СЛЕВА – «Мадонна с младенцем, святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем» в Лувре СПРАВА – «Мадонна с младенцем, святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем» в Лондонской Национальной галерее. «Спаситель мира» (в частной коллекции). По вопросу об авторстве этой картины консенсус так пока и не найден. «Св. Иоанн Креститель». Данная статья без репродукций опубликована на порталах «Стихи.ру» и «Проза.ру» под творческим псевдонимом Аристарх Басаргин - https://stihi.ru/2022/10/20/3649, https://stihi.ru/2020/03/15/6694, https://proza.ru/2019/10/23/449 *** #история_моны_лизы, #мона_лиза, #джоконда_кто_она, #леонардо_да_винчи, #лувр,
СЛЕВА – «Мадонна с младенцем, святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем» в Лувре СПРАВА – «Мадонна с младенцем, святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем» в Лондонской Национальной галерее. «Спаситель мира» (в частной коллекции). По вопросу об авторстве этой картины консенсус так пока и не найден. «Св. Иоанн Креститель». Данная статья без репродукций опубликована на порталах «Стихи.ру» и «Проза.ру» под творческим псевдонимом Аристарх Басаргин - https://stihi.ru/2022/10/20/3649, https://stihi.ru/2020/03/15/6694, https://proza.ru/2019/10/23/449 *** #история_моны_лизы, #мона_лиза, #джоконда_кто_она, #леонардо_да_винчи, #лувр,
...Читать далее
Оглавление
- В этой статье я постараюсь вернуть внимание уважаемого читателя, и заинтересовать его тайной происхождения известнейшей картины Великого художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
- Историю похищения знаменитой картины из Лувра я вкратце изложил в статье «МОНА ЛИЗА. Рассказ о том, как из Лувра была украдена самая известная картина Леонардо да Винчи.» https://dzen.ru/a/aKhCYlTLCkwS4MN8
- Но вопрос «кем являлась загадочная незнакомка на картине» и сейчас вызывает немало споров.
В этой статье я постараюсь вернуть внимание уважаемого читателя, и заинтересовать его тайной происхождения известнейшей картины Великого художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
Историю похищения знаменитой картины из Лувра я вкратце изложил в статье «МОНА ЛИЗА. Рассказ о том, как из Лувра была украдена самая известная картина Леонардо да Винчи.» https://dzen.ru/a/aKhCYlTLCkwS4MN8
Но вопрос «кем являлась загадочная незнакомка на картине» и сейчас вызывает немало споров.
Постараюсь поделиться с читателями информацией, которой владею.
Итак, после кражи картины из Лувра 22 августа 1911 года (и её счастливого возвращения спустя два года) так называемый «гуманистический идеал женской красоты», воплощенный в портрете Моны Лизы, вдруг стал вызывать немало сомнений и споров...
Возможно, в загадочности происхождения и заключается интрига несложного по сюжету произведения. Кто-то находил в нём идеализированное изображение матери художника, иные – собирательный образ, кто-то – мужское лицо (возможно, лицо его юного ученика и любимца… или любовника?)
А кто-то, отчаянный, – рассмотрел даже черты самого Леонардо!
Принято считать, что портрет жены Франческо дель Джокондо был написан между 1503 и 1506, но по какой-то причине Леонардо продолжил работу над ним в 1517 году.
Джорджо Вазари писал о том, что «после того, как он (Леонардо) работал над портретом четыре года, он оставил его незаконченным».
Так кем же, на самом деле, являлась дама, которую увековечил великий художник?
На роль натуры для написания Моны Лизы «претендует» немало известных исторических особ. Кое-кем из историков живописи считается что, помимо Лизы Джерардини, уже знакомой многим по названию картины, портрет мог быть написан со знаменитой куртизанки Катерины Сфорца. Уж больно похож он на портрет Катерины Сфорцы кисти Лоренцо ди Креди, написанный в 1487 году.
Историк живописи из немецкого Леверкузена Магдалена Сест провела анализ носов, волос, губ и щек на портретах и в конце концов решила, что Мона Лиза и является Катериной Сфорца.
А вот по версии специалиста по Ренессансу Майка Войт-Луэрссена Мона Лиза была любовницей Леонардо!
Он полагает, что на портрете изображена герцогиня Миланская. Загадочная улыбка герцогини якобы свидетельствует о том, что она была влюблена в живописца и, возможно, даже являлась его любовницей.
В дневнике современника и друга Леонардо, итальянского художника Бернардино Луини, есть упоминание о том, что он и герцогиня даже тайно обвенчались!
Вот такая неожиданная версия для художника, замеченного в проявлениях особой симпатии к юношам и даже привлекавшего к судебному разбирательству… по подобного рода склонностям!
Первое весьма серьезное недоразумение с законом у него произошло в 24-летнем возрасте: Леонардо, вместе с друзьями, арестовали за действия гомосексуального характера. К счастью, они отделались легким испугом – за молодого художника заступились влиятельные покровители.
Моной Лизой вполне могла быть и любовница Джованни Медичи, молодая вдова по имени Пасифика Брандино, родившая ему в 1511 году ребенка. Возможно, траурная вуаль, покрывающая на портрете волосы женщины, могла свидетельствовать об ее вдовьем положении.
Джиневра де Бенчи
Вспоминают и о Изабелле Гуаланде. Мать Изабеллы, Бианка Галлерани, позировала художнику для картины «Дама с горностаем». Изабелла также могла быть изображены по заказу Джованни Медичи. В начале 1515 года он женился и вполне мог оставить картину художнику – не вешать же ему, женатому, у себя портрет прежней любовницы!
Дама с горностаем
Упоминают и Изабеллу д’Эсте, якобы умолявшую Леонардо написать её. Сохранился набросок чёрным мелом, сделанный, вероятно, в Мантуе в 1500 году. Лицо на этом эскизе имеет явное сходство с Моной Лизой.
Внёс свой вклад в загадку происхождения Моны Лизы и Зигмунд Фрейд: он каким-то образом разглядел в улыбке Моны Лизы очень глубокий смысл. Основатель психоанализа предположил, что «Если головы прекрасных детей были репродукциями его самого в детстве, то тогда улыбающиеся женщины на его портретах – не кто иная, как его мать Катерина»!
А в 1980-е годы два исследователя (Дигби Квестид и Лиллиан Шварц) независимо друг от друга заявили, что «Мона Лиза» – автопортрет самого Леонардо да Винчи. Они доказывали, что многие черты лица на картине совпадают с теми же деталями автопортрета Леонардо, хранящегося в галерее Уффици; что при наложении друг на друга эти черты «сливаются».
Автопортрет Леонардо да Винчи
В таком случае становится понятен смысл улыбки. Вернее, не улыбки, а усмешки. Ведь изображенный на картине человек, в отличие от нас, знает тайный смысл портрета.
Кто-то даже предположил, что и улыбка свидетельствует об этой «авторской мистификации», она и является дополнительным свидетельством розыгрыша, желания посмеяться и заставить потомков «поломать головы».
А может быть, желание изобразить себя в виде женщины – ещё одно доказательство того, что да Винчи обладал нетрадиционной сексуальной ориентацией… или же был бисексуалом?
Нынешнее название картины оформилось только в XIX веке. «Мона», а правильнее – «монна» – не имя, а сокращённая форма «мадонна». Так в переводе с итальянского звучало обращение «моя госпожа».
В Италии XVI века подобное обращение указывало на замужний статус дамы.
Изначально Мону Лизу называли Джокондой – по фамилии позировавшей модели. Но не исключается и то, что название не указывает на фамилию, а является именем нарицательным: «джоконда» может являться прилагательным «jocund», означающим игривую и остроумную даму, что, учитывая многозначительную улыбку Моны Лизы, не лишено смысла.
Прекрасная Ферроньера
Что интересно, у Моны Лизы отсутствуют ясно видимые брови и ресницы. Некоторые исследователи утверждали, что благородным женщинам того времени было свойственно выщипывать эти волосы, поскольку наличие их считалось неприглядным.
Но в 2007 году французский инженер К. Паскаль объявил, что просмотры им изображения картины с высокой степенью разрешения представляют свидетельства того, что Мона Лиза первоначально имела ресницы и хорошо просматриваемые брови…
Но, возможно, в результате последующих чисток картины, они были постепенно удалены.
«Мона Лиза» пережила больше 500 лет, и при этом картина находится в хорошем состоянии. Это произошло, в частности, из-за множества «очисток и подновлений», через которые она прошла.
Анализ, проведённый в 1933 году, показал, что ранние реставраторы «действовали с большой осторожностью».
Тем не менее, применения лака в конце 16-го века затемнило картину. Далее, в 1809, была выполнена обширная очистка, прежний лак убрали, удалив и часть верхнего слоя краски, картину перелакировали и отретушировали, что привело к эффекту «изможденного или усталого» выражения лица.
Мона Лиза из собрания Лувра
Несмотря на подобные методы «лечения», о состоянии Моны Лизы всё-таки заботились в процессе её истории.
Описывая портрет, Джорджо Вазари писал: «Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи… Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ… мона Лиза была очень красива… улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо…»
Но это не совпадает с тем, что сейчас заметно на картине – у Моны Лизы нет бровей. Это можно списать на плохую реставрацию: возможно, они были стёрты в результате неудачной чистки картины.
Но ведь отсутствуют и алые губы с приоткрытым ртом!Поспорить можно и о приятности её улыбки. И наконец, Вазари утверждает, что портрет был брошен недоделанным!
Так где же тогда изначальный и подлинный портрет жены заказчика?
Так сколько же их, этих «загадочно улыбающихся дам», существует на самом деле?
«ЗАГАДОЧНО УЛЫБАЮЩИЕСЯ ДАМЫ»
Дискуссии по вопросам истории происхождения Моны Лизы, видимо, не прекратятся никогда.
В действительности «Мона Лиза» существует не в "единственном экземпляре"! Помимо многочисленных копий, преследующих картину на протяжении многовековой жизни, сохранился, как минимум, ещё один её портрет руки Леонардо, который существенно отличается от известной всем картины из Лувра!
Хотя и с этим фактом далеко не все искусствоведы согласны.
Известно, что писать супругу знатного флорентинца Франческо дель Джокондо мастер согласился ради получения большого заказа от Сеньории – органа городского самоуправления Флоренции.
С портретом молодой жены влиятельного флорентинца мастер явно не спешил...
И всё же, портрет молодой женщины, так и не дописанный, был передан заказчику.
Возможно, спустя годы Леонардо, по какой-то причине, стал писать портрет заново, естественно, уже без натуры: использовались, полагаю, прежние эскизы.
Он основательно изменил лицо дамы – оно весьма «повзрослело».
Но и эта работа также не была завершена…
Очевидно, до последних дней жизни художник пытался создать некий идеальный образ, раз за разом перекрывая прежние слои краски новыми.
В известном нам состоянии работа и перешла к королю Франциску после смерти мастера.
Но что-то в этой истории известно более достоверно, а о чём-то споры так и ведутся по сей день.
«Молодая дама из Айлворта»
А ведь существует и ещё одна, менее известная, ещё не распиаренная «особа», названная «Моной Лизой из Айлворта»!
И кто в действительности эта «молодая дама из Айлворта»?
Она, столь же загадочная и удивительно похожая на Луврскую, лишь однажды, на короткое время выставлялась в картинной галерее в Финиксе (на юго-западе США), после чего надолго пропала в банковском сейфе.
После трех десятилетий исследований и анализов, тестирования и математических сравнений, тщательного изучения исторических документов в архивах, ученые из «Фонда Моны Лизы» пришли к выводу, что это портрет Лизы Джерардини, жены флорентийского торговца шелками Джокондо.
Он был выполнен на 11-12 лет раньше более известного портрета Джоконды из Лувра.
С 1778 эта картина была собственностью некоего английского дворянина, купившего её в Италии, как оригинальный шедевр Леонардо. В старом особняке в графстве Сомерсет она и провисела более века, будучи не известной миру.
Здесь в 1913 году её и обнаружил коллекционер Хью Блейкер.
Ему показалось, что под слоем грязи и лака кроется нечто необычное, и он приобрел портрет,
Блейкер увез портрет домой в Айлворт (район на западе Лондона), по названию которого работа и получила своё современное название.
Вскоре его отчим Джон Эйр опубликовал монографию, где предположил, что Леонардо работал над двумя вариантами портрета Моны Лизы, и картина из Айлуорта является первой из них.
После начала Первой мировой войны портрет для сохранности переправили в Соединенные Штаты. После смерти Хью Блейкера «Мону Лизу из Айлворта» купил американский коллекционер Генри Пулитцер.
В 1966 году он написал книгу «Где Мона Лиза?», в которой доказывал, что английский вариант тоже принадлежит кисти Леонардо.
После смерти Пулитцера ранняя Мона досталась его подруге, швейцарке. В 1979 году картина исчезла в недрах хранилища швейцарского банка, откуда ее извлекли только в 2008 году для продажи: после ее смерти владелицы картину купил «Фонд Моны Лизы», который сейчас и является ее владельцем.
В декабре 2014 картина была представлена в Сингапуре.
Так же, как на всемирно известном полотне из Лувра, на картине из Айлворта изображена молодая женщина с загадочной улыбкой.
Портрет из Айлворта немногим больше Луврского и написан на холсте... Но известно, что большинство своих картин Леонардо написал на деревянной основе.
Краски на портрете ярче, чем на Лувском варианте. Отличается и пейзаж на заднем фоне.
И, наконец, женщина на портрете выглядит явно моложе: на мой взгляд – лет на десять.
Несколько лет назад представители «Фонда Моны Лизы», устроили пресс-конференцию в Женеве, где отчитались о «результатах 35 лет исследований, убедительно доказывающих», что картина на самом деле является ранним портретом Моны Лизы, не законченным Леонардо!
Напомню, что Джорджо Вазари, биограф Леонардо да Винчи, писал, что Леонардо начал работу над портретом Моны Лизы в 1503 году, но так и оставил картину незавершённой.
Однако в 1517 году в коллекции да Винчи, по словам Вазари, уже имелся законченный портрет «некой флорентийской дамы».
Те, кто придерживаются концепции подлинности «Моны Лизы из Айлворта» считают, что она и является тем первым, якобы незаконченным портретом.
А вот второй, «законченный» по словам Вазари, и висит сейчас в Лувре.
Ещё одним доказательством, свидетельствующим в пользу этой версии, является тот факт, что эскиз Моны Лизы с колоннами на заднем фоне, такими же, как на портрете из Айлворта, в 1504 году нарисовал Рафаэль.
А в 1584 году был издан «Трактат об искусстве живописи, скульптуры и архитектуры», в котором Джованни Ломаццо писал о том, что существуют два портрета Моны Лизы.
****
Но было бы ошибочным предполагать, что на этом список улыбающихся красавиц, претендующих на лавры шедевра Леонардо да Винчи, закончен…
В Музее Прадо (Мадрид) имеется ещё одна Мона Лиза!
Эта картина в Прадо подписана так: "Неизвестный художник (ученик Леонардо да Винчи). Мона Лиза. 1503-1519 гг."
Мона Лиза из Прадо
На этот портрет Моны Лизы до 2012 года мало кто обращал внимание, пока однажды рестораторы не расчистили чёрный фон…
Что же они увидели? – под темной краской оказался пейзаж — точная копия заднего плана на портрете из Лувра.
«Прадовская» Мона Лиза так же оказалась моложе, что, возможно, соответствует описанию Вазари. Она и внешне поприятнее. Наличествуют у неё и тонкие брови. И однозначно алы её губы.
Однако Музей Прадо не стал претендовать на титул главной картины мира. Музейщики согласились с тем, что работа выполнена одним из учеников Леонардо.
Но именно благодаря этой работе мы можем представить, как выглядела Луврская Мона Лиза 500 лет назад – портрет из Прадо сохранился намного лучше.
Из-за непрестанных экспериментов Леонардо да Винчи с красками и лаком, Луврская Мона Лиза очень сильно «посмуглела».
Возможно, и она когда-то также была в красном, а не в золотисто-коричневом платье.
****
А ведь, помимо перечисленных выше, существует и ещё одна Джоконда!
И проживает она в Эрмитаже (Санкт-Петербург).
Джокондой эту работу называл автор – Франческо Мельци, ученик Леонардо.
В Эрмитаже картина подписана: «Франческо Мельци.
Флора (Коломбина). 1510-1515 гг.»
Франческо Мельци. Флора
Именно эта «Флора» очень подходит под описание Вазари.
Юная, красивая, с необыкновенно приятной улыбкой алых губ. Именно так и описывал сам Мельци любимую работу своего учителя Леонардо.
В своей переписке он называет её Джокондой.
На картине, по его словам, была изображена девушка невероятной красоты с цветком Коломбины в руке.
Хотя… присутствуют и некоторые сомнения: вряд ли синьор Джокондо позволил бы своей супруге позировать с оголённой грудью!
И, тем не менее, Мельци её называет Джокондой!
Это имя и наводит некоторых экспертов на мысль, что настоящая Мона Лиза находится не в Лувре, а в Эрмитаже.
А возможно и следующее: за долгие годы произошла путаница, так как «Джиоконда» переводится c итальянского, как «Веселая».
Может быть, именно так и называли ученики и сам Леонардо свою «Флору». Тем более, что определение удачно совпало с фамилией заказчика портрета.
УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ
Несмотря на всемирную славу, Леонардо да Винчи именно как художника, написал он совсем немного картин. За почти 50 лет занятья живописью мастер брался за 20 живописных работ. Сохранилось из них 15 – которые, по мнению экспертов, полностью принадлежат его кисти.
Поздней портретной живописи Леонардо становится свойственна… скажу так, «мистическая многозначительность» выражений лиц, отстраненность и погружённость в себя, сдержанность в проявлении эмоций, отсутствия чувственной конкретики – привычного и легко читаемого нами настроения изображённого персонажа.
В значительной мере в этом состоит непохожесть его образов на портреты кисти других художников его времени.
Многосмысленное выражение лица Моны Лизы (в числе некоторых других из последних работ его) описывается как загадочное.
Отсутствие светотеневой контрастности, присущей живописи того периода, некоторая «пространственная дымчатость» изображения, моделирующая эффект воздушности, и ещё какие-то трудно формулируемые изобразительные нюансы – всё это продолжает приковывать внимание, призывает задуматься и оценить позднюю Леонардовскую живописную манеру, выработанные им приёмы письма.
В немалой степени славой своей «Мона Лиза» обязана и окружающему её налету «тайны происхождения». А бесчисленные «исследования» этого произведения, пристальное внимание искусствоведов, коллекционеров, музейщиков и иже с ними, призывают к демонстрации публичного восхищения шедевром, проявление коего давно уже оценивается в качестве признака наличия вкуса и свидетельства понимания истинного искусства.
Но вдруг эту «неповторимую, загадочную улыбку» и даже сам образ Джоконды, мы с удивлением обнаруживаем, даже не покидая Лувра, в других работах мастера: в лицах персонажей картин «Мадонна в скалах», «Мария с младенцем и святой Анной», и даже в женоподобных «Святом Иоанне Крестителе» и «Вакхе».
Может быть. Вам посчастливится найти даже пару «Джоконд» на одной из картин Леонардо - «Мадонна с младенцем, святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем» в Лондонской Национальной галерее.
Сходство с многими другими образами добавляет и знаменитое Леонардовское «сфумато» - многочисленные лессировки, которые создают ощущение нежной обволакивающей атмосферы.
Сам автор объяснял, что крайне желательно писать лица в «дурную погоду, к вечеру», либо днём, но «когда облачно или туманно». Тогда таинственность теней придаст объёмам естественную мягкость, тогда лицо приобретает «большую рельефность и особую красоту».
СЛЕВА – «Мадонна с младенцем, святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем» в Лувре
СПРАВА – «Мадонна с младенцем, святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем» в Лондонской Национальной галерее.
«Спаситель мира» (в частной коллекции). По вопросу об авторстве этой картины консенсус так пока и не найден.
«Св. Иоанн Креститель».
«Св. Иоанн Креститель».
Не улыбка ли Джоконды просматривается в женоподобном облике Иоанна сквозь Леонардовское сфумато?
Ангельская прелесть его образов нивелирует половую определённость персонажей, святая Анна становится слегка мужеподобной, а образ Крестителя подозрительно лишён мужественности.
Интересно, что последняя картина Леонардо «Св. Иоанн Креститель» так же непостижимо напоминает «Джоконду». На ней Предтеча выглядит не святым аскетом, он полон эротической двусмысленности и чувственной прелести.
Более того, этот странный бесполый улыбчивый образ напоминает мне более «искусителя», нежели Крестителя.
Впрочем, судить о справедливости подобной трактовки священного образа предоставим служителям церкви.
…Но почему во всех этих ликах, «упорно тиражируется знакомый образ», в котором я навязчиво вижу одно и то же лицо – портрет третьей жены флорентийского купца Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель Джокондо?
«Вакх» (Лувр)
Произведения «Иоанн Креститель» 1514-1516 и «Вакх» 1510-1515 были написаны с одного натурщика, который являлся учеником да Винчи.
Его звали Салаи, он провёл рядом с мастером около 20 лет, и историки даже сегодня спорят о характере взаимоотношений мастера и ученика. предполагают, что они являлись любовниками – уж слишком женственен образ как Иоанна, так и Вакха.
Во взорах персонажей на картинах можно прочитать и чувственность, и ту самую таинственность, которой наделяют и Мону Лизу. Невольно приходишь к заключению о чувственной нежности со стороны художника по отношению к натурщику.
Полотно «Анна с Мадонной и младенцем Христом», которое также не закончено, было начато в 1508 г. Леонардо расположил Марию на коленях у Анны – её матери, что может показаться странным. Младенца Иисуса он усадил на руки Мадонне.
Но сама композиция описывает известное в Италии изречение «mise en abyme», что означает «эффект лона», когда последующее поколение как бы исходит из лона предыдущего.
ДАЛЬНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ «МОНЫ ЛИЗЫ»
С 1481 года Леонардо да Винчи трудился в должности инженера, гидротехника и организатора придворных празднеств.
Затрудняюсь предположить, как сам мастер оценивал своё живописное дарование, но позиционировал он себя, в первую очередь, в качестве исследователя, ученого и инженера.
Ведь предлагая себя на службу миланскому герцогу Лодовико Моро, Леонардо заполняет, как бы это сейчас назвали – «резюме», где указывает множество своих специальностей; причём, живопись он ставит в самом конце длинного списка.
Он и живопись не рассматривает вне отрыва от науки: «Живопись, – пишет Леонардо, – наука и законная дочь природы… родственница Бога».
С 1516 (1517) Леонард живет во Франции, куда был приглашён королём Франциском I.
На приглашение французского монарха покинуть Италию престарелый художник ответил согласием, подчеркнув: «Лучше быть первым художником во Франции, чем вторым в Италии», имея в виду Микеланджело.
Итак, на склоне лет, Леонардо был привезён Франциском I в Амбуаз – королевскую резиденцию, и поселен в маленьком шато Сен-Клу (или в Кло-Люсе) недалеко от замка короля.
Монарх назначил художнику весьма достойную пенсию в 700 золотых экю!
Считается, что мастер взял с собой и Мону Лизу и продолжил работать над ней даже после того, как переехал во Францию.
Историк искусства Кармен К. Бамбах пришел к заключению, что да Винчи, вероятно, продолжал совершенствовать работу до 1516 или 1517 года.
Умирал величайший мастер Эпохи итальянского Ренессанса «на чужбине», уже через два года, на руках самого короля Франциска I (если поверить сюжетам известных картина Ж.О. Доминика Энгра и Чезаре Муссини… Хотя есть и свидетельства того, что в тот день Франциск I находился в другом городе).
С «Джокондой» мастер не расставался до своей смерти в 1519 году. По его смерти живопись была унаследована, среди других работ, его учеником и помощником Салаи.
За право владеть картинами, привезенными Леонардо во Францию, молодой король заплатил большие деньги: за «Джоконду» приближающийся к смертному одру художник получал 4000 экю.
Но Франциск согласился повременить и не забирать картины у мастера вплоть до его кончины.
Король держал картину во дворце Фонтенбло, где она и оставалась, пока Людовик XIV не переместил портрет в Версаль. После Французской революции она было перевезена в Лувр. Краткий период работа висела в спальне Наполеона во Дворце Tuileries.
Во время франко-прусской войны (1870–1871) картина вновь переместилась в Лувр.
Во время Второй мировой войны живопись была увезена из Лувра – сначала в Château d'Amboise, затем в Аббатство Dieu и Château de Chambord, и, наконец, переместилась в Музей Энгра в Монтобане.
Таким образом несколько работ Леонардо, благодаря Франциску I, переместились во Францию и теперь экспонируются в Лувре. А любимица художника, «Джоконда», совершив немало перемещений во времени и пространстве, наконец-то оказалась в самом апогее своей славы.
Надеюсь, буду извинён читателем за излишне затянутое повествование… уверен, что большинству населения планеты, исключая самодостаточных жителей Нового Света, достаточно известна вся эта история самого на сегодня известного произведения кисти великого мастера итальянского Возрождения – история скитаний и обретения славы.
Данная статья без репродукций опубликована на порталах «Стихи.ру» и «Проза.ру» под творческим псевдонимом Аристарх Басаргин - https://stihi.ru/2022/10/20/3649,
https://stihi.ru/2020/03/15/6694, https://proza.ru/2019/10/23/449
***
#история_моны_лизы, #мона_лиза, #джоконда_кто_она, #леонардо_да_винчи, #лувр,