из того, что ни коррекция траектории полета, ни маневр спуска с орбиты, ни наведение научной аппаратуры на заданные объекты исследования, ни наведение антенн на Землю или солнечных батарей на Солнце немыслимы без управления ориентацией космических аппаратов. Желание восполнить существующий в литературе пробел и побудило авторов к написанию представляемой на суд читателя монографии. При изложении авторы стремились сделать книгу доступной наиболее широкому кругу читателей. Это сказалось как напоследовательности, так и на методе изложения. Книга естественным образом делится на три части: обширная глава 1 даетобщее описание систем управления ориентацией с использованием минимальных сведений из механики и теории управления;она доступна самым широким кругам читателей и построенатак, что является замкнутым изложением вопроса. Главы 2—4посвящены преимущественно плоским движениям космическогоаппарата, главы 5—7 — вопросам, связанным с применениемсиловых и индикаторных гироскопических устройств, т. е. случаям, когда движение надо считать пространственным. Таким образом, более сложные для изучения вопросы смещены к концукниги, причем для усвоения материала предшествующих главне требуются сведения из последующих. Что касается методаизложения, то он выбран также наиболее доступным— уравнения кинематики и динамики записаны в форме, принятой приизложении курсов механики в наших высших технических учебных заведениях (без использования тензорных методов, кватер-нионного исчисления и т. п.), а при изучении вопросов, примыкающих к теории управления, всюду используется метод фазовой плоскости, хотя в работах Э. В. Гаушуса и его сотрудниковбыло показано, что многие вопросы управления ориентациейболее удобно исследовать с помощью значительно менее распространенного метода точечных преобразований.Книга посвящена вопросам управления ориентацией, рассматриваемым с точки зрения механики (главным образом сточки зрения теории управления и теории гироскопов), причемвопросы приборной реализации систем ориентации сознательноопущены. Дело в том, что приборы управления претерпеваютсильные изменения в зависимости от типа используемой электронной техники (аналоговой или дискретной), от типа светочувствительных устройств, применяемых в оптических приборах,и т. п. Поэтому такие вопросы более уместно освещать в книгах, посвященных электронике, вычислительным устройствам,оптико-электронным приборам и т. д. К тому же эти областитехники претерпевают быстрое развитие, и подробное описаниеконкретных систем или устройств могло бы очень быстро устареть. В силу сказанного в предлагаемой книге сделана попытка8П РЕД И С Л О ВИ Едать общую теорию управления ориентацией и не затрагиватьконкретных инженерных задач.Следует заметить, что, несмотря на отмеченное выше ограничение содержания книги, круг вопросов, подлежащих рассмотрению, оказался все же настолько широким, что в ряде случаев авторам приходилось жертвовать строгостью изложенияради его простоты и краткости.Книга рассчитана на студентов старших курсов высшихтехнических учебных заведений, аспирантов и инженеров, работающих в области механики, управления и прикладной теориигироскопов.При написании книги были использованы работы, опубликованные в различное время авторами, работы В. Н. Бранца,Э. В. Гаушуса, Б. П. Скотникова, а также лекции, читавшиесяавторами студентам Московского физико-технического института.Главы 1—4 написаны Б. В. Раушенбахом, главы 5—7 —Е. Н. Токарем. Однако авторы несут солидарную ответственность за содержание книги в целом.ВВЕДЕНИЕМожно без преувеличения утверждать, что управление ориентацией космического летательного аппарата*) является вбольшинстве случаев главным режимом управления его движением. Это следует из того, что управление ориентацией, какправило, происходит непрерывно, нередко продолжаясь многиемесяцы (достаточно вспомнить спутники связи «Молния», автоматические межпланетные станции типа «Венера», «Марс» идругие), в то время как длительность других режимов — коррекции траектории, спуска, сближения — исчисляется десятками минут или секунд. Кроме того, упомянутые здесь другие режимынемыслимы без управления ориентацией, которое предшествует режимам коррекции орбит или спуска, обеспечивая нужныеповороты корпуса космического аппарата перед запуском ракетного двигателя, или является составным элементом сложно-го движения, связанного со сближением двух космических аппаратов.Управление ориентацией, являясь в указанном смысле главным режимом управления движением космического аппарата,характеризуется, помимо этого, большим разнообразием методов управления. Это определяется как разнообразием требований, предъявляемых к космическим аппаратам (со стороныпотребных типов ориентации, ее длительности, необходимойточности и т. п.), так и связанным с этим значительным разнообразием датчиковой аппаратуры, логики управления итипов исполнительных органов, используемых в системах ориентации.Несмотря на большое разнообразие методов управленияориентацией, этот основной режим управления обладает и ясно выраженным единством, коренящимся в том, что в его основе лежит динамика управляемого вращательного движениятвердого тела при условии малости внешних моментов, обусловленных взаимодействием с внешними полями и средой, и при* ) Ниже в настоящей книге будет употребляться более короткий терминкосмический аппарат.10В В ЕД ЕН И Едополнительном условии об ограниченности бортовых запасоврабочего тела и ресурсов источников энергии. Оба эти обстоятельства придают процессу управления ориентацией настолько своеобразные черты, что вполне правомочно говорить об особом типеуправления движением летательного аппарата, существенно отличающемся от управления самолетами, вертолетами и дажеракетами-носителями. Неудивительно поэтому, что целый рядположений, выработанных на основе теоретических исследований, практики создания и отработки различных летательных аппаратов, оказывается совершенно неприложимым к системамуправления ориентацией космических аппаратов.Стремление к высокой экономичности процесса управленияориентацией при одновременной малости моментов, обусловленных взаимодействием с внешними полями и космической средой, приводит, в частности, к большим масштабам времени, характеризующим процесс управления ориентацией,— периоды колебаний корпуса космического аппарата и длительности переходных процессов могут достигать величин, измеряемых минутамиили часами, что совершенно неприемлемо для обычных, «земных», летательных аппаратов. Своеобразие управления создается не только малостью внешних моментов, но и их характером:достаточной детерминированностью (в частности, отсутствиемзаметных и быстрых флуктуаций), а также практической независимостью от угловых скоростей космического аппарата. Первое позволяет пользоваться этими моментами в целях управления или с высокой точностью учитывать последствия их воздействия на космический аппарат, а второе требует введениявесьма качественного демпфирования вращений космическогоаппарата путем соответствующего построения логики управления ориентацией.В практике создания самолетов, вертолетов, зенитных управляемых ракет, ракет-носителей и т. п. затраты энергии, связанные с разгоном летательного аппарата, преодолением силы тяжести и сопротивления среды, настолько велики, что учет затратэнергии на управление.угловым положением аппарата практически необязателен. Иное дело управление ориентацией космического аппарата. Здесь весь расход энергии (и что особенноважно — невосполнимого рабочего тела) связан только с управлением угловым положением, поскольку центр масс космического аппарата движется по заданной траектории под действиемсил всемирного тяготения в пространстве, практически лишенном среды. Указанное обстоятельство совершенно изменяет подход к изучению динамики процесса управления. Если для «земных» летательных аппаратов главным результатом такого анализа является суждение об устойчивости, качестве переходныхпроцессов и точности управления, то для космических аппарз-В В ЕД Е Н И Е11тов важно прежде всего исследование экономичности управления. Поскольку экономичность управления самым теснымобразом связана с незатухающими циклами колебаний, возникающими при управлении ориентацией, постольку изучениеколебаний космического аппарата вокруг центра масс, в частности детальное изучение соответствующих им фазовых траекторий, становится центральной задачей исследования динамикиуправления.Во многих случаях колебания космического аппарата вокругцентра масс распадаются на три независимых колебательныхпроцесса, происходящих вокруг трех взаимно ортогональныхнаправлений. Это обстоятельство сводит исследование к плоскойзадаче и позволяет использовать при анализе процесса колебаний такой наглядный метод, как метод фазовой плоскости.В соответствии с этим главы 3 и 4 настоящей книги посвященыподробному изучению плоских колебаний космических аппаратов, имеющему главной целью определение затрат энергии ирабочего тела в процессе управления ориентацией. Это изучениепроведено как для обычных в теоретических исследованияхидеальных схем, так и с учетом неидеальностей, свойственныхреальным космическим аппаратам (с учетом центробежных моментов инерции, различного рода временных и позиционных за паздываний и т. п.).Последние главы книги посвящены использованию гироскопии в космической технике, в частности две из них (главы 5 и6) — применению гироскопических силовых стабилизаторов. Хотя наземные и космические гиросиловые стабилизаторы и имеют много общего, здесь тоже обнаруживаются столь существенные отличия между ними, что это следует особо отметить.Малые величины возмущающих моментов, действующих накосмический аппарат, позволяют существенно расширить видыприменяемых гиросиловых стабилизаторов по сравнению с обычной земной практикой. Используемые в земной практике силовые гироскопы (стабилизаторы различных устройств на морскихсудах, самолетах и т. п., а также применявшиеся ранее гасители бортовой качки судов и стабилизаторы одноколейных экипажей) характеризуются двумя степенями свободы, что позволяетполучать стабилизацию высокой жесткости, способную противостоять большим и быстро изменяющимся внешним возмущениям. На космических аппаратах наряду с двухстепенными могутприменяться одно- и трехстепенные силовые гироскопы, в томчисле и обладающие переменной (регулируемой) скоростью вращения роторов. Относительно малая величина управляющихмоментов, создаваемых такими гироскопическими устройствами,оказывается в ряде случаев вполне достаточной для космических аппаратов. Таким образом, космическая техника характе12ВВ ЕД ЕН И Еризуется значительно большим разнообразием видов применяемых в ней силовых гироскопических элементов.Работа некоторых гироскопических стабилизаторов космических аппаратов основывается на эффектах, хорошо известныхв практике наземных гироскопических устройств, но никогда неиспользуемых в ней для целей непосредственной (силовой) стабилизации движущихся объектов. Для примера укажем на направляющий момент гироскопической системы, использование,которого лежит в основе таких хорошо изученных наземныхприборов, как гироскопический компас и гироскопический указатель широты. В космических условиях тог же эффект можетслужить не только для построения чувствительного гироскопического устройства, но и для непосредственного управленияугловым положением космического аппарата. Последнее осуществимо при реализации метода связывания вектора кинетического момента гиросиловых стабилизаторов с корпусом космического аппарата (глава 6).Большие различия между наземными и космическими гиро-силовыми стабилизаторами могут существовать также и в техслучаях, когда их тип и принцип действия практически совпадают. Так, например, при полной внешней аналогии между системой стабилизации наземной трехосной гироскопической платформы и системой, удерживающей ориентацию космическогоаппарата относительно невращающихся осей с помощью двухстепенных гироскопов, характер работы двух контуров управления, входящих в обе названные системы, оказывается резкоразличным.Наконец, помимо видовых отличий и принципиальной разницы в режимах работы, существует и заметная количественнаяразница между земными и космическими гироскопическими стабилизаторами. Гиросиловые__устройства космических аппаратовсравнительно с наземными можно охарактеризовать как относительно весьма маломощные. Это связано с уже упоминавшейсямалостью внешних возмущающих воздействий. Следует, однако,иметь в виду, что это, казалось бы, второстепенное количественное отличие приводит к качественно существенному результату— если прямая (силовая) стабилизация наземных движущихся объектов является редчайшим исключением, то для рядатипов космических аппаратов управление ориентацией с помощью гиросиловых стабилизаторов является единственнымспособом решения поставленных перед ними задач.Большие различия в работе существуют и для чувствительных (индикаторных) наземных и космических гироскопическихустройств. Примеры таких различий легко отыскать в теориигироскопической орбиты (глава 7), являющейся космическиманалогом наземного гироскопического компаса. ПриведенныеВ В ЕД Е Н И Е13соображения делают понятным то большое внимание, котороеуделено в настоящей книге применению гироскопов в системахуправления ориентацией космических аппаратов.Детерминированность внешних моментов, которая, как ужеговорилось, может быть использована для целей поддержанияориентации, приводит к возникновению большого класса такназываемых пассивных систем ориентации (или пассивных систем стабилизации) космических аппаратов. Особенностью этихсистем является их крайняя простота, отсутствие исполнительных, органов для создания ^управляющих моментов и т. п. Одна-ко очевидно, что пассивные системы пригодны только для поддержания некоторого режима ориентации космического аппарата, обусловленного характером используемых внешних моментов, и не могут осуществлять управления ориентацией, под которым понимается принципиальная возможность придать любоеположение корпусу космического аппарата и, если надо, под-держивать'положение в течение заданного времени.Вторая особенность внешних моментов, действующих накосмический аппарат, о которой тоже уже говорилось,— независимость их от угловых скоростей космического аппарата —заставляет нередко применять в пассивных системах ориентациидополнительные устройства (например, силовые гироскопы),служащие для демпфирования угловых колебаний корпуса космического аппарата относительно имеющихся у него устойчивых положений равновесия, обусловленных внешними моментами. Так возникает класс комбинированных систем ориентации.Поскольку, однако, используемые в этих случаях дополнительные силовые устройства предельно просты и служат лишь ограниченным целям, комбинированные системы также неспособнывыполнять управление ориентацией космического аппарата вуказанном выше смысле.В силу сказанного пассивные и комбинированные системыориентации почти не нашли отражения в настоящей книге, целиком посвященной методам активного управления ориентацией космических аппаратов.
из того, что ни коррекция траектории полета, ни маневр спуска с орбиты, ни наведение научной аппаратуры на заданные объекты исследования, ни наведение антенн на Землю или солнечных батарей на Солнце немыслимы без управления ориентацией космических аппаратов. Желание восполнить существующий в литературе пробел и побудило авторов к написанию представляемой на суд читателя монографии. При изложении авторы стремились сделать книгу доступной наиболее широкому кругу читателей. Это сказалось как напоследовательности, так и на методе изложения. Книга естественным образом делится на три части: обширная глава 1 даетобщее описание систем управления ориентацией с использованием минимальных сведений из механики и теории управления;она доступна самым широким кругам читателей и построенатак, что является замкнутым изложением вопроса. Главы 2—4посвящены преимущественно плоским движениям космическогоаппарата, главы 5—7 — вопросам, связанным с применениемсиловых и индикаторных гироскопических уст