Август 1945 года. Над Японией уже сгустилась тень атомной катастрофы, а Квантунская армия захлебывалась кровью в маньчжурских степях. В этих исторических декорациях советские войска начали операцию по освобождению Южного Сахалина и Курильских островов. Ключевым эпизодом стал десант в японский порт Торо (ныне Шахтёрск), в период с 15 по 18 августа. Этот “последний бросок” советских морпехов, несмотря на отчаянное сопротивление врага, стал важной ступенью к полной победе.
Торо – цель: ключ к Южному Сахалину
После поражения России в войне 1904-1905 годов, Южный Сахалин (Карафуто, как его называли японцы) превратился в мощный плацдарм. Укрепленные районы, базы, аэродромы – все говорило о стратегическом значении острова. Отсюда японцы контролировали Татарский пролив, держа под прицелом советский Дальний Восток.
Советское командование понимало: взятие Торо (крупнейшего порта на западном побережье) – это перекрытие японских коммуникаций, создание условий для удара вглубь острова. Решение о десантной операции было неизбежным.
“Главное – внезапность!”: начало десанта
Предварительно, 80 самолетов советской авиации провели бомбардировку порта и разведали подходы. В ночь на 16 августа, 7 гидросамолетов МБР-2 нанесли последний удар. Затем, в 21:30 15 августа, первый отряд кораблей (1 сторожевик, 4 пограничных катера из состава 62-го морского погранотряда) со 140 морпехами на борту вышел в море.
“В 5:00 утра 16 августа отряд подошел к Торо, и тут началась настоящая феерия. Незамеченные, мы прорвались в порт, высадили десант прямо на мол и песчаную отмель!” – вспоминал один из участников тех событий.
Японцы не ожидали такого нахальства. В порту и городе находились лишь рота резервистов (около 100 человек) и ополчение (до 100, половина без оружия). К 6 утра порт был под контролем десанта.
Продвижение на юг: Эсутору и Яма-Сигай
В 9:00 в Торо ворвался второй эшелон – 334 морских пехотинца на 16 торпедных катерах. К 10:00 поселок был взят. Потери японцев – 84 убитых, 29 пленных. А к 19:00 высадился третий эшелон - 900 бойцов 113-й стрелковой бригады. Плацдарм расширялся, заняты окрестные поселки. Но чем дальше вглубь острова продвигались советские войска, тем сильнее становилось сопротивление японцев. “Сопротивление нарастало с каждой минутой”, — вспоминал участник операции.
Дальше – Эсутору (ныне Углегорск). В 9:30 утра советский отряд на трех катерах ворвался в порт, высадил 90 десантников, и стремительным броском занял его. Атака с севера – и поселок был освобожден! К сожалению, два торпедных катера получили повреждения при подходе к берегу и вернулись в Советскую Гавань.
Яма-Сигай (район Углегорска) оборонялся особенно ожесточенно. Две роты японцев закрепились на господствующих высотах, остановив первый натиск. Ночью батальон морской пехоты и стрелковый батальон пошли на штурм. “Бой был адский, земля дрожала!” - писал ветеран. При поддержке корабельной артиллерии к 9:30 18 августа город был очищен от врага. Японцы потеряли 136 человек убитыми и ранеными.
Итоги: плацдарм, капитуляция и новые десанты
К концу 18 августа десант удерживал важный плацдарм, перерезавший японские коммуникации. Основная группировка японских войск на Южном Сахалине, оборонявшая Котонский укрепрайон, оказалась под угрозой окружения.
18 августа командующий укрепрайоном начал переговоры о капитуляции. 19 августа – сдался в плен. А плацдарм в Торо стал отправной точкой для советских десантов в порты Маока и Отомари. Потери десанта в Торо за три дня боев составили всего 12 человек погибшими.
Советский десант в порт Торо - яркий пример героизма и мастерства советских моряков в последние дни Второй Мировой Войны. Их отвага приблизила долгожданную победу и освобождение Южного Сахалина.
А что вы знаете о других малоизвестных страницах советско-японской войны? Делитесь своими знаниями в комментариях, и подписывайтесь на наш канал! Вместе мы восстановим историческую правду!