Найти в Дзене
ВАУ Театр

Как старинные стены Спасского-Куркино стали сценой для чуда?

Оглавление

16 и 17 августа в Вологодской области, в живописной усадьбе Спасское-Куркино, развернулась удивительная история — здесь прошёл «Ясень-фест», первый в России странствующий фестиваль усадеб. Это было душевное и очень тёплое культурное событие, настоящее погружение в мир, где прошлое и настоящее соединились в единый перформанс.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Для Воронежского уличного театра (ВАУ) этот фестиваль стал важной частью гастролей по России — путешествия, в ходе которого артисты делятся своим искусством и ищут новые пространства, где театр может говорить с природой, архитектурой и становиться душой места.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Искусство на ходу

Участие в «Ясень-фесте» — один из этапов большого пути, в рамках которого ВАУ театр вместе с коллективами из Петербурга, Томска, Москвы и других городов объединился вокруг общей идеи: возвращать усадьбам их голос.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

На третьем этаже старого дома, где когда-то хранили ненужные вещи, зрители стали героями перформанса «Ступени» — не совсем спектакля, а, скорее, сновидения усадьбы. Под руководством Матушки Медоуз (Анны Шишкиной), художественного руководителя театра «Странствующие куклы господина Пэжо», девять коллективов превратили заброшенные комнаты в пространство метафор и символов, где каждый этап жизни — от детства до старости — стал частью живого действа.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Путешествие начинается в тишине, но уже в следующий миг в иную жизнь вас втягивают капричос — духи, вышедшие из легенд. Вы проходите через комнаты-символы: детскую с её страхами, девичью с обрядом расплетения косы, «Всякое» — калейдоскоп бытия, где рутина соседствует с радостью (у нас она представлена в образе бани).

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

И только в конце, когда Матушка Медоуз отпускает зрителей вниз, вы встречаете зайчика (исполняет Наталья Михеева), зовущего в хоровод у ёлки — ритуал, возвращающий веру в чудо.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Но фестиваль жил не только на чердаке. Уличная программа стала его душой. По аллеям, где когда-то гуляли дворяне, теперь бродили "Пряхи" в белоснежных платьях — образы из славянской мифологии, созданные костюмером Светланой Оспищевой.

Фото Анны Безрядиной
Фото Анны Безрядиной

Гости танцевали под живые напевы группы «Отава Ё», слушали сказы от воронежской сказительницы (актриса Мэри Горемыкина), угощались и ощущали атмосферу тёплого, домашнего праздника.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Для детей выступал говорящий енот из Томска и его "мама Маша". Александр Барон устроил шоу с кнутом, театр «Арт-Савва» оживил тексты Енгибарова. Для всех-всех была ярмарка, лекции искусствоведа Андрея Боровского и даже модные показы, в которых аристократизм органично сочетался с пиратской дерзостью.

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Искусство и путешествие

«Ясень-фест» — это проект, задуманный Российским союзом уличных театров и артистов (РСУТиА), — странствующий фестиваль, который будет останавливаться в разных усадьбах России, чтобы оживлять их уникальное пространство и мифологию.

Как сказал продюсер фестиваля Олег Скотников: «Мы искали не место, а партнёра. Спасское-Куркино — камерное, живое, открытое пространство. Его хранители — люди с горящими глазами. И все вместе мы создали спектакль в жанре сайт-специфик (то есть конкретно для этого места)».

Фото Анастасии Асташовой
Фото Анастасии Асташовой

Спасское-Куркино стало первой остановкой.

Для Воронежского уличного театра — лишь одной из многих на пути больших гастролей, где каждый город, усадьба и парк становятся частью живого, дышащего театра.

Потому что теперь каждая усадьба может стать сценой, а каждый зритель — героем сказки.