожая история уже происходила с намывом на Васильевском острове. Тогда Следком дошел до того, что приобщил к уголовному делу 168 гектаров земли как вещественное доказательство.

Прокуратура и тогда нашла формальные нарушения в работе следователей. Дело отменяли несколько раз, пока суд не поставил точку, признав намыв законным.

Складывается впечатление, что система работает по отлаженной схеме. Граждане жалуются, следователи реагируют, прокуроры отменяют, все остается как было.

Кто защитит дольщиков?

Самый болезненный вопрос остается открытым: что делать людям, которые честно заплатили деньги и получили проблемы вместо комфортного жилья?

Обращаться в гражданский суд? Процедура долгая, дорогая, с непредсказуемым результатом. Ждать, пока застройщик соизволит исправить дефекты? А если не исправит?

Компания форсирует работы, обещает решить проблему нехватки кадров. Но сколько еще дольщиков получат квартиры с плесенью и отваливающейся штукатуркой, пока "процесс приемки внутренними службами" наладится?

Дефицит справедливости

Получается парадоксальная ситуация. Крупнейший застройщик страны строит кривые дома, дольщики получают бракованные квартиры, следователи пытаются вмешаться, но их быстро останавливают по формальным основаниям.

А люди как жили на съемных квартирах, так и живут. Как платили двойные расходы, так и платят. Как мечтали о своем жилье, так и мечтают.

Возможно, в этой истории больше всего поражает скорость, с которой отменили уголовные дела. Двадцать четыре часа - и проблема исчезла. По крайней мере, с точки зрения правоохранительных органов.

Для дольщиков она, конечно, никуда не делась. Но это уже совсем другая история.

Что думаете, справедливо ли отменили эти уголовные дела, или дольщики действительно остались без защиты?

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!