Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Создать один запоминающийся фильм – задача не из лёгких, но как насчёт целой серии?
Учитывая, что в создании кинофраншиз участвует огромное количество людей – актёры, сценаристы, режиссёры и продюсеры, – неудивительно, что в творческом процессе возникает хаос. Хотя кинематографическая вселенная Marvel и задала высокую планку поддержания стабильного развития киномира, удержать такой уровень качества – колоссальный труд.
Представленные в данной статье десять франшиз наглядно демонстрируют, как сложно избежать провалов.
Эти киносериалы, от кассовых блокбастеров до хоррор-франшиз, совершали серьёзные ошибки, которые негативно сказались на их репутации у критиков, зрителей или и тех, и других. Причины разные: следование мимолётным трендам, безвременная гибель полюбившихся персонажей или отсутствие чёткого плана.
Все эти сериалы потерпели неудачу, потому что ответственные за творческую составляющую не смогли предусмотреть все нюансы. Возможно, причина в банальной жадности или других бизнес-проблемах, но вне зависимости от этого зрители были разочарованы и возмущены просчётами, которые привели к краху потенциально успешных франшиз.
Фильм "Лига справедливости" вышел преждевременно (Расширенная Вселенная DC)
Вдохновлённая триумфом киновселенной Marvel, основанной на взаимосвязанных блокбастерах, Warner Bros. решила создать нечто подобное.
Так родилась Расширенная Вселенная DC, стартовавшая в 2013 году с неоднозначно принятого фильма "Человек из стали". Однако вместо того чтобы постепенно представлять каждого члена Лиги справедливости в сольных картинах, Warner Bros. предпочла ускоренный вариант.
В фильме "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" (2016) зрители увидели не только Бэтмена (Бена Аффлека), но и Чудо-женщину (Галь Гадот), а также мимолётные появления Флэша (Эзры Миллера), Аквамена (Джейсона Момоа) и Киборга (Рэя Фишера). Стремление Warner Bros. как можно скорее выпустить "Лигу справедливости" сквозило в каждом кадре.
Смешанные отзывы о "Бэтмене против Супермена" и его скромные кассовые сборы вынудили студию внести коррективы в уже отснятый материал "Лиги справедливости", сделав его более развлекательным. Но это не могло компенсировать тот факт, что зрители ещё не успели узнать и полюбить Флэша, Аквамена и Киборга.
К моменту выхода "Лиги справедливости" в 2017 году только Супермен и Чудо-женщина имели собственные сольные фильмы. Неудивительно, что этот супергеройский кроссовер не вызвал восторга у публики. Проблемы постпродакшена усугубили ситуацию, но главная причина заключалась в том, что Warner Bros., в отличие от Marvel Studios, увидела в "Лиге справедливости" лишь способ быстро заработать.
Нельзя осуждать студию за отсутствие сольного фильма о Киборге, но отдельные картины об Аквамене и Флэше могли бы подогреть интерес к их совместному появлению. Warner Bros. могла бы оценить реакцию на эти фильмы и внести соответствующие изменения в сценарий "Лиги справедливости", а не выпускать сырой продукт.
Фильмы по "Звёздным войнам" при поддержке Disney создавались в спешке
Справедливости ради стоит признать, что франшиза "Звездные войны" не избежала промахов.
В приквелах, например, Джорджу Лукасу была предоставлена безграничная свобода творчества, что привело к избыточному использованию спецэффектов и чересчур подробному разъяснению мифологии, в частности Силы, которую, по мнению многих зрителей, стоило оставить более загадочной.
Однако трилогия-сиквел вызвала гнев почти у всех поклонников. Стало ясно, что у продюсера Кэтлин Кеннеди отсутствовало чёткое видение и единая сюжетная линия.
- Фильм "Звёздные войны: Пробуждение силы", возможно, слишком сильно напоминал "Новую надежду", но они создал прочный фундамент для дальнейшего развития сюжета.
- "Звёздные войны: Последние джедаи", напротив, стал самым смелым и неординарным фильмом саги со времен "Империя наносит ответный удар", хотя его новаторский подход вызвал ожесточённые споры среди фанатов.
Несмотря на амбициозность сценария Райана Джонсона, он явно решил пойти в противоположном направлении от "Пробуждения силы", а в "Скайуокер. Восход" эти изменения были нивелированы, и фильм стал более традиционным и предсказуемым.
Если взглянуть на трилогию в целом, становится очевидным отсутствие чёткого плана развития для историй и персонажей.
Хотя излишняя жёсткость в планировании тоже не идеальна, отсутствие детального сценария до начала съёмок "Пробуждения силы" вызывает удивление.
Учитывая, что Disney потратила 4 миллиарда долларов на приобретение "Звёздных войн", неумелый подход "Мышиного дома" к созданию новой трилогии (что называется, "на ходу") останется одной из самых удивительных историй Голливуда.
Превращение "Хоббита" в трилогию не впечатлило поклонников творчества Толкина
Ошеломительный успех кинотрилогии "Властелин колец" породил всеобщее ожидание экранизации "Хоббита" под руководством Питера Джексона. В итоге было принято решение о создании целой трилогии на основе одной книги.
Учитывая скромный объём "Хоббита" по сравнению с любой из книг "Властелина колец", даже адаптация в формате дилогии казалась избыточной.
Изначально режиссёрское кресло предназначалось Гильермо дель Торо, а затем перешло к Питеру Джексону, что давало надежду на бережное отношение к первоисточнику.
Однако вскоре после завершения основных съёмок дилогии Джексон объявил о превращении "Хоббита" в трилогию. Режиссёр приступил к 10-недельным досъёмкам, используя материалы из приложений к "Возвращению короля" Толкина.
Несмотря на колоссальный кассовый успех трилогии, собравшей почти 3 миллиарда долларов, как критики, так и поклонники сошлись во мнении о чрезмерном растягивании сюжета.
Трилогия, общей продолжительностью около восьми часов, подверглась критике за недостаток материала для трёх эпических блокбастеров.
Одним из самых спорных нововведений стало появление Тауриэль, персонажа, придуманного Джексоном и сыгранного Эванджелин Лилли, которая оказалась втянутой в надуманный любовный треугольник с Леголасом (Орландо Блум) и Кили (Эйдан Тёрнер).
В ретроспективе разделение на три фильма представляется скорее циничным коммерческим решением, чем художественной необходимостью, продиктованной обилием сюжетных линий.
Аманду убрали из повествования слишком рано (франшиза "Пила")
Как вообще подступиться к обсуждению франшизы "Пила"? Начавшись как скромный хоррор за миллион долларов, она разрослась до гигантской серии, насчитывающей уже десять фильмов и принесшей более миллиарда долларов в прокате.
Многие поклонники считают роковой ошибкой "Пилы" устранение главного злодея, Джона Крамера, также известного как Конструктор (Тобин Белл), в финале "Пилы 3". Обаяние Крамера было столь велико, что в большинстве последующих продолжений изобретались сложные способы оставить его в сюжете (чаще всего с помощью записанных заранее посланий и флешбэков).
Но ещё большей неудачей стало то, что киношники представили достойного наследника Крамера, а затем убрали его из игры в следующем фильме.
Наиболее неожиданный поворот в "Пиле 2" раскрыл, что жертва Крамера, Аманда Янг (Шони Смит) из первой части, на самом деле была его ученицей и должна была занять место Пилы после его смерти от рака.
Однако в "Пиле 3" было принято крайне спорное решение: убить не только Крамера, но и Аманду, которую в конце фильма застрелил Джефф (Ангус Макфадьен).
В результате "Пиле 4" пришлось приложить немало усилий, чтобы ввести ещё одного ученика, детектива Хоффмана (Костас Мэндилор), чьё появление до сих пор вызывает противоречивые чувства у фанатов.
Учитывая симпатию зрителей к Аманде, её устранение на раннем этапе было непростительной ошибкой, оставив зияющую брешь, которую создатели безуспешно пытались заполнить Хоффманом.
Если бы Аманда и Хоффман боролись за наследие Крамера, развязка была бы куда более захватывающей, чем та запутанная история, которую мы получили в итоге. Но по причинам, остающимся загадкой, Аманда трагически погибла.
Излишняя самоуверенность Шейна Блэка сыграла с ним злую шутку ("Хищник")
Справедливо будет отметить, что ни один фильм из франшизы "Хищник" так и не смог достичь уровня культового оригинала, созданного Джоном Мактирнаном в 1987 году.
"Хищник 2" предлагал интересную смену обстановки, перенося действие в городские джунгли, а фильм "Хищники" 2010 года был динамичным и зрелищным, но оба уступали первому фильму.
Однако с выходом "Хищника" в 2018 году студия Fox попыталась кардинально переосмыслить франшизу, отойти от корней экшен-хоррора и выйти на уровень масштабных блокбастеров. С бюджетом в 88 миллионов долларов, что превышает суммарный бюджет трёх предыдущих фильмов, "Хищник" должен был положить начало масштабной "вселенной". При этом ничто в предыдущих частях не указывало на то, что франшиза "Хищник" выиграет от взаимосвязанного и продолжительного сюжета.
Именно жестокая и прямолинейная история сделала оригинальный фильм таким запоминающимся. Сила же "Хищника 2" и "Хищников" в их относительной самостоятельности.
Стоит также упомянуть, что производство "Хищника" сопровождалось трудностями, включало масштабные пересъёмки и вызвало критику из-за сомнительной сюжетной линии, в которой аутизм используется как оружие.
Из-за негативных отзывов и низкой заинтересованности зрителей "Хищник" провалился в прокате, что поставило крест на планах о продолжениях. Поэтому вполне логично, что следующая часть, "Добыча", представляет собой хоррор с небольшим бюджетом, более близкий по стилю и тону к оригинальному фильму. Она вышла сразу в цифровом формате, минуя кинотеатры.
Дэн Трахтенберг пошёл по верному пути: попытка воссоздать грубую суть оригинала 1987 года, а не превращать фильм про Хищника в нечто совершенно иное, оказалась вполне успешной.
Постоянное изменение сюжета (франшиза "Терминатор")
Если и есть серьёзный аргумент, подчёркивающий превосходство первых двух частей "Терминатора" над последующими, то он заключается в исчерпанности потенциальных сюжетов в рамках этой вселенной. Однако потенциально ещё несколько захватывающих историй можно было бы рассказать.
Основной проблемой стало отсутствие логической последовательности в повествовании, которое неоднократно переписывалось с целью реанимировать угасающую популярность франшизы.
"Терминатор 3", не являясь прямым переосмыслением, заложил основу для этого, разрушив тщательно выстроенный финал "Терминатора 2" и намекнув на неотвратимость Судного дня. Тем не менее фильм смело продемонстрировал впечатляющую апокалиптическую концовку.
"Терминатор: Да придёт спаситель" в значительной степени старался придерживаться установленной сюжетной линии, но "Терминатор: Генезис" проигнорировал события "Спасителя", фактически перезапустив серию и позволив Скайнету изменить существующую временную линию.
"Генезис" попытался переосмыслить или вовсе отменить события первых двух фильмов, надеясь создать платформу для новой трилогии, но коммерческий провал вынудил продюсеров вернуться к отправной точке.
Спустя несколько лет появился фильм "Терминатор: Тёмные судьбы", который вновь нарушил хронологию, проигнорировав большинство сиквелов и став прямым продолжением "Терминатора 2".
Тем не менее спорное решение убить молодого Джона Коннора в начальной сцене сразу же вызвало негативную реакцию у многих фанатов, хотя остальная часть фильма, по правде говоря, могла быть и хуже.
Подобно "Звёздным войнам", отсутствие чёткого плана нанесло значительный ущерб "Терминатору", но вместо попыток исправить существующий сценарий продюсеры настойчиво перезапускали франшизу, что подорвало доверие зрителей.
Попытка связать отдельные фильмы воедино ("Джеймсы Бонды" с участием Дэниела Крейга)
Серия фильмов о Джеймсе Бонде с Дэниелом Крейгом, по общему мнению, является одной из самых успешных в истории франшизы об агенте 007. Тем не менее, творческая группа допустила серьёзный промах, попытавшись превратить отдельные картины в единую, взаимосвязанную историю.
После оглушительного успеха "Казино "Рояль", положившего начало карьере Крейга в роли Бонда, последовал "Квант милосердия", который фактически продолжил повествование, завершив сюжетную линию о мести Бонда за гибель Веспер Линд (в исполнении Евы Грин).
"Скайфолл" вернулся к более привычному формату самостоятельного фильма, однако проблемы возникли с выходом "Спектра", предпоследней картины с Крейгом, где неуклюже раскрылось, что Блофельд (Кристоф Вальц) является не только приёмным братом Бонда, но и кукловодом, стоящим за всеми злодеями на протяжении предыдущих частей.
Создатели "Спектра" явно стремились показать, что именно Блофельд был причиной всех бед, преследовавших Джеймса после событий "Казино "Рояль". Это выглядело как отчаянная попытка использовать набирающую популярность концепцию взаимосвязанных киновселенных. В сочетании с сюжетной линией о родственных связях это вызывало ассоциации с пародийным "Остином Пауэрсом".
Финальному фильму с Крейгом, "Не время умирать", выпала непростая задача — исправить хаос, созданный "Спектром", и, к чести создателей, они справились с этим героически. Вместо того чтобы игнорировать нелепый сюжет "Спектра", сценаристы сумели придать ему некоторый смысл, углубив образ Блофельда, хотя, к сожалению, все фильмы с Крейгом оказались втянуты в эту неразбериху.
Будем надеяться, что будущие фильмы о Бонде будут сосредоточены на уникальных приключениях, связанных лишь небольшими намёками на общую сюжетную линию и развитие персонажей.
Совершенно нелепая хронология событий ("Люди Икс")
Безусловно, франшиза "Люди Икс" внесла огромный вклад в популяризацию жанра супергеройского кино, но даже простое размышление о её сложном и противоречивом сюжете может вызвать замешательство.
После завершения оригинальной трилогии в 2006 году фильм "Люди Икс: Первый класс", вышедший в 2011 году, стал отличным приквелом, органично вписавшимся в существующую историю.
Однако в продолжении, "Люди Икс: Дни минувшего будущего", было принято смелое решение использовать путешествия во времени в качестве инструмента для исправления нежелательных аспектов франшизы, которые не нравились как фанатам, так и режиссёру Брайану Сингеру. Речь идёт о смерти Джин Грей (Фамке Янссен) и Циклопа (Джеймс Марсден) в фильме "Люди Икс: Последняя битва".
В то время это казалось довольно смелым шагом, пока Голливуд не начал активно использовать путешествия во времени и альтернативные реальности для исправления своих творческих ошибок.
Но по-настоящему "Люди Икс" потеряли направление с выходом последующих приквелов и сиквелов, которые изо всех сил пытались догнать оригинальный фильм "Люди Икс" 2000 года.
Между событиями "Первого класса" (2011) и "Тёмного феникса" (2019) прошло 30 сюжетных лет, но все главные герои выглядели неестественно молодо для своего возраста.
Примечательно, что к моменту появления Тёмного Феникса Ксавье (Джеймс Макэвой) и Магнето (Майкл Фассбендер) должны были быть старше 60 лет, но выглядели максимум на 40.
Приквелы показали, что ни Брайан Сингер, ни Саймон Кинберг не уделяли особого внимания последовательному отображению времени в сериале, поэтому неудивительно, что зрители перестали обращать на это внимание.
К тому времени, когда сериал завершился "Тёмным Фениксом", от былой славы почти ничего не осталось.
Расправа над полюбившимися персонажами (франшиза "Чужой")
Подобно культовому "Терминатору", первые два фильма о Чужих заслуженно считаются вершиной франшизы, после которой качество заметно идёт на спад.
"Чужой 3", хоть и не является провальным, совершает роковую ошибку, омрачившую всю последующую серию. Зритель узнаёт, что полюбившиеся герои "Чужих" — Хикс (в исполнении Майкла Бина) и юная Ньют (Кэрри Хенн) — трагически погибли во время криогенного сна, и Рипли (Сигурни Уивер) вновь остаётся единственной выжившей. Учитывая её привязанность к ним и усилия по спасению Ньют в предыдущем фильме, такое пренебрежительное отношение к их судьбам кажется оскорбительным.
Но и это ещё не всё: в "Чужом 3" Рипли оказывается беременной эмбрионом Ксеноморфа и в финале жертвует собой, бросившись в расплавленный металл, чтобы предотвратить его рождение. Эта потеря оборвала последнюю связь зрителя с франшизой, и, возможно, на этом стоило остановиться.
Однако пять лет спустя выходит "Чужой: Воскрешение", и создателям приходится решать сложную задачу: как продолжить сериал без главной героини. Решение оказывается сомнительным: Рипли возвращается в виде клона, сочетающего в себе ДНК человека и Ксеноморфа, который благодаря генетической памяти обладает обрывочными воспоминаниями оригинала. Это больше похоже на фанатский вымысел, который лишь подчёркивает ошибочность решения убить Рипли, если планировалось продолжение.
По иронии судьбы, "Чужой: Воскрешение" с его скромными кассовыми сборами положил конец оригинальной киносерии, и лишь спустя 15 лет Fox предприняла попытку снять приквел "Прометей". Но, похоже, ничему не научившись, "Прометей" представил новую интересную героиню, Элизабет Шоу (Нуми Рапас), и загадочную расу Инженеров. Однако в сиквеле "Чужой: Завет" Шоу погибает за кадром, а Инженеры быстро уничтожаются.
Неудивительно, что и "Завет" не оправдал ожиданий, что привело к приостановке киносерии приквелов Ридли Скотта, съёмкам "Ромула" под режиссёрским началом Феде Альвареса, а также созданию телесериала "Чужой: Земля" при непосредственном участии Ноя Хоули.
Лори Строуд и Майкл Майерс — родственники или нет? (франшиза "Хэллоуин")
Киносерия "Хэллоуин" представляет собой череду неоднозначных решений, взлётов и провалов, что затрудняет выявление единственной ошибки, погубившей франшизу. Однако, пожалуй, наиболее сомнительным шагом стало представление Лори Строуд (в исполнении Джейми Ли Кёртис) как тайной сестры маньяка Майкла Майерса в картине "Хэллоуин 2".
Если оригинальный фильм пугал своей непредсказуемостью и хладнокровностью злодея, то добавление личной мотивации в действия Бугимена снизило уровень напряжения и даже обесценило образ. И с этого момента, за исключением никак не связанного с остальными "Хэллоуина 3: Сезон ведьм", сериал стал заложником отношений Лори и Майкла, даже когда Лори отсутствовала в кадре.
В четвёртом фильме, "Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса", Лори устраняется из повествования за кадром из-за нежелания Кёртис возвращаться к роли, но для сохранения семейной линии вводится дочь Лори, Джейми Ллойд (Даниэль Харрис). Несмотря на то, что Джейми Ллойд полюбилась зрителям, она погибает от рук Майкла в фильме "Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса", но, конечно, у неё тоже есть ребёнок, на которого теперь охотится Майкл.
В конечном итоге, семейное древо Лори стало настолько запутанным, что Кёртис согласилась вернуться к роли в седьмом фильме "Хэллоуин: 20 лет спустя", где последние три фильма были переписаны, чтобы вернуть Лори к жизни.
"Хэллоуин: 20 лет спустя" и его раскритикованный сиквел "Хэллоуин: Воскрешение" были неразрывно связаны с идеей кровного родства Лори и Майкла, как и два противоречивых ремейка Роба Зомби.
Лишь в "Хэллоуине" 2018 года родственная связь была разорвана окончательно. Фильм, выступающий прямым продолжением оригинальной картины 1978 года, игнорирует все последующие сиквелы и прямо заявляет, что родство Лори и Майкла – выдумка. Тем не менее, на протяжении почти четырёх десятилетий франшиза продолжала эту нелепую идею, что сильно ограничивало её повествовательный потенциал.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, какие десять фильмов были спасены от возможного провала буквально одним кадром.
Я создал второй канал — "Лунный Буржуй", где теперь на регулярной основе размещаю статьи о космосе во всех его проявлениях: исследования, реальные полёты, встречи с пришельцами, фантастические миры и так далее. Также планирую писать о паранормальных явлениях и известных серийных убийцах. Подписывайтесь, будет интересно.
Возможно, вас также заинтересует: