Найти в Дзене
Магистраль

Кристина Кубиш (Christina Kubisch). Часть I. Чрезвычайные соло.

Кристина Кубиш (Christina Kubisch) (31 января 1948, Бремен, Германия) - немецкий композитор, звукорежиссер, исполнитель, профессор и флейтистка. Она сочиняет как электронную, так и акустическую музыку для мультимедийных инсталляций. Принадлежит к первому поколению артистов, в творчестве которых звук используется в качестве главного материала и основного выразительного средства. С 1967 по 1968 год она изучала живопись в State Academy of Fine Arts Stuttgart (Государственная академия изобразительных искусств Штутгарта). С 1969 по 1972 год она изучала игру на флейте, фортепиано и композицию в Academy of Music (Музыкальная академия) в Гамбурге и в Jazz Academy of Graz (Джазовой академии Граца) в Австрии. С 1972 по 1974 год она продолжала изучать музыку в Zurich University of the Arts (Цюрихский университет искусств). В 1974 году она переехала в Милан, где начала изучать композицию и электронную музыку в Conservatorio di Musica Giuseppe Verdi (Миланская консерватория имени Джузеппе Верди),

Кристина Кубиш (Christina Kubisch) (31 января 1948, Бремен, Германия) - немецкий композитор, звукорежиссер, исполнитель, профессор и флейтистка. Она сочиняет как электронную, так и акустическую музыку для мультимедийных инсталляций. Принадлежит к первому поколению артистов, в творчестве которых звук используется в качестве главного материала и основного выразительного средства.

Кристина Кубиш, Emergency Solos - Week-End, 1975
Кристина Кубиш, Emergency Solos - Week-End, 1975

С 1967 по 1968 год она изучала живопись в State Academy of Fine Arts Stuttgart (Государственная академия изобразительных искусств Штутгарта). С 1969 по 1972 год она изучала игру на флейте, фортепиано и композицию в Academy of Music (Музыкальная академия) в Гамбурге и в Jazz Academy of Graz (Джазовой академии Граца) в Австрии. С 1972 по 1974 год она продолжала изучать музыку в Zurich University of the Arts (Цюрихский университет искусств). В 1974 году она переехала в Милан, где начала изучать композицию и электронную музыку в Conservatorio di Musica Giuseppe Verdi (Миланская консерватория имени Джузеппе Верди), получив диплом в 1976 году. После окончания обучения до 1987 года она жила в Милане.

Начиная с 1970-х годов, творчество Кристины Кубиш развивалось на стыке композиции, звуковой скульптуры, перформанса и инсталляции. В это время она начала сотрудничать с художником Фабрицио Плесси (Fabrizio Plessi), с которым познакомилась в летней академии на Salzburger Festspiele (Зальцбургского фестиваль).

Кристина Кубиш, Emergency Solos - It’s So Touchy, 1975
Кристина Кубиш, Emergency Solos - It’s So Touchy, 1975

После окончания учебы Кубиш поставила серию постановок Emergency Solos (Чрезвычайные соло) (1974-75) — серии выступлений для флейтистки, в которых сочетаются две разные среды: традиционный концертный мир и домашний, повседневный быт. Кубиш выводит на сцену ряд повседневных предметов (наперстки, презервативы, боксерские перчатки, противогаз и т. д.), и все эти приспособления отвлекают инструмент от его первоначальной функции. Инструмент редко издает звуки и служит скорее инструментом, используемым для создания целого ряда звуковых эффектов. Это особенно верно для перформанса под названием Private Piece (Приватное пространство), в котором исполнительница подносит головку флейты к своему уху, чтобы только она могла слышать звуки, издаваемые ее телом, усиленные инструментом.

Кристина Кубиш. Emergency Solos - Private Piece, 1975.
Кристина Кубиш. Emergency Solos - Private Piece, 1975.
Поднесите открытый конец флейты к уху. Закройте отверстие для рта указательным пальцем. Постарайтесь расслабиться. Прислушайтесь к колебаниям воздуха, проходящего через головной убор, точно так же, как вы делали бы это с морской раковиной. Начните открывать и закрывать ротовое отверстие пальцем. Ваши движения могут быть короткими и резкими или мягкими и медленными. Время от времени останавливайтесь и прислушивайтесь к колебаниям воздуха. Производите таким образом свои собственные звуки.

Все используемые предметы издают свои собственные звуки в сочетании с металлической текстурой флейты. Например, в It’s So Touchy (Это так трогательно) удары и трение десяти наперстков о поверхность флейты создают нервный скрежещущий звук, резко контрастирующий со звуками, которые должен издавать инструмент.

Наденьте металлические наперстки на все пальцы. Установите флейту в положение для игры. Начните медленно двигать пальцами, касаясь и потирая флейту, чтобы издавать разнообразные металлические звуки. Проведите пальцами по трубе и клавишам флейты. Уберите пальцы. Пауза. Прикоснитесь еще раз, потрите и ударьте наперстками друг о друга. По мере того, как вы сближаете руки, им становится все труднее двигаться. Пальцы начинают соприкасаться друг с другом, пока они больше не перестанут двигаться, и ваши руки останутся неподвижными.

Название серии "Чрезвычайные соло" отражает ситуацию опасности. Опасности для музыкальных инструментов, которые иногда подвергаются насильственным действиям, что символизируется боксерскими перчатками в Break (Перерыв). Это напоминает мероприятия, организованные группой Fluxus, которые заканчиваются уничтожением фортепиано или виолончели. Возможно, ощущение чрезвычайной ситуации связано с человеком и его экосистемой, о чем свидетельствует использование противогаза в Week-End (Выходной день)? Или последнее, скорее всего, относится к атмосфере войны и ее смертоносным бомбардировкам? Эти предметы допускают множество интерпретаций и придают музыкальным композициям Кубиш игривый и чувственный оттенок. С помощью этих предметов Кубиш порывает с традиционными условностями как классических, так и современных концертов. Ее критика сосредоточена на жестах и поведении, связанных с женской фигурой в мире музыки.

Кристина Кубиш. Emergency Solos - Break, 1975.
Кристина Кубиш. Emergency Solos - Break, 1975.
Наденьте боксерские перчатки. Возьмите флейту и поставьте ее в положение для игры. При звуке звонка начните играть. Оставайтесь неподвижными в течение трех минут и подумайте обо всех музыкальных инструментах, которые были намеренно уничтожены на концертах. Остановитесь, когда звонок зазвонит снова.

Непринужденная поза исполнителя, одетого в свободную рубашку, надетую поверх широких брюк, контрастирует со строгим и торжественным стилем концертной одежды. Более того, во время исполнения рождественского гимна на флейте в Stille Nacht (Тихая ночь) она то и дело снимает рубашку, обнажая торс.

Кристина Кубиш. Emergency Solos - Stille Nacht, 1975
Кристина Кубиш. Emergency Solos - Stille Nacht, 1975
Встаньте обнаженными посреди (холодной) комнаты (это необязательно). Наденьте меховые варежки. Попробуйте сыграть рождественскую песнь “Тихая ночь” от начала до конца. Играйте медленно и как можно четче, несмотря на варежки. Поскольку позиции для Ре (re), ми (mi) и фа (fa) особенно сложны для воспроизведения, полезно менять положение рук. Ваша правая рука может дотянуться до клавиш с противоположной стороны от обычного положения.

Этот провокационный жест подчеркивает эротическое воображение, которое могут пробудить женщины-музыканты. Точно так же в Erotica (Эротика) презерватив, надетый на конец флейты, несет в себе определенную иронию. Он сочетается с белой простыней,на фоне которой стоит художник, символизируя интимную сферу спальни. Абсурдность сцены усиливается звуками: звуками надувания и сдувания, громким шелестом кожи презерватива, скрежетом пластика или скрипом резинки.

Закрепите презерватив эластичной лентой на головке флейты. Медленно надувайте презерватив, слегка вдувая воздух в отверстие для рта. Пусть он немного сдувается при каждом вдохе. Эротично прикасайтесь к нему. Когда презерватив будет надут до максимума, возьмите его за конец правой рукой и потяните вертикально вниз, чтобы резинка коснулась отверстия в головке. Откройте отверстие для рта и, когда воздух выйдет, проведите презервативом вдоль отверстия в головке. Раздастся громкий звук, похожий на звук клаксона.

Хотя подход Кубиш отмечен феминизмом, он отличается от подхода более радикальных художниц-феминисток, таких как Марина Абрамович (Marina Abramovic), Джина Панэ (Gina Pane) или Вали Экспорт (Valie Export), которые сделали свое тело главным объектом своих притязаний. Кубиш раскрывает женский архетип и подвергает его сомнению с помощью юмора, который она воплощает в жизнь, используя подборку необычных предметов. Таким образом, ее творчество ближе к американской художнице Джоан Джонас (Joan Jonas), пионера видеоарта, которая использует предметы и костюмы, а также сценографию для изучения женской идентичности.

Эта серия была посвящена тому, что я могу делать с флейтой, не прибегая к традиционной игре. С другой стороны, я думала, что женщины, играющие на музыкальных инструментах, всегда кажутся красивыми, немного эротичными, а композитор — это всегда мужчина, который работает прямолинейно и серьёзно. Так что между нашими ролями было разделение. Хотя в то время было много перформансов, в которых женщины причиняли себе вред, например Марина Абрамович или Джина Пане, я никогда не увлекалась таким жёстким самоистязанием. Я слишком сильно люблю музыку и сочинительство. Поэтому мои произведения были в духе феминистской традиции, но с долей юмора. И это было важно!

"Чрезвычайные соло" было представлены несколько раз по всей Европе, и в частности в Антверпене, после выставки Water Art (Искусство воды) в 1975 году, которую ICC посвятил Фабрицио Плесси. Для документальных целей была подготовлена видеозапись выступления, а также фотографии, рисунки, партитуры и аудиозаписи, записанные в студии.

Только в 1976 году, во время работы над проектом Two and Two (Дважды два), художественный дуэт Кубиш и Плесси интегрировал видеотехнологии в более широкое представление о концертном пространстве, превратив его в самостоятельный элемент наряду с музыкальной композицией. Это творение является частью того, что Кристина Кубиш и Фабрицио Плесси назвали своими "видеоконцертами". Данный термин относится к практике, которая сочетает живое музыкальное исполнение с его визуальным воспроизведением с использованием замкнутой телевизионной системы.

В то время я жила в Италии, в Милане. Изначально я получила музыкальное образование, училась играть на флейте. Затем я начала выступать и познакомилась с видеохудожником Фабрицио Плесси. Как и я, он стремился разрушить привычные границы: например, "это музыка", "это скульптура", "это живопись" и т. д. Мы начали вместе работать над тем, что мы называли "видеоконцертами". Идея заключалась в том, что мы исполняли что-то вживую со звуком, и люди могли слышать, что мы делаем, но в то же время происходил своего рода перевод с помощью медиа. Перевод был, с одной стороны, визуальным, через мониторы. Например, какая-то деталь снималась на видеокамеру и выводилась на экран. Таким образом, это становилось чем-то отличным от того, на что смотрели люди. То же самое происходило со звуком. Я играла вживую, люди могли меня слышать, но звук через микрофон передавался на динамик, а динамик, конечно, звучал не так, как при живом исполнении.
Фотография Кристины Кубиш к постановке Vibrations, 1976
Фотография Кристины Кубиш к постановке Vibrations, 1976

"Дважды два" основано на принципе двойственности, объединяющем четыре стихии: воду, землю, огонь и воздух. Каждая из стихий представлена, как визуально, так и на слух, ассоциациями между обычными музыкальными инструментами, такими как флейта или виолончель, и рядом предметов, вырванных из их первоначального контекста (вентилятор, вибратор, респиратор и т.д.). Видео отображается благодаря конструкции стены из мониторов, которые транслируются эпизоды, изучающие определенные аспекты выступления. Стена, воздвигнутая между исполнителями и зрителями, удерживает последних на расстоянии. Но, на наш взгляд, преимущество такого расположения заключается не столько в проведении линии, сколько в сопоставлении двух пространств. Таким образом, реальность, которая воспроизводится на заднем плане, воспроизводится видеоизображениями на переднем плане.

В 1977 году фрагменты записей постановки Two and Two (Дважды два) были изданы на Миланском звукозаписывающем лэйбле Multhipla Records, являющимся так же художественной галереей и издательством, которое специализировалось в основном на авангардных направлениях искусства.

Фрагмент статьи в журнале Data о постановке Two and Two, 1977
Фрагмент статьи в журнале Data о постановке Two and Two, 1977

Впоследствии художники продолжили размышлять над планированием пространства для проведения концертов с помощью мониторов. В постановке Tempo Liquido (Плавающий темп) (1978) Кубиш и Плесси расставляют несколько пар мониторов по кругу, создавая в центре пространство, где зрителям предлагается наблюдать за деталями действия. Исполнители остаются в стороне, за своего рода пультом управления, и, по-видимому, пытаются слиться с окружающей обстановкой. Как и режиссеры, они следят за тем, чтобы шоу проходило гладко, в то время как зрители становятся участниками представления и играют в нём важную роль.

В 1979 году в Neue Galerie in Aachen (Новая галерея в Ахене) — предшественнице Ludwig Forum für Internationale Kunst (Международный художественный форум имени Людвига) — состоялась мировая премьера "видеоконцерта" Water Face (Лицо воды). Как и в двух предыдущих упомянутых случаях, эта работа основана на связи между звуком и изображением, а также на сопоставлении реальности и ее воспроизведении с использованием новых технологий. Звуковая композиция состоит из двух основных частей, которые объединяет использование воды в качестве звукового материала. Первая часть представляет собой повторяющуюся мелодию, создаваемую ударами непрерывной струи воды по резонирующей поверхности стального барабана. Группы ритмов постепенно складываются вместе, образуя зацикленные фразы.

У меня есть партитура для этого представления. В ней есть изображения стального барабана и водяной струи, и они воспроизводят своего рода мелодию. У меня на губах были нарисованы те же цифры, что и на стальном барабане. И я говорила о воде. Там была партитура со словами, описывающими, чем может быть вода или что она может символизировать. Эта партитура написана как минималистичная композиция со словами, которые кажутся одинаковыми, но постепенно меняются. Я постоянно декламировал этот текст, пока играл стальной барабан. Люди могли видеть меня, мои губы и видеоэкран. Они могли слышать, как я говорю, и слышать повторяющийся звук воды, льющейся на стальной барабан. Это была своего рода минималистичная музыка, но, с другой стороны, в ней было больше эмоций, чем в американской минималистичной музыке. Американская минималистичная музыка очень прямолинейна, она очень строгая. Вот что мне в ней не нравится. Она действительно очень концептуальна и фиксирована как композиция, в то время как это была, я бы сказал, скорее европейская минималистичная музыка.

Голос Кристины Кубиш накладывается на общий звуковой поток, произнося текст, в котором неоднократно повторяется слово "вода". Это слово ассоциируется с целым рядом глаголов, обозначающих, с одной стороны, ряд действий, связанных с водой, а с другой — с набором эмоций или ситуативного восприятия: погружение под воду, скольжение, прикосновение к воде, охлаждение. Текст в процессе постановки может меняться. Голос Кубиш несколько раз прерывается, прежде чем начинается повторение текста с самого начала. Более того, примерно через двадцать минут более внимательный слушатель может уловить повторение определенных фрагментов текста, тем самым ощущая эхо. Наконец, и это более типично, в тексте можно выделить группы слов со схожим значением, но они меняются по мере того, как их повторяют и связывают с другими словами.

Приглашение на выставку "Кристина Кубиш/Фабрицио Плесси: Лицо воды", Аахен, 1979
Приглашение на выставку "Кристина Кубиш/Фабрицио Плесси: Лицо воды", Аахен, 1979
В качестве контрапункта к музыке по всему выставочному пространству расставлены мониторы. Они поочередно транслируют кадры, на которых видно, как бьют по барабану, а затем рот Кристины Кубиш крупным планом. Такое изменение масштаба создает любопытную игру между близостью и дистанцией, поскольку сам факт нахождения на расстоянии от места действия позволяет зрителю увидеть его вблизи. Таким образом, зритель может наблюдать за чувственными движениями рта и погрузиться в почти интимные переживания. На коже нарисован круг, разделенный на ряд зашифрованных символов, которые визуально соответствуют музыкальным аккордам, повторяемым на барабане. Изображения обладают собственной реальностью, накладывающейся на звуковую среду. В конечном счете, они сопровождают реальное действие, на которое зрители могут взглянуть с разных точек зрения.

Своими "видеоконцертами" Кубиш и Плесси предлагают альтернативу классической концертной традиции, которая требует внимательного и вдумчивого прослушивания. Это достигается с помощью сценографической рефлексии, сочетающей различные типы изображений, звуков, объектов и пространств.

Звук, как и изображение, участвует в композиции, основанной на повторении и вариациях. Множество экранов предлагают различные точки зрения, и это также относится к звуку, который воспроизводится через динамики.

Кристина Кубиш. Постановка Water Face, 1979
Кристина Кубиш. Постановка Water Face, 1979

Эти выступления основаны на новом стиле прослушивания, основанном на мобильности зрителя. Как объяснила Кристина Кубиш, идея заключается в том, чтобы дать зрителю возможность переключиться с живого исполнения на представление, которое можно увидеть через фильтр новых технологий. Реальность меняется, как только она переносится с помощью видеоустройства. Различные положения, которые занимает зритель, позволяют ему по-другому воспринимать происходящее. В дополнение к этому, непрерывность повторяющейся структуры музыкальной композиции облегчает зрителю и смену ракурса в процессе перемещения. Зритель становится полноправным участником этого эксперимента.

Люди могли выбирать. Они могли подойти к нам и послушать нас. Но они также могли остаться на расстоянии и слушать выступающих. Они могли смотреть на нас, на наше выступление, но они также могли смотреть видео. У них был своего рода обмен между двумя реальностями.
Кристина Кубиш
Кристина Кубиш

В своих ранних работах Кубиш уже придавала большое значение расположению своей аудитории, побуждая ее дистанцироваться с помощью провокационных и ироничных приемов. Благодаря "видеоконцерту" заинтересованность зрителей возрастает еще больше, потому что их присутствие в выставочном пространстве является ключом к тому, чтобы оценить предлагаемый им художественный опыт.

Этот обмен ролями между зрителем и художником достигнет кульминации в Electrical Walks (Электрические прогулки), над которыми Кубиш работает с 2003 года. Идея состоит в том, чтобы прогуляться по общественным зонам, оборудованным беспроводными наушниками, специально разработанными Кристиной Кубиш, которые транслируют и позволяют слышать электромагнитные поля в окружающем пространстве. Во время этих прогулок каждый может выбрать свой собственный темп перемещения. Художник вмешивается только в качестве гида, ориентируя общую траекторию восприятия.

Материалы используемые в статье