Найти в Дзене
12 канал Омск

«Не сотвори себе кумира»: в омском Пятом театре представили премьеру «Дядя Ваня» (16+)

Режиссёр Анатолий Праудин уверен, что в пьесе Антона Чехова заложен библейский смысл.

По сюжету профессор искусствоведения Александр Серебряков (Сергей
Хдобенко) переезжает с красивой молодой женой Еленой (её играет Алёна
Фёдорова) в имение своей первой, покойной, супруги. Профессор постоянно
требует к себе внимания, жалуется на здоровье, однако с вызванным для
него сельским доктором высокомерно отказывается даже разговаривать.

-2

Главный конфликт разворачивается между профессором и его шурином —
Иваном Петровичем или дядей Ваней. Эту психологически сложную роль
блестяще исполнил Борис Косицын. Восхищаясь Серебряковым, дядя Ваня
старался вести дела в имении так, чтобы посылать профессору достойное
содержание. Он не завёл семью, не построил карьеру, хотя тоже в своё
время получил образование. Жил очень скромно, стараясь обеспечить
профессору безбедную жизнь. И вдруг, увидев своего кумира близко, дядя
Ваня понял, что тот всего лишь избалованный и неблагодарный тип, который привык пользоваться благами, не задумываясь, откуда они берутся.

-3

«В этой пьесе исследуется одна заповедь — «Не сотвори себе
кумира». Очень важно проследить за теми разрушительными процессами,
которые происходят с человеком, если он эту заповедь нарушает. Спектакль
акцентирован на разрушении Дяди Вани, дошедшего до желания убить,
а потом до мысли о самоубийстве. Что касается Серебрякова — готовность
других к служению нас сильно развращает. Нельзя позволять людям
приносить себя в жертву ради нас. И если это мы допускаем, мы попадаем
в ту же проблему — идолопоклонничества. Только такой человек сам
становится идолом»
, — объяснил Анатолий Праудин.

Каждый в этом доме несчастен по своему. Отражением душевного хаоса
и духовного запустения становится и обстановка в усадьбе — здесь
вперемешку валяются картины в золочёных багетах и старые шины,
полусгнившие балки соседствуют с новым изящным балконом, украшенным, как
ни странно вымпелом с изображением Ленина.

-4

Костюмы героев, обувь и аксессуары, а также вещи, которыми они пользуются, можно отнести и к ХХ, и к ХХI веку.

«Мы хотим убедить зал, что не имеет значения какого года это
произведение и в какое время это происходит, поэтому мы опираемся
на 90-е годы ХХ века в костюмах — тогда временные акценты были очень
размыты. Это позволяет ощущать человека и тогда, и сегодня.
Мы отказываемся от примет времени, чтобы зрителя не отвлекать, чтобы
он не думал, что «это что-то не про нас». Наша задача, да и мечта —
втянуть зрителя в историю и увлечь»,
— отметил режиссёр.

-5

За музыкальное оформление спектакля отвечал Василий Кондрашин. Можно
отметить, что русскую хандру, которая является основным эмоциональным
фоном истории, особенно в первом действии, хорошо иллюстрирует блюз.

-6

А «Песня про несчастную любовь» Высоцкого, которую исполняют герои,
наглядно характеризует душевное состояние Дяди Вани — в придачу ко всем
своим проблемам он влюбился в новую жену профессора.

-7

Ещё один любовный треугольник составили Соня, Елена и доктор Астров.
Некрасивую дочь профессора Соню, носящую подчёркнуто несоблазнительные
наряды в отличие от Елены, сыграла Елизавета Кухтина. А в образ
харизматичного доктора, деревенского мачо, который красиво рассуждает
о сохранении лесов для будущих поколений, вжился Евгений Точилов.
К слову, именно доктору Астрову принадлежит фраза про то, что в человеке
всё должно быть прекрасно.

«Понятно, что у доктора своя дорога, он все эти события воспринимает чуть-чуть по-другому. Но конец у всех один — искупление и очищение. Мы просто идём к нему разными путями. Дядя Ваня к этому пришёл чуть раньше, доктор придёт чуть позже. Но я думаю, что он придёт. Мне кажется, результатом событий, которые происходят в спектакле, для дяди Вани стало именно искупление и очищение, начало новой жизни. У доктора пока нет, как
я воспринимаю. Но у него это впереди будет»,
— поделился исполнитель роли доктора Астрова Евгений Точилов.

-8

По словам актёров, при работе над пьесой они были удивлены, насколько то, о чём писал Чехов, актуально и в наши дни.

«Сейчас модно стало быть доктором Астровым. «Я люблю леса и я не ем мясо» — много молодых людей сейчас пропагандируют этот образ жизни. Для меня это удивительно: откуда Чехов знал, что это у нас будет? И эта русская хандра — она нас тоже сейчас настигает. Есть интернет, айфоны — всё есть, но нет чего-то главного», — говорит актриса Елена Заиграева.

-9

Самой Елене досталась в этот раз раз непростая возрастная роль — она
играет няню Марину, которая понимает главное про каждого, молится
за всех и всех жалеет — даже капризного профессора. Но внутри у неё
крепкий стержень. В спектакле есть неожиданная и запоминающаяся сцена,
когда старая няня, показывая доктору пример здорового образа жизни,
начинает отжиматься.

-10

Финал спектакля со знаменитым монологом Сони про небо в алмазах в этой
постановке выглядит более позитивным, чем, возможно, подразумевалось
у Чехова. У зрителей остаётся ощущение, что жизнь в имении налаживается.


«Слова Сони — это чеховская проповедь правильного способа жизни: надо терпеть, надо нести свой крест. Восстание, перерождение и возрождение дяди Вани выражается в том, что он будет продолжать присылать профессору деньги, и всё вроде останется по старому. Но главное не останется по-старому — это будет теперь не жертвоприношение идолу и богу, это будет помощь человеку, который попал в беду, которого уволили из университета, а вместе с этим он потерял служебную квартиру, служебную машину, высокую зарплату», — поясняет Анатолий Праудин.

-11

Премьера спектакля состоялась 21 августа 2025 года. Мы попросили первых зрителей поделиться впечатлениями.

«Сначала я просто засыпала, возможно так и было задумано, чтобы
показать эту провинциальную скуку. Но второе действие и финал мне очень
понравились, конец здесь сделали более радостным, чем в других
постановках, которые я видела»,
— поделилась зрительница Елена Новосельцева.

«Тут потрясающие Иван Петрович и Астров! Какая мужская энергетика!
Косицын и Точилов — очень харизматичные. Глубокие постановки есть
и в других театрах, но за мужской харизмой — только в Пятый!»
— сказала Наталья Елизарова.

Текст и фото: Наталья Семенова.