Найти в Дзене
Владимир Минский

МОНА ЛИЗА. Рассказ о том, как из Лувра была украдена самая известная картина Леонардо да Винчи.

Оглавление

ПРОШЛО НЕ ТАК УЖ МНОГО ЛЕТ, КАК МОНА ЛИЗА ВЫШЛА В СВЕТ.

Уважаемый читатель, Вы наверняка слышали историю похищения из Лувра самой знаменитой картины Великого художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

А знаете ли Вы, что до похищения эта известная сейчас всем без исключения «незнакомка» мало кого могла заинтересовать, и мало кто вообще что-либо слышал о ней?

Именно после этого происшествия и благополучного возвращения в Париж она и обрела всемирную славу.

Невольно задаёшься вопросом: А какие условия и обстоятельства, помимо таланта автора, необходимы для того, чтобы произведение искусства получило широчайшее признание?

Согласитесь, многие из нас даже не слышал имён большинства выдающихся художников прошлого, чьё искусство заслуживает высочайшего признания. Почему так происходит?

В контексте подобных размышлений хотелось бы попытаться вспомнить странички собственного многолетнего ознакомления с выдающимися произведениями живописи, а так же и рассказать историю похищения картины «Мона Лиза» (или «Джоконда»).

Итак, Лувр, Париж…

Париж. Лувр (первоначально – королевский дворец)
Париж. Лувр (первоначально – королевский дворец)

Так почему же картина, практически не известная «широкой общественности», как сейчас принято выражаться, вдруг брела мгновенную всемирную славу?

Как рождаются мировые шедевры в изобразительном искусстве, – вероятно, полагаете, что появляются они в несравненном мозгу творца, озаренном волей провидения?..

– Или считаете, что гениальное творение возникает в тот момент, когда художник кладёт на холст последний мазок?..

– А может быть, для рождения гениального творения необходимо «количество, переходящее в качество» – многолетний изнуряющий труд?..

– Или шедевры рождаются наперекор обстоятельствам и благодаря запретам, и именно потому, что автору приходится таиться от завистливых гонителей его гения?..

– А может быть, когда в клинике умирает не известный никому странный, неряшливый старик, – именно тогда и рождается новый гений; а на чердаке среди вороха сваленных в кучу этюдов начинают выискивать будущие аукционные лоты?..

Если какой-либо из предложенных вариантов показался нам убедительным аргументом – это свидетельствует только о том, что все мы восхитительно наивны и невинны!

Дерзну предложить и такой вариант обретения славы: представим, что шедевр… отбирается и назначается («заинтересованными сферами»)! Он приходит в наш мир с первой газетной статьёй о персональной выставке малоизвестного доселе гения!

Чтобы картина стала именоваться великой, можно и не отрезать себе уха…

– и не обязательно быть гонимым и высмеянным…

– и не придётся проходить через суды инквизиции…

– и даже не нужно устраивать ретроспективу работ в подвале и умирать в нищете...

Вам потребуются «соавторы»:

желательно – ловкий проходимец, готовый эффектно похитить ваше творение, и обязательно – энергичная до бессовестности группа поддержки в виде средств массовой информации.

Конечно, дело не обойдётся и без «спонсора», готового рискнуть небольшими деньгами ради головокружительной выручки!

Прекрасно понимаю, что авторство и соавторство – это всё равно, что пение и сопение; но, увы, без множества подобных «соавторов» мало кто из наших кумиров обходился!

Не сомневаюсь, что почти все (кроме самодостаточных янки) наслышаны о «самой великой картине всех времён и народов» – по заверениям очень многих искусствоведов!

Да-да, это – «Мона Лиза дель Джокондо», принадлежащая кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи!

…Хотя, подозреваю, у большинства счастливчиков, выстоявших в Лувре утомительные очереди с желанием ощутить «прикосновение к прекрасному», взгляд становится слегка растерянным, а чувства – сродни ощущениям лосося, облоховившегося после метания икры...

Вот только далеко не каждый осмелиться ещё и признаться в этом; вдобавок, начнёт подвирать знакомым, призывая приобщиться к божественному... не страдать же в одиночестве от своего «вопиющего бескультурья»!

Так как Вы полагаете, когда родилось это величайшее из произведений живописи? Варианты ответов:

- около 1503 года, когда автор фактически завершил заказной портрет;

- спустя много лет - в 1519, когда престарелый Леонардо всё ещё продолжал накладывать, слой за слоем, тончайшие лессировки;

- в момент приобретения картины самим королем Франции?..

Ан, нет! – «родился» мировой шедевр только 22 августа 1911 года, спустя четыре столетия!

Парижане, отдыхающие в фонтанах перед Лувром
Парижане, отдыхающие в фонтанах перед Лувром

ИСТОРИЯ ПОХИЩЕНИЯ КАРТИНЫ

Итак, по порядку: в августе 1911 года из Лувра вдруг исчезает «Джоконда» Леонардо да Винчи – не сказал бы, что до сего момента – широко известная!

Как только газеты радостно ухватились за свежую новость и, состязаясь в нелепостях, запестрели сообщениями на тему: кем и с какой целью была украдена «Мона Лиза», посетителей в музее сразу прибавилось. Все спешили взглянуть на пустое место(!), на участок стены, где прежде находилась картина, о существовании которой многие парижане ранее просто не догадывались.

Их толпы подолгу стояли, с благоговением рассматривая крючок, на котором ещё вчера висел непритязательный шедевр, сразу подорожавший в глазах жителей культурной столицы Европы.

-3

В Лувр устремились все те, кто, обитая всего в двух шагах от музея, изо дня в день равнодушно прогуливался мимо этого «вместилища антиквариата», увлечённые созерцанием и поглощением доступных сокровищ улицы Риволи с её сверкающими огнями магазинчиками и ресторанчиками.

Да, вплоть до похищения ныне самой известной в мире картины её мало кто замечал. Она скромно висела в нижнем ряду над полом, под огромным полотном, затерявшись среди многофигурных портретов, не привлекая интереса к своей нецарственной особе, и невесело улыбалась вслед пробегающим мимо посетителям, чьим вниманием всецело завладевали обширные полотна, поражающие своим масштабом…

А ведь когда-то «Джоконда» вообще вылёживалась в запасниках, не будучи причисленной к шедеврам, достойным экспонирования. Она, по мнению музейщиков, даже не входила в сотню лучших картин Лувра. И не только из-за непритязательности сюжета, и «скромных параметров» картины.

У королевского дворца и художественного музея и без неё хватало проблем!

После того, как королевский двор перемещается в Версаль, Лувр даже собрались сносить!

Спасли памятник мировой архитектуры, как это ни покажется странным, парижские торговки, которые 6 октября 1789 года устроили марш на Версаль с требованием возвращения королевской семьи в Париж.

Мытарства картины так же заслуживают сочувствия!

Приемники Франциска Первого, и первого же владельца «Моны Лизы», вообще особого интереса к собирательству произведений искусства не проявляли. Так как Людовик XIII был весьма равнодушен к искусству, картина оказалась в коллекции его знаменитого министра – кардинала Ришелье. Он и завещал своё собрание шедевров французской короне. Перебравшись в помещения «Королевского кабинета», картина находилась в составе нескольких сотен других работ из тогда ещё скромной королевской коллекции. Затем покоилась в запасниках «Центрального музея искусств», в который был превращен Лувр, национализированный революционным правительством в конце XVIII века.

Очередь перед входом в Лувр
Очередь перед входом в Лувр

10 августа 1793 года был открыт «Центральный музей искусств», выставивший всего 587 экспонатов.

Коллекцию стали пополнять за счёт конфискаций из церквей и дворцов аристократии. Выдающийся мошенник Наполеон I вообще утвердил систему пополнения музея, реквизируя произведения искусства в покорённых странах: эту систему коллекционирования он называл “славной”!

Причём, даже после разгрома Наполеона и возвращения ряда работ легитимным владельцам, часть их, по различного рода обменам, обманам и увёрткам, так и осталась в Лувре.

-5

Наконец-то, окончательно прописавшись в основной экспозиции Лувра, творение Леонардо на протяжении долгого времени непритязательно висело в зале «Каррэ», не только не вызывая ажиотажа, но и вообще не привлекая внимания к скромной особе жены какого-то флорентийского торговца.

…Но молодая флорентийка продолжала загадочно улыбаться – она была абсолютно убеждена в своей неотразимости.

Вдруг, в августе 1911, словно по взмаху волшебной палочки (а точнее – по взмаху стеклореза), её заметили… Правильнее было бы сказать, заметили не картину, а её исчезновение!

Только покинув свой скромный пьедестал в музейной экспозиции, «Джоконда» за несколько дней обрела всенародную славу!

– Не парадокс ли?

Под магическим воздействием безуспешных поисков она стала превращаться в величайшее творение первого из мировых гениев!

Возвращалась “домой” героиня газетных репортажей уже в ореоле славы главного национального достояния.

И в дальнейшем популярность «самой-самой» должна была приобретать обоснования её исключительности: усилиями услужливых трубадуров «Джоконда» превращалась в загадку, в полный тайн возвышенный идеал женственности и интимного обаяния, тающий с неуловимой улыбкой в нежной светотени бесконечных Леонардовских лессировок.

Именно так и происходило зачатие и рождение всемирной «славы»!

Не сомневаюсь и в том, что меня, «тёмного» осудили бы стоящие в очереди к самому знаменитому портрету за последующее «кощунственное» высказывание и за моё провинциальное бескультурье… но всё же признаюсь: я не понимаю причин искусственно созданного ажиотажа вокруг портрета, не испытываю к нему пиетета и, подобно работникам Лувра начала XX века, считаю, что в собрании музея немало произведений великих мастеров, достойных, дипломатично выражаясь, не меньшего восхищения.

-6

Ежегодно около шести миллионов человек посещают в Лувре Мону Лизу, каждый посетитель (или воздыхатель) проводит перед ней около 15 секунд. Достаточно ли такого времени на то, чтобы рассмотреть, оценить и насладиться самым известным произведением живописи?..

О прежнем отношении к этому произведению Леонардо говорит следующий факт: в промежутке между 1851 и 1880 годами, когда совершенствующие свое мастерство художники стали активно копировать классическую живопись, Мону Лизу копировали значительно реже, чем работы Тициана, Бартоломе Эстебана Мурильо, Антонио да Корреджо, Паоло Веронезе, Жана Батиста Греза или Пьера Поля Прюдона…

В 1852 была определена «рыночная стоимость» картины Мона Лиза (среди прочих картин Лувра): она составила 90 000 франков.

Для сравнения – работы Рафаэля оценивались до 600 000 франков!

Уже в 1962 живопись Леонардо была оценена (для оформления страховки) в $100 миллионов.

В тоже время, «Портрет Аделе Блох-Бауэр» Густава Климта оценили в $135 миллионов.

В ноябре 2006 за $138 миллионов продали «Женщину» Виллема де Кунинга.

Тогда же за $140 миллионов продали и картину Джексона Поллока.

«Карточные игроки» Поля Сезанна ушли вообще

за $250 миллионов.

На протяжении многих лет Мона Лиза, исполненная скромности, обреталась в ряду бесчисленных произведений итальянской живописи, не только не вызывала ажиотажа, но и вообще не привлекала внимания «широких слоёв мировой общественности» ...

Увы, она действительно не привлекала пристального внимания публики до тех пор, пока… пока неожиданный «поклонник» не вынес её среди белого дня из самого известного художественного музея мира.

Похититель, ничего не смыслящий в живописи, просто планировал похитить произведение какого-нибудь из итальянских живописцев и вернуть «украденный шедевр» на родину…

Во всяком случае, так впоследствии он и объяснил свой поступок!

Выбор этого странного «патриота» сначала пал на картину Андреа Мантеньи «Парнас».

Но полотно оказалось довольно масштабным, и он, не имея возможности долго обдумывать альтернативу, снял со стены скромную, мало кого привлекавшую работу другого итальянца - Леонардо да Винчи.

Андреа Мантеньи. «Парнас»
Андреа Мантеньи. «Парнас»

Уже позднее Винченцо Перуджиа утверждал, что, похитив картину, он совершил акт патриотизма и «доставил юную женщину в страну, где она родилась». Этим поступком он протестовал «против краж, которые Наполеон совершал в Италии».

В залах Лувра…
В залах Лувра…

Пропажу заметили не сразу:

о том, что «Джоконда» украдена, стало известно 22 августа 1911 года, утром, когда художник Луи Беру, который решил сделать с неё копию, обнаружил, что «дамы» нет на привычном месте.

Это его ничуть не обеспокоило, он даже пошутил с охранником в зале: «Когда женщины не находятся рядом с влюбленными в них мужчинами, значит, они в этот момент позируют фотографам».

Когда наконец-то хватились пропажи, прибыл префект полиции Лепин, сопровождаемый главой службы безопасности Арнаром и шестьюдесятью инспекторами.

Целую неделю эта толпа буквально по миллиметру прочесывала музей.

Флоренция, Галерея Уффици
Флоренция, Галерея Уффици

Расследование так ни к чему и не привело, хотя картина хранилась в центре Парижа, в квартирке похитителя, всего в 15 минутах ходьбы от Лувра.

Начальник парижской полиции продолжал упорно считать, что преступник носит украденное полотно под верхней одежной, свернутое в трубку.

И это – несмотря на то, что портрет был написан на липовой доске!

Очевидно, таков был уровень образованности и сообразительности не только местных комиссаров Мегрэ, но и консультировавших их сотрудников музея.

Бестолковая пресса усматривала в похищении даже призраки еврейского заговора!!!

Одна из газет будоражила общественность мыслью, что за всем этим стоит германский император.

Скандал разрастался, и директора Лувра поспешили «уйти в отставку».

В парижских кабаре креативные девицы танцевали, одев на лица маски «Моны Лизы».

А 7 сентября «поразительно сообразительная французская полиция» даже произвела обыск в камере у поэта Гийома Аполлинера, который сидел в тюрьме «Санте»!

Всё напоминало сумасшедший дом!

Некий Жери Пьерэ 28 августа 1911 года появляется в газете «Пари-Журналь» с головой женщины и утверждает, что в 1904 году он украл её в Лувре.

Выяснилось, что этот Пьерэ ещё в 1904 году продавал финикийские статуэтки, предположительно украденные в Лувре.

Он заявлял: «Я их спер в Лувре, но это ерунда, они там никак не охранялись».

Кстати, такие же статуэтки он продавал и Аполлинеру, и Пикассо.

А в Лувре, в результате проведённой после исчезновения «Джоконды» инвентаризации, заявили, что вместе с картиной исчезли еще порядка ста экспонатов.

А ведь уволенный директор Лувра, буквально за год до происшествия, легкомысленно острил: «Совершить из музея кражу так же легко, как унести с собой собор Парижской Богоматери»!

Расследование зашло в тупик: интригующе улыбавшаяся «Мона Лиза» растаяла, словно улыбка знаменитого чеширского кота, просто испарилась…

Галерея Уффици, интерьер
Галерея Уффици, интерьер

И вдруг, спустя два года, в декабре 1913, пропажа материализуется во Флоренции. В вещах похитителя картина благополучно перебралась в Италию, где один продавец итальянского искусства получает письмо от некоего Винченцо Леонарда, предлагающего купить «Джоконду».

Покупатель предупреждает директора Галереи Уффици во Флоренции, и они вместе бегут в полицию, которая и арестовывает таинственного продавца.

Тот признается, что его настоящее имя Винченцо Перуджиа и что именно он устанавливал в 1911 году защитное стекло у «Джоконды».

Художники в залах Лувра…
Художники в залах Лувра…

Перуджиа даже не отрицает кражи и признается, что хотел возвратить «прекрасную итальянку» своей стране.

Но почему же тогда “спасал” её он не бескорыстно!

Конечно же «беглянка» была передана властям и возвращена законным владельцам.

Кража, как я уже упоминал, с подачи прессы возбудила интерес общественности, а возвращение «прекрасной итальянки» вознесло её на вершину славы!

Тем, с какой легкостью может быть похищена у «французских грабителей» почти любая картина, Винченцо поделился с широкой общественностью на судебном процессе:

– 21 августа, в понедельник, в день, когда Лувр закрыт для посещений, он проходит в музей вместе с остальными работниками...

Затем идёт в зал «Каррэ», где висит картина, снимает её и извлекает из рамы.

Никто не обращает на него никакого внимания, и он свободно передвигается по музею.

Спрятав картину под откидной столик, на котором стекольщик режет стекла, он принимается за привычную работу.

Винченцо Перуджиа приговаривают всего лишь к одному году тюрьмы, затем срок за акт патриотизма сократили вообще до семи месяцев.

В итоге Перуджиа довольно быстро оказывается на свободе, а многие итальянцы восторгаются им, считая национальным героем.

До сих пор в Италии сомневаются, вернул ли Перуджиа оригинал, или приносил на продажу предусмотрительно заказанную копию шедевра.

Жители итальянского городка Думенц поставили памятную доску на дом, где родился «похититель».

Они также уверены: оригинал портрета до сих пор находится где-то в городе.

Итак, Италия всё же возвращает картину в Лувр и, 4 января 1914 года, обретённый шедевр занимает прежнее место.

Художники в залах Лувра…
Художники в залах Лувра…

С этого момента у Лувра появляется собственный «Образ», главный символ крупнейшего музея страны.

Теперь, когда мы с придыханием произносим таинственное словосочетание «Мона Лиза», в нашем воображении возникает образ бывшего королевского дворца в сердце Парижа…

Услыхав «Лувр», мы думаем, в первую очередь, о ней – «ироничной флорентийке».

И многие туристы едут сюда ради неё, неотразимой; и каждый год оставляют здесь миллионы евро.

На вопрос, чему следует уделить внимание в Париже, многие, не раздумывая, ответят: «Увидеть Джоконду и взобраться на Эйфелевую башню!»

Художники в залах Лувра…
Художники в залах Лувра…

Так быть может, Франция просто обязана выразить признательность Винченцо Перуджиа и объявить его национальным героем, выплачивая его потомкам заслуженное вознаграждение от многомиллионных сборов Лувра – «национальной сокровищницы искусств»!

По возвращении во Францию картина совершила триумфальный круиз по странам, привлекая всемирный интерес, раздутый до масштабов презентации величайшего из шедевров в истории человечества – потерянного и чудом вновь обретенного.

После произошедшего вряд ли найдётся человек, не слышавший о существовании «возвышенного идеала женственности» кисти великого Леонардо да Винчи!

«Джоконда» стала вызывать обострённый интерес к своей особе, и злоключения её на том не закончились.

В 1956 году один из посетителей музея облил картину кислотой, повредив нижнюю её часть.

Другой бросил в неё камень, который содрал фрагмент красочного слоя.

Последний случай нападения на «провоцирующе-загадочно улыбающуюся флорентийку» произошел в 2009 году - женщина бросила в неё сувенирную чашку, купленную тут же в музее.

Чтобы в дальнейшем избежать подобных случаев вандализма, творение да Винчи защитили пуленепробиваемым стеклом.

Но можем ли мы быть уверенными, что к нашему времени уровень образованности жителей французской столицы сколько-нибудь вырос по сравнению с веком прошлым?

Увы…

С одним из образов Парижа «Джоконда» ассоциируется лишь у приезжих. Это, вероятно, единственное произведение в Лувре, перед которым скапливаются толпы посетителей.

~~~~~~~~

Художники в залах Лувра…
Художники в залах Лувра…

ТАК ЧТО ПОПУЛЯРНЕЕ – «МОНА ЛИЗА» или ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ?

и

ОПРОСЫ ПАРИЖАН

Существует в Париже ещё одно место, где не переводятся очереди из туристов. Это – стальная башня высотой 300 метром, сооруженная по проекту А.Г. Эйфеля для Всемирной выставки 1889 года, как символ достижений техники XIX века.

Башня строилась как временное сооружение, но была сохранена до наших дней, как успешный коммерческий проект, пополняющий бюджет за счет прямых и косвенных доходов. Только за «ритуальный подъём» на Эйфелеву башню туристы со всего мира ежегодно платят в местную казну такие же баснословные деньги, как и за посещение Лувра.

Художники в залах Лувра…
Художники в залах Лувра…

Предлагаю восхититься и результатами опроса парижан, посвящённого «одной из главных достопримечательностей Парижа» – «жемчужине величайшего собрания ценностей Лувра» …

На вопрос: Знаете ли Вы, кто написал «Мону Лизу»? –

были получены следующие ответы:

- Нет, не знаю!

- Кажется, итальянский художник – Леонардо ди Каприо.

Следующий вопрос ещё более коварен:

– Вам известно, кем была женщина, изображенная на картине «Мона Лиза»?

Ответ обескураживает:

– Любовницей Микеланджело…

И очередной «вопрос на засыпку», который окончательно ставит в тупик жителей «культурной столицы Европы»:

– Кто из королей приобрёл эту картину?

Ответы:

– Людовик ХIV?..

– Может быть, Наполеон?..

И, наконец, звучит просто издевательский вопрос:

– Когда картина была написана и когда она попала во Францию?

Звучат похожие на этот варианты ответов:

– Сто лет назад…

Уточняем, даём наводящий вопрос:

– А не мало сотни лет для такой картины?

Ответы:

- Тогда, может быть – 200?.. – 300?.. – может, 400?..

Ну, что же, будем считать, что почти попали, – чтобы не сильно огорчать местных ценителей Высокого искусства!

~~~~~~~~~~~~~~~

-16

А ВЕДЬ КТО-ТО ОПРЕДЕЛИЛ «ТРИ ВЕЛИЧАЙШИХ КАРТИНЫ МИРА»…

Кажется, можно подытожить сказанное: именно так и работает «механизм обретения славы»!

Посетитель галереи, остановившийся в раздумье перед картиной, вряд ли ответит, в чём заключается исключительная ценность живописного полотна, достойно ли оно быть отнесённым к плеяде величайших произведений искусства.

Даже для неординарных творений человеческих применима единая коммерческая формула успеха: «Чем настойчивей реклама, тем востребованней товар».

Внушить человеку можно многое, даже исключительность вкуса пищи, и уж тем более – веру в выдающуюся ценность того или иного товара!

При этом, как видно на примере опросов парижан, человек не пытается даже разобраться в истории создания широко разрекламированного произведения!

И уж тем более, не приходится ждать от посетителя самостоятельной оценки уровня мастерства художника, способности разобраться в особенностях, определяющих возможность отнесения работы к шедеврам мирового искусства!

Человек просто верит в «символ величия»,

ибо: «Умные люди сказали, что это гениально...».

Довелось мне однажды услышать от весьма эрудированного экскурсовода по Испании такое спорное заключение:

«Принято считать, что три самых великих картины мира – это ‹Мона Лиза› Леонардо да Винчи,

‹Менины› Диего Веласкеса и

‹Погребение графа Оргаса› Доменико Эль Греко».

Что за почётное собрание из искусствоведов и меценатов вынесло этот вердикт, сказать не берусь.

Художники в залах Лувра…
Художники в залах Лувра…

…Но может быть, Леонардо до сих пор иронично наблюдает за ними, подсмеиваясь «улыбками Джоконды» со своих поздних картин?

Так эта «дама с загадочной улыбкой» вознеслась на самую вершину «живописного Олимпа»!

О композиции, простейшей, не однажды испробованной, многократно повторённой, сам автор гордо написал: «Мне удалось создать картину действительно божественную».

Удивительно и то, что самое, на мой взгляд, восторженное описание этого портрета принадлежит человеку, даже не видевшему его – Джорджо Вазари, создавшему «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»!

***

-18

УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ

На притяжении долгих лет ОНА жила без славы громкой

малоприметной незнакомкой, каких немало знает свет;

и некто – муж её, старик, уж сотни лет, как канул в Лету:

но нет, не грустен дамы лик, и нет морщин на лике этом.

Едва приметна, не горда – века тишайше коротала,

господ за долгие года немало ею обладало...

Нет, не подумай о плохом! Она – таинственная дама,

чей лик нетленный…– да, тот самый, теперь уж каждому знаком.

Но не всегда пред ней вздыхали её поклонники стеной:

сперва «вдову» не замечали и обходили стороной.

Она в запасниках скучала, давно не чая выйти в свет;

не обожал её эстет и не считал достойной залов!

Но, наконец, настали дни – нашлось местечко и для «Лизы»:

Её пристроят где-то снизу, среди внушительной родни.

Лик ироничен и печален, всепонимающе скромна;

Её опять не замечали… Лишь улыбалась вслед она.

Вдруг, судьбоносный поворот: сквозь анфиладу зал пустынных

пробрался… скажем, сумасброд – похитить, алчущий, картину.

Он оглядел поспешно зал: больших особ – ни снять, ни спрятать…

и удостоил ту лишь взглядом, чей образ скромен был и мал!

...

Увы, не скоро спохватились, искали – более двух лет;

узнав о краже из газет, в неё без памяти влюбились.

Сраженный тяжестью утрат, народ выстраивался с утра:

все вдохновенно, и в печали пустую стену изучали.

И слава флорентийки этой достигла сказочных вершин –

прозвали Лизу «чудом света» и «величайшей из картин»;

Все, зачарованные тайной, вдруг вспомнят, кто её создатель!

…Она же, годы, неприкаянно в пыли томилась под кроватью.

Когда же «беглую» нашли – круиз по странам, слава, залы!

То был триумф для всей Земли… И нас красавица пленяла!

И сквозь сфумато, нежным ликом следит за нами, чуть смеясь…

Так может, чтоб прослыть великим, меня бы следовало украсть!?

/Аристарх Басаргин/

творческий псевдоним автора канала на страницах порталов

стихи.ру https://stihi.ru/avtor/arbasargin и проза.ру https://proza.ru/avtor/arbasargin

****

/фотографии авторские/

***

Данная статья без репродукций опубликована на порталах «Стихи.ру» и «Проза.ру» под творческим псевдонимом Аристарх Басаргин - https://stihi.ru/2022/10/20/3649,

https://stihi.ru/2020/03/15/6694, https://proza.ru/2019/10/23/449

***

#история_моны_лизы, #мона­_лиза, #джоконда_кто­­_­она, #леонардо_да_винчи, #лувр,