На территории стран СНГ популярна одна злобная игра. В неё, как ни странно, играют сами женщины. Старшие женщины гнобят младших за то что те недостаточно хозяйственные. Это может быть свекровь, приходящая в чужой дом проверять пылюку. Или родная мама, стенающая о судьбе бедного зятя, который её дочь-свиноту терпит.
Да, тут во всей красе расцветают двойные стандарты.
Мужчина, оставивший тарелку в раковине – просто мужчина. Женщина, не убравшая тарелку за этим мужчиной – свинья. Не перепутай.
Как и многим современным женщинам, мне подобное кажется дикостью. Даже в школе доводилось слушать от учительниц восклицания: «вы же будущие хозяйки!»
Все эти перлы про «унитаз – лицо хозяйки» вызывают чувство жгучего стыда. За тех, кто такое говорит, разумеется.
К домашним делам у меня до сих пор присутствует лёгкое отвращение. Хотя сейчас, на тридцать пятом году жизни, до меня дошло, что это значит – быть хозяйкой.
Вспомните сказку о Золушке. Кто там хозяйка? Золушка? Конечно, нет.
Мачеха! Ей принадлежит дом и всё богатство семьи.
Золушка хозяйственная? Безусловно.
Золушка делает всю чёрную работу? Да.
Но хозяйка дома всё равно мачеха, а не Золушка.
И в этом отличие прислуги от настоящей хозяйки.
Понятие «хозяйка дома» не тождественно уборщице, домработнице или экономке. Хозяйка – это та, кто владеет имуществом и следит за добром. Та, кто распоряжается всем на своё усмотрение. Женщина может делать уборку дома самостоятельно или делегировать эти полномочия другим. Но она сама решает, что, как и когда ей делать.
Ещё один наглядный пример -- экранизация романа Дафны дю Морье Ребекка.
Напомню сюжет: юная девушка выходит замуж за богатого вдовца. После медового месяца они приезжают в его поместье и экономка, которая была близка с покойной женой хозяина, устраивает новой жене натуральную травлю.
Скажите честно, какие чувства у вас вызывала главная героиня? Меня она просто бесила своей беспомощностью.
У меня бы эта экономка полетела бы вон из дома за косой взгляд в мою сторону.
Девушка находится в позиции жертвы, хотя её социальное положение намного выше, чем у наёмной работницы.
Она -- законная жена аристократа, хозяйка этого поместья. Её слово в доме должно быть законом для прислуги (кстати, именно такой и была Ребекка).
Но главная героиня из другого теста. Она долго терпит издевательства, потому что не уверена в себе. У неё синдром самозванки. Героиня ощущает себя ненастоящей хозяйкой, словно занявшей чужое место. И экономка моментально это считывает.
Нередко так бывает и в жизни.
Причины
Если вас стараются загнобить старшие женщины, то они отыгрывают именно эту архетипическую роль – роль хозяйки, понукающую нерадивую работницу. Крепостную девку-чернавку, рабыню. Ту, кому приказывают.
Свекровь, которая выговаривает претензии невестке за недостаточно чистые кастрюли, транслирует посыл: хозяйка положения тут – она. Дело невестки -- слушать и помалкивать.
Это может быть не только в семье, но и на работе. Например, такое часто практикуют в школах. Более опытные педагоги могут куражиться над молодыми учительницами, выживать их из коллектива.
И эти игры не про хозяйственность.
Они про власть.
Со мной в институте учились приезжие девушки. Они снимали квартиру у немолодой дамы типажа Кабаниха. Та обожала лезть к ним с указаниями, приходила без предупреждения с проверками. В квартире и на кухне, и в коридоре висели шторы из абсолютно одинаковой ткани. Хозяйка требовала стирать их раз в месяц. Вешать эти шторы было трудно, и девушки просили убрать их из коридора. После стирки девчонки перепутали шторы местами, и повесили коридорные шторы на кухне, а кухонные – в коридоре. Но хозяйка рассмотрела по дырочке, что штора не та. Она потребовала поменять абсолютно одинаковые шторы в квартире, где даже не живёт!
Это стало последней каплей.
Девчонки съехали.
Беда в том, что нам с детства навязывали не роль уверенной в себе хозяйки Медной горы, а роль терпилы, жертвы.
- Той, кому надо заслужить одобрение старших.
- Той, кто боится показаться недостаточно хозяйственной, умелой, хорошей.
- Той, что винит себя, если дома нет кастрюли с супом.
- Той, кто привыкла к критике и неодобрению, даже жестокости, если бельё недостаточно выглажено.
- Той, на кого в детстве орали за малейший беспорядок и били тряпкой по лицу, если где-то оставалась пыль.
- Той, кто до сих пор послушно моет тарелку за отцом/братом/мужем/сыном/внуком, ведь он же мужчина.
Или моет полы, по которым этот мужчина может пройтись в обуви, оставив грязные следы и бессовестно перечеркнув её труды. И у здоровой женщины – настоящей хозяйки своего дома и своей судьбы – после такого возникает естественное желание отходить пaскyдникa грязной тряпкой по лицу, а не перемыть за ним со вздохом: «ах, эти мужчины не приспособлены к быту».
Приспособлены. И делают всё по дому.
Только для этого нужно быть хорошей хозяйкой. Не хлопотушкой и не вечной Золушкой, а нормальной женщиной с развитым чувством собственного достоинства.
Той, у кого есть свой дом.
И если в её доме кто-то скажет, что она недостаточно хозяйственная, то ему или ей будет отказано от этого дома.
Потому что в чужой монастырь со своим уставом не лезут.